Психологические условия успеха на переговорах

 

 

Глава 27. Переговоры как способ завершения конфликта                                                   263

 

Психологические условия, повышающие успех переговоров.

1. Решающее влияние на успешность переговоров оказывает личностный фак­тор. Среди личностных качеств, способствующих успеху переговоров, обычно называют развитые способности, нервнопсихическую устойчивость, толе­рантность, нестандартное мышление, решительность, скромность, профес­сионализм, корпоративное чувство (Е. Егорова, М. Лебедева, Л. Негреш, Д. Рубин).

2. Учет полоролевых особенностей показывает, что, например, мужчины демонст­рируют более высокую удовлетворенность собой и процессом переговоров с партнером противоположного пола.                                                                                                                                                                                                                                                                       3. Успех на переговорах во многом зависит от учета национальных особенно­стей партнера (Д. Давидсон, М. Лебедева, Е. Панов).

4.  Различные типы взаимодействия — в диаде, по сравнению с триадой, пере­говоры характеризуются меньшей устойчивостью, большей неопределенно­стью результатов, сдвигом на эмоциональные аспекты.

5. Восприятие времени — побеждает тот, кто располагает временем, попавший в цейтнот, принимая решения, совершает больше ошибок.

6. Отсутствие желания применить насилие может привести к быстрому реше­нию проблемы. Мирному решению кризисных ситуаций способствует нали­чие возможностей воздействовать друг на друга невоенными средствами (С. Хэрманн).

7. Жесткая переговорная позиция может понизить требования другой стороны, а может и вызвать такой же ответ.

8. Наличие внешней угрозы повышает вероятность уступок оппонента. Угроза должна основываться на действиях, а не на намерениях.

9. Усиление контроля общения позволяет участникам уменьшить влияние эмо­ций на выбор варианта решения, что позитивно сказывается на результате взаимодействия (Е. Кимпеляйнен).

10. Особенности обсуждаемой проблемы — чем более абстрактна обсуждаемая тема, тем легче участникам достичь согласия, и наоборот.

11. Количество участников — два человека успешнее обсуждают проблемы, затрагивающие личные интересы оппонентов. Втроем эффективнее переговоры на абстрактные темы (Е. Кимпеляйнен).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             12. Позитивно влияет на переговоры взаимозависимость оппонентов — прочные отношения в прошлом, совместные перспективы.

13. В ходе длительного и сложного конфликта деятельность посредника во многом определяет возможность выхода из кризиса.

14. Если переговоры затянулись, а решения нет, полезно объявить перерыв, который позволит провести консультации, снять уровень напряженности, сделать людей более уступчивыми..;    15. Если оппонентами в конфликте являются группы, то лучше вести диалог не со всеми, а только с их представителями, которые зачастую не склонны де­монстрировать поляризацию, а результат является компромиссом между ис­ходными позициями.

 

 

 

Глава 27. Переговоры как способ завершения конфликта                                               265

Переговоры как сложный и неоднородный по задачам процесс состоят из не­скольких этапов (М. Лебедева). Рассмотрим их более подробно.

Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются с момента, когда одна из сторон (или посредник) выступит их инициатором.

К организационным моментам подготовки относят: формирование делегации, определение места и времени встречи, повестки дня каждого заседания, согласо­вание с заинтересованными организациями касающихся их вопросов. Большое значение имеет формирование делегации, определение ее главы, количественно­го и персонального состава. Бывает так, что главой на переговорах назначают человека не принимая в расчет его компетентность по существу обсуждаемой про­блемы, а исходя лишь из должностного статуса. Важно, чтобы делегация пред­ставляла собой единую команду, где все работают на успех переговоров. Со­держательная сторона подготовки к переговорам включает: анализ проблемы и интересов участников; формирование общего подхода к переговорам и собст­венной позиции на них; определение возможных вариантов решения. Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту реше­ния, а также их аргументацию. Предложения являются ключевыми элементами позиции. Даже хорошая идея, не будучи облеченной в ясную форму предложений, может погибнуть. Формулировка предложений должна быть объективной, про­стой и не допускать двусмысленности.

Ведение переговоров. Сама процедура переговоров начинается, когда сторо­ны приступают к обсуждению проблемы. В ходе уточнения интересов и позиций снимается информационная неопределенность по обсуждаемой проблеме. Этап уточнения проявляется в изложении сторонами позиций (внесение официаль­ных предложений) и предоставлении разъяснений по ним. Этап обсуждения (ар­гументации) направлен на то, чтобы максимально понятно обосновать собствен­ную позицию. Если стороны стремятся решить проблему путем переговоров, то результатом этапа аргументации должно быть определение рамок возможной договоренности. В ходе согласования позиций выделяют две фазы: сначала согласова­ние общей формулы, а затем — деталей. При выработке общей формулы соглашения, а затем и при ее детализации стороны проходят как бы все три этапа: уточнение пози­ций, их обсуждение и согласование.

Анализ результатов переговоров. Принято считать, что если сторонами под­писан определенный документ, значит, время на переговоры было потрачено не впустую. Наличие соглашения еще не делает переговоры успешными, а его отсут­ствие не всегда означает их провал. Субъективные оценки переговоров и их резуль­татов являются важнейшим индикатором успеха переговоров. Их считают уда­вшимися, если стороны высоко оценивают итоги.

Другой важнейший показатель успешности переговоров — степень решения проблемы. Успешные переговоры предполагают решение проблемы, пусть даже по-разному понимаемое сторонами.

Третий показатель успешности переговоров — выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств. Переговоры закончились, но взаимодействие сто­рон продолжается. Предстоит выполнение принятых решений. В этот период складывается представление о надежности недавнего оппонента, о том, насколь­ко строго он следует договоренностям.        

 

 

Глава 27. Переговоры как способ завершения конфликта                                                  265

Переговоры как сложный и неоднородный по задачам процесс состоят из не­скольких этапов (М. Лебедева). Рассмотрим их более подробно.

Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются с момента, когда одна из сторон (или посредник) выступит их инициатором.

К организационным моментам подготовки относят: формирование делегации, определение места и времени встречи, повестки дня каждого заседания, согласо­вание с заинтересованными организациями касающихся их вопросов. Большое значение имеет формирование делегации, определение ее главы, количественно­го и персонального состава. Бывает так, что главой на переговорах назначают человека не принимая в расчет его компетентность по существу обсуждаемой про­блемы, а исходя лишь из должностного статуса. Важно, чтобы делегация пред­ставляла собой единую команду, где все работают на успех переговоров. Со­держательная сторона подготовки к переговорам включает: анализ проблемы и интересов участников; формирование общего подхода к переговорам и собст­венной позиции на них; определение возможных вариантов решения. Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту реше­ния, а также их аргументацию. Предложения являются ключевыми элементами позиции. Даже хорошая идея, не будучи облеченной в ясную форму предложений, может погибнуть. Формулировка предложений должна быть объективной, про­стой и не допускать двусмысленности.

Ведение переговоров. Сама процедура переговоров начинается, когда сторо­ны приступают к обсуждению проблемы. В ходе уточнения интересов и позиций снимается информационная неопределенность по обсуждаемой проблеме. Этап уточнения проявляется в изложении сторонами позиций (внесение официаль­ных предложений) и предоставлении разъяснений по ним. Этап обсуждения (ар­гументации) направлен на то, чтобы максимально понятно обосновать собствен­ную позицию. Если стороны стремятся решить проблему путем переговоров, то результатом этапа аргументации должно быть определение рамок возможной договоренности. В ходе согласования позиций выделяют две фазы: сначала согласова­ние общей формулы, а затем — деталей. При выработке общей формулы соглашения, а затем и при ее детализации стороны проходят как бы все три этапа: уточнение пози­ций, их обсуждение и согласование.

Анализ результатов переговоров. Принято считать, что если сторонами под­писан определенный документ, значит, время на переговоры было потрачено не впустую. Наличие соглашения еще не делает переговоры успешными, а его отсут­ствие не всегда означает их провал. Субъективные оценки переговоров и их резуль­татов являются важнейшим индикатором успеха переговоров. Их считают уда­вшимися, если стороны высоко оценивают итоги.

Другой важнейший показатель успешности переговоров — степень решения проблемы. Успешные переговоры предполагают решение проблемы, пусть даже по-разному понимаемое сторонами.

Третий показатель успешности переговоров — выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств. Переговоры закончились, но взаимодействие сто­рон продолжается. Предстоит выполнение принятых решений. В этот период складывается представление о надежности недавнего оппонента, о том, насколь­ко строго он следует договоренностям.     

 

 

Глава 27, Переговоры как способ завершения конфликта267

 

Практика показывает, что даже если на предыдущих стадиях работы с конф­ликтом происходят позитивные сдвиги в изменении позиций его участников, про­цесс разрешения конфликта требует совместного дальнейшего обсуждения про­блемы, т. е. переговоров. Возможность преобразования конфликтной ситуации в ситуацию нормального взаимодействия не имеет заранее предопределенного ха­рактера. На каждом этапе переговоров ситуация определяется по-новому, преды­дущие сдвиги к постепенному достижению соглашения или подтверждаются, или опровергаются. Возможность выхода на компромисс в таком случае может быть рассмотрена исходя из условий в приведенном ниже примере.

Достижение компромисса в процессе переговоров реализуется в моделях «ус­тупка-сближение» или «выигрыш-проигрыш».

Содержание этих моделей заключается в том, что при наличии конфликта сто­роны могут идти на взаимные уступки, которые в конечном итоге должны приве­сти к формированию приемлемых позиций. Классическим примером ситуаций подобного типа является торг продавца и покупателя из-за приемлемой цены на товар. В частности, к данному типу конфликтов, подпадающих по своей специ­фике под модель «торга», относят ресурсные конфликты, а предмет торга называ­ют распределением, дележом, «борьбой за обладание ресурсом».

В практике социально-психологического тренинга такие ситуации называют «игра с нулевой суммой», потому что выигрыш одной стороны в точности равен проигрышу другой.

В ходе подготовки к процессу переговоров каждая сторона, как правило, гото­вит несколько предложений:

исходное предложение — предполагает формулировку максимальных требо­ваний для себя;

последнее предложение — обоснование минимально приемлемой для себя по­зиции, после отвержения которой противоположной стороной возможен от­каз от сделки;

компромиссное предложение — позиция между исходным и последним пред­ложением, которые создают некоторый диапазон приемлемых предложений.

Соответственно компромиссэто вариант достижения договоренностей, на­ходящийся ниже максимально желаемого, но превышающий порог отказа для обе­их сторон и требующий четкого согласования позиций сторон конфликта.

Обычно на первых этапах переговоров оппоненты выдвигают максимальные требования.

В том случае, если стремление к компромиссу носит обоюдный характер, каж­дая уступка одной стороны способна до определенной степени инициировать ус­тупки с другой.

Выдвигаемые в процессе переговоров требования могут быть как достаточно «сильными» и требовать от оппонента значительного изменения, большей уступ­ки, так и «слабыми», предполагающими небольшие изменения первоначальной позиции.

Важным моментом переговорного процесса является то, что выдвигаемые пред­ложения должны предоставлять оппонентам возможность изменять свою пози­цию не по существу, а ориентироваться на предложения другой стороны.         

 

 

268 ____________________________________________ Раздел 6. Разрешение конфликтовний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: