ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие
Ставрополь
ББК 87.6
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «СГУ»
Социальная философия: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во ГОУ ВПО «СГУ», 2010. – 246 с.
Учебное пособие включает курс лекций для студентов, соответствующий Государственному образовательному стандарту по специальности «Социальная философия». Учебное пособие посвящено особенностям формирования социальной части мировоззрения – философии общества. В нем рассматриваются вопросы о взаимоотношении человека и общества, анализируются проблемы формационного и цивилизационного развития человечества, а также механизмы общественного развития. Курс лекций содержит достаточное количество принципиально новых дискуссионных материалов, учит толерантности к противоположным мнениям.
Учебное пособие адресовано преподавателям вузов, студентам, аспирантам, государственным и муниципальным служащим.
Редакционная коллегия:
С.Ю. Иванова – доктор философских наук, профессор – председатель;
|
|
Б.В. Аксюмов – доктор философских наук, доцент;
В.И. Каширин – доктор философских наук, профессор.
Авторский коллектив:
В.А. Авксентьев – д-р филос. наук, профессор; Б.В. Аксюмов – д-р филос. наук, доцент; А.Б. Багдасарова – канд. филос. наук, доцент; Н.А. Водопьянова – канд. филос. наук, доцент; Л.Н. Вшивцева – канд. филос. наук; С.Ю. Иванова – д-р филос. наук, профессор; В.И. Каширин – д-р филос. наук, профессор; О.В. Каширина – д-р филос. наук, доцент; Л.В. Коновалова – канд. пед. наук, доцент; О.В. Ляшенко – канд. филос. наук; Э.Т. Майборода – канд. филос. наук, доцент; О.С. Новикова – д-р филос. наук, профессор; М.Е. Попов – канд. филос. наук, доцент; С.В. Попова – канд. филос. наук, доцент.
Рецензенты:
В.И. Пржиленский – доктор философских наук, профессор;
А.М. Ерохин – доктор социологических наук, профессор.
© ГОУ ВПО «СГУ», 2010
© Коллектив авторов, 2010
Данное учебное пособие представляет собой курс лекций по актуальным проблемам социально-философского знания и рассчитано на студентов как очного, так и заочного отделений Ставропольского государственного университета.
Пособие включает в себя три раздела, охватывающие всю совокупность ключевых тем социальной философии. В первом разделе освещаются важнейшие вопросы философской антропологии и философии культуры. Акцент делается на проблеме происхождения человека и культуры, закономерностях их развития. Большое внимание уделено историко-философским аспектам становления человека в мире культуры, ключевым экзистенциальным параметрам человеческого бытия – свободе, смысложизненным ценностям, проблеме смерти и бессмертия.
|
|
Второй раздел учебного пособия посвящен средоточию социально-философской проблематики – обществу. Освещаются вопросы социогенеза, анализируются основные концепции и теории общества, ставится проблема дефиниции общества в контексте существенно изменившейся социальной реальности современного мира. Системному анализу подвергаются основные сферы общественной жизни – социальная, материально-экономическая, духовная, политическая. В большом объеме рассматриваются проблемы философско-исторического знания, в частности, достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов, до сих пор представляющих собой наиболее цельные и универсальные модели общественно-исторического процесса.
В третьем разделе осуществляется переход к современному этапу развития цивилизации, перспективам ее дальнейшей эволюции. Наибольшее внимание уделяется глобализации как символу новой эпохи, нового этапа культурно-цивилизационного развития человечества. Также большое внимание уделено современному состоянию российского государства и общества, перспективам развития России в XXI столетии.
Пособие ориентировано на формирование у студентов набора компетенций для реализации стратегии национальной и региональной безопасности, осуществления антиконфликтогенного менеджмента, инновационного управления и постконфликтной реконструкции, необходимых для обеспечения стабильности и эффективного развития поликультурного регионального социума.
Пособие призвано помочь студентам самостоятельно готовиться к занятиям, использовать различные формы самоконтроля, расширять свой кругозор за счет изучения дополнительной литературы. Это будет способствовать формированию у студентов компетенций разного уровня, что позволит в конечном итоге реализовать цель и задачи данного учебного пособия, а также курса в целом.