double arrow

Идейно-художественное своеобразие


Практическое занятие № 8

Развитие жанра поэмы в творчестве Баратынского

Практическое занятие № 7

Романтические поэмы А.С.Пушкина: жанровые особенности

Практическое занятие № 6

План:

1. Своеобразие романтического героя и романтического конфликта.

2. Автор и герой в романтической поэме.

3. Поэма А.С.Пушкина “Кавказский пленник”: формирование классической формы романтического конфликта в русской романтической поэме. Пушкин и Байрон. Своеобразие героя в поэме, его противоречивость, несоответствие традиционному типу романтического героя поэмы байроновского типа.

4. “Бахчисарайский фонтан”: своеобразие конфликта. Соотношение непроясненности внешнего сюжета и ясности мотивировок поступков персонажей в поэме. Образы Гирея, Марии, Заремы, их романтическая суть. Децентрализация поэмы.

5. “Цыганы”: усиление значения центрального персонажа. Антибайронический и антируссоистский характер поэмы. Своеобразие конфликта, смысл противопоставления образов Алеко и старого цыгана. Философский характер конфликта поэмы.

Литература:

Бонди С.М. Поэмы Пушкина //Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 тт. – М., 1960. Т. 3.




Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “Самое полное цветение русского романтизма” (Южные поэмы Пушкина)).

Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите особенности романтического героя и романтического конфликта.

2. Выполните анализ поэм А.С. Пушкина “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы”, обращая внимание на своеобразие конфликта, специфику героя и эволюцию жанра поэмы в творчестве А.С.Пушкина.

Усложнение романтической коллизии,

План:

1. Поэтика романтической поэмы, ее типологические черты.

2. Развитие традиционного романтического конфликта, появление его вариативности.

3. “Эда”: отказ от традиций романтической поэмы байроновского типа. “Новая дорога” Баратынского.

4. “Бал”: усложнение романтической коллизии. Мотив возвращения героя как структурный элемент поэм Баратынского. Децентрализация поэмы: удвоение персонажей. Значение образа Нины.

5. “Наложница”: децентрализация действия, “сопряжение” равных персонажей. Постромантический характер конфликта.

Литература:

Бочаров С.Г. “Обречен борьбе верховной…” // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1988.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “… Он шел своею дорогой один и независим” (Поэмы Баратынского)).

Тойбин И.М. Поэма Баратынского “Эда” // Русская литература, 1963. - № 2.



Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите теоретические вопросы, определите типологические черты романтической поэмы, особенности её поэтики.

2. Выполните анализ поэм Баратынского “Эда”, “Бал”, “Наложница” с точки зрения эволюции коллизии и конфликта.

Поэмы М.Ю. Лермонтова: специфика жанра,

План:

1. “Мцыри”: своеобразие художественного конфликта и героя.

2. Философский характер конфликта в поэме «Мцыри».

3. Пространственно-временные отношения в поэме «Мцыри».

4. “Демон”: философский универсализм конфликта в поэме.

5. Своеобразие героя в поэме «Демон».

6. Литературные традиции и их переосмысление в поэме «Демон»: образ Демона.

7. Философское осмысление зла в творчестве Лермонтова.

Литература:

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 370 – 378.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “Над бездной адскою блуждая” (Романтические поэмы Лермонтова)).

Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.

Мелихова Л.С., Турбин В.Н. Поэмы Лермонтова. – М., 1969

Методические указания:

  1. Обратившись к предложенной литературе (Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 366 – 370; Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978; Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987), подготовьтесь к ответам на теоретические вопросы:

1) Эволюция русской романтической поэмы.

2) Философский универсализм романтической коллизии поздних романтических поэм.

  1. Прочитайте поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Демон”.
  2. Рассмотрите указанные теоретические вопросы на материале поэм М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Демон”.






Сейчас читают про: