Практическое занятие № 8
Развитие жанра поэмы в творчестве Баратынского
Практическое занятие № 7
Романтические поэмы А.С.Пушкина: жанровые особенности
Практическое занятие № 6
План:
1. Своеобразие романтического героя и романтического конфликта.
2. Автор и герой в романтической поэме.
3. Поэма А.С.Пушкина “Кавказский пленник”: формирование классической формы романтического конфликта в русской романтической поэме. Пушкин и Байрон. Своеобразие героя в поэме, его противоречивость, несоответствие традиционному типу романтического героя поэмы байроновского типа.
4. “Бахчисарайский фонтан”: своеобразие конфликта. Соотношение непроясненности внешнего сюжета и ясности мотивировок поступков персонажей в поэме. Образы Гирея, Марии, Заремы, их романтическая суть. Децентрализация поэмы.
5. “Цыганы”: усиление значения центрального персонажа. Антибайронический и антируссоистский характер поэмы. Своеобразие конфликта, смысл противопоставления образов Алеко и старого цыгана. Философский характер конфликта поэмы.
Литература:
Бонди С.М. Поэмы Пушкина //Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 тт. – М., 1960. Т. 3.
Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.
Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “Самое полное цветение русского романтизма” (Южные поэмы Пушкина)).
Методические указания:
1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите особенности романтического героя и романтического конфликта.
2. Выполните анализ поэм А.С. Пушкина “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы”, обращая внимание на своеобразие конфликта, специфику героя и эволюцию жанра поэмы в творчестве А.С.Пушкина.
Усложнение романтической коллизии,
План:
1. Поэтика романтической поэмы, ее типологические черты.
2. Развитие традиционного романтического конфликта, появление его вариативности.
3. “Эда”: отказ от традиций романтической поэмы байроновского типа. “Новая дорога” Баратынского.
4. “Бал”: усложнение романтической коллизии. Мотив возвращения героя как структурный элемент поэм Баратынского. Децентрализация поэмы: удвоение персонажей. Значение образа Нины.
5. “Наложница”: децентрализация действия, “сопряжение” равных персонажей. Постромантический характер конфликта.
Литература:
Бочаров С.Г. “Обречен борьбе верховной…” // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1988.
Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “… Он шел своею дорогой один и независим” (Поэмы Баратынского)).
Тойбин И.М. Поэма Баратынского “Эда” // Русская литература, 1963. - № 2.
Методические указания:
1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите теоретические вопросы, определите типологические черты романтической поэмы, особенности её поэтики.
2. Выполните анализ поэм Баратынского “Эда”, “Бал”, “Наложница” с точки зрения эволюции коллизии и конфликта.
Поэмы М.Ю. Лермонтова: специфика жанра,
План:
1. “Мцыри”: своеобразие художественного конфликта и героя.
2. Философский характер конфликта в поэме «Мцыри».
3. Пространственно-временные отношения в поэме «Мцыри».
4. “Демон”: философский универсализм конфликта в поэме.
5. Своеобразие героя в поэме «Демон».
6. Литературные традиции и их переосмысление в поэме «Демон»: образ Демона.
7. Философское осмысление зла в творчестве Лермонтова.
Литература:
Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 370 – 378.
Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “Над бездной адскою блуждая” (Романтические поэмы Лермонтова)).
Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.
Мелихова Л.С., Турбин В.Н. Поэмы Лермонтова. – М., 1969
Методические указания:
- Обратившись к предложенной литературе (Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 366 – 370; Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978; Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987), подготовьтесь к ответам на теоретические вопросы:
1) Эволюция русской романтической поэмы.
2) Философский универсализм романтической коллизии поздних романтических поэм.
- Прочитайте поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Демон”.
- Рассмотрите указанные теоретические вопросы на материале поэм М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Демон”.