double arrow

Перечень вопросов к экзамену


Евгений Онегин” А.С.Пушкина: жанровое своеобразие романа в стихах

Практическое занятие № 9

План:

1. Система персонажей, своеобразие конфликта. Смысл противопоставления образов Онегина и Татьяны. Онегин как развивающийся персонаж. Романная коллизия в “Евгении Онегине”.

2. “Евгений Онегин” как свободный роман: особенности композиционного решения, разомкнутость, незаконченность сюжетного построения.

3. Лирическая манера повествования в “Евгении Онегине”. Автор и герой в произведении.

4. Автор – повествователь, действующее лицо, лирический герой, демиург: многоликость и единство.

5. Синтез лирики и эпоса в “Евгении Онегине”: автор как лирический герой и действующее лицо, контраст формы и содержания в произведении, проблема “лирических отступлений”.

Литература:

Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Беликова А.В. “Евгений Онегин” А.С. Пушкина и “Дон-Жуан” Байрона – “роман в стихах” // Вестник Московского университета, 1982. - № 2.

Бочаров С.Г. О реальном и возможном сюжете (“Евгений Онегин”) // Динамическая поэтика: От замысла к воплощению. – М., 1990.




Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 366 – 370.

Кошелев В.А. “Онегина воздушная громада” //Литература в школе. –1998. - № 8; 1999. - № 1; 2000. - № 3.

Красухин Г. “Евгений Онегин” (специфика жанра, литературная жизнь 10-20-х годов в романе) // Литература. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. – 1997. - №22. С. 5 –12.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Поляков М. Традиция и законы жанра. “Евгений Онегин” // Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М., 1978. С. 329 – 347.

Пушкин и современная культура. – М., 1996.

Семенко И.М. Эволюция “Онегина” (к спорам о пушкинском романе) // Русская литература, 1996. - № 2. С. 111 – 128.

Тамарченко Н.Д. Статус героя и “язык” сюжета в “Евгении Онегине” // Болдинские чтения. – Горький, 1983.

Тынянов Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

Хаев Е.С. Проблема фрагментарности сюжета “Евгения Онегина” // Болдинские чтения. – Горький, 1982.

Пушкин и современная культура. – М., 1996.

Методические указания:

1.Обратившись к предложенной литературе (Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 366 – 370; Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978; Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987), подготовьтесь к ответам на теоретические вопросы:

1) Роман как новый жанр. Отсутствие жанрового канона в романной форме повествования.

2) Роман как эпический жанр: типологические особенности.

3) Своеобразие свободного романа.



4) Лирика как литературный род.

5) Автор и герой в лирическом произведении. Лирический герой.

2.Прочитайте роман в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.

3.Рассмотрите указанные теоретические вопросы на материале романа “Евгений Онегин”.

1. Русская литература XVIII в. как литература нового времени, непрерывность нацио­нальных литературных традиций. Периодизация русской литературы XVIII в.

2. Общественно-культурная жизнь России петровского времени (просвещение, образова­ние, журналистика).

3. Стихотворство, театр и драматургия петровской эпохи.

4. Переходные явления в русской литературе XVII в. - первой четверти XVIII в. Повести петровского времени.

5. Личность Феофана Прокоповича, его государственная и литературная деятельность.

6. Классицизм как направление и художественный метод. Особенности русского класси­цизма. Теоретические трактаты русского классицизма периода становления.

7. Сатиры А. Д. Кантемира. Проблематика, идейная направленность, жанрово-композиционное своеобразие. В. Г. Белинский об А. Д. Кантемире.

8. Литературное творчество В. К. Тредиаковского.

9. Жанр оды в творчестве М. В. Ломоносова.

10. Драматургия М. В. Ломоносова («Тамира и Селим»).



11. Научно-философская лирика М. В. Ломоносова. Проблематика, жанровое своеобразие и художественные особенности. Антиклерикальная сатира «Гимн бороде».

12. Жанровое своеобразие лирики А. П. Сумарокова. Сатиры «Хор ко превратному свету», «О благородстве».

13. А. П. Сумароков - основоположник национальной драматургии. Трагедийное творче­ство. Трагедия «Димитрий Самозванец» как образец политической трагедии русского классицизма.

14. Комедия и ее место в системе жанров классицизма. Комедии А.П. Сумарокова («Опе­кун», «Тресотиниус», «Рогоносец по воображению»). Анализ одной из пьес.

15. Журналистика 1769-1774 гг.

16. Сатирические журналы («Трутень», «Живописец», «Кошелек») Н. И. Новикова.

17. Русская драматургия второй половины XVIII века. Жанр трагедии в творчестве Н. П. Николева и Я. Б. Княжнина.

18. Трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» как лучшая тираноборческая траге­дия XVIII века.

19. Сатирические произведения Д. И. Фонвизина («Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим...», «Всеобщая придворная грамматика»).

20. Драматургия Д. И. Фонвизина. Анализ идейных и художественных особенностей коме­дии «Бригадир».

21. «Недоросль» Д. И. Фонвизина как первая русская социально-политическая комедия: жанр, проблематика, поэтика. Своеобразие метода Фонвизина-драматурга.

22. Драматургический конфликт, композиция, художественный метод и предмет сатиры в комедии «Ябеда» В. В. Капниста.

23. Русская комическая опера, своеобразие жанра. Творчество М. Попова, А. Аблесимова, М. Мстинского, Н. Николева.

24. Пути развития поэзии второй половины XVIII в. Творчество В. И. Майкова, М. Н. Му­равьева, М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, И. И. Дмитриева.

25. Общие тенденции развития русской прозы второй половины XVIII века. Творчество Ф. Эмина и М. Чулкова.

26. Гражданские оды Г. Р. Державина.

27. Философская поэзия Г. Р. Державина.

28. Анакреонтическая лирика Г. Р. Державина.

29. Шутотрагедия И. А. Крылова «Подщипа», ее проблематика и поэтика.

30. Литературная деятельность И. А. Крылова.

31. Творчество И. И. Хемницера. Жанр басни в русской литературе XVIII века.

32. Сентиментализм как метод и направление в русской литературе XVIII в. Этапы разви­тия.

33. А. Н. Радищев. Этапы творческого пути.

34. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Проблематика книги.

35. «Путешествие...» А. Н. Радищева. Тематика и композиция книги.

36. «Путешествие...» А. Н. Радищева. Образная система и жанр книги.

37. «Путешествие...» А. Н. Радищева. Проблема художественного метода книги.

38. Н. М. Карамзин. Литературная деятельность. Классификация повестей писателя.

39. Лирика Н. М. Карамзина.

40. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как образец сентиментальной прозы.

41. Исторические повести Н. М. Карамзина («Марфа-посадница», «Наталья, боярская дочь»). Историзм автора и художественный метод произведений.

42. Предромантические тенденции в творчестве Н. М. Карамзина (повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»).








Сейчас читают про: