Финансирование деятельности организаций культуры и культурных проектов | Финансовая поддержка лиц творческих профессий |
Статусное финансирование: сметное нормативно-целевое Дискреционные субсидии: блоковые субсидии долевые субсидии возвратные субсидии | Гранты артистам Гранты драматургам Государственные премии Пенсии артистам Гранты на поездки Компенсационные библиотечные гранты Гранты на проведение выставок |
Косвенное финансирование осуществляется путем предоставления налоговых льгот (организациям, занимающимся определенными видами культурной деятельности, лицам творческих профессий, организациям и лицам, осуществляющим пожертвования в пользу организаций и деятелей культуры), льгот по оплате коммунальных услуг, арендной плате, предоставляемых организациям и работникам культуры, гарантий по кредитам для организаций культуры.
В обозримой перспективе государственное финансирование сферы культуры призвано решать следующие главные задачи:
|
|
- обеспечение государственных гарантий реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;
- сохранение историко-культурного наследия; поддержка развития тех видов культурной деятельности, осуществление которых невозможно на рыночной основе;
- предоставление населению информации о государственной политике;
- сохранение единого информационного пространства Российской Федерации;
- поддержка общественно значимых телевизионных и радиопередач и периодических изданий.
Для повышения эффективности государственного финансирования сферы культуры необходима реализация следующих мер:
1) уточнение путей реализации конституционных прав граждан в сфере культуры, включая дифференцированное определение соответствующих гарантий для малоимущих и социально незащищенных групп граждан и для остальных категорий населения;
2) существенное увеличение доли ассигнований, выделяемых в форме дискреционных субсидий: это потребует превратить конкурсный порядок распределения бюджетных средств из вспомогательного в основной способ финансирования культурной деятельности; преодоление практики выделения бюджетных средств на поддержку учреждений и деятелей культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля за результатами использования бюджетных ассигнований;
3) развитие механизмов долевого финансирования культурных проектов из средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников;
4) повышение разнообразия форм организаций культуры с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления в качестве учредителей;
|
|
5) создание условий для участия в реализации государственных и муниципальных культурных программ не только государственных и муниципальных, но и негосударственных некоммерческих организаций;
6) реструктуризация сети бюджетных учреждений культуры, включая передачу в собственность субъектов Российской Федерации отдельных федеральных учреждений культуры, деятельность которых связана главным образом с решением региональных социокультурных задач;
7) обеспечение прозрачности финансовых потоков и финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств в сфере культуры;
8) переход на контрактную форму заключения трудовых договоров с руководителями организаций культуры и ведущими творческими работниками.
Вопросы: 1. Какие признаки таких отраслевых систем, как исполнительское искусство, музейное дело, клубная деятельность, пресса, телевидение, позволяют объединить их под общим понятием «сфера культуры»?
2. Почему предметом общественного финансирования выступает кинематограф и не выступает производство аудиопродукции?
3. Сравните преимущества и недостатки финансовой поддержки культурной деятельности, оказываемой государством и негосударственными благотворительными организациями и частными лицами.
4. Что такое вторичный продукт в сфере культуры?
5. В чем состоит специфика производства и реализации продуктов предприятий и учреждений данной сферы?