Самосознание. Объективная логика философского познания, которое стремится к раскрытию взаимозависимости явлений и процессов мира, его це­лостности, ведет к проблеме

Объективная логика философского познания, которое стремится к раскрытию взаимозависимости явлений и процессов мира, его це­лостности, ведет к проблеме развития. Принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает значительные количественные и качест­венные изменения. Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как всеобщая методология и всестороннее целостное учение о принципах и законах развития природы, общества, человека и его духовного мира. Диалектика включает в себя бытийное содержание, реализует особый мировоз­зренческий подход. Характерная особенность последнего - объеди­нение идей материальности природного и социального миров с идеей универсальности развития и саморазвития явлений и процессов объ­ективной и субъективной действительности.

Понимание сущности развития и его процессов является едва ли не самой трудной философской задачей и требует глубокого изучения всех сторон и элементов диалектики в их взаимосвязи и целостности.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Взаимосвязь, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи и явлений духовного бытия. Все это есть проявление всемирной универсальной связи объектов, а в человеческом бытии - и субъектов, «всего со всем». Такие универсальные связи бытия стали центральным аспектом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Су­ществование всеобщей универсальной связи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений, о по­рождении одними явлениями других. В полном объеме сущность диа­лектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на це­лостную систему философских категорий. Среди них такие, как «при­чина» и «следствие», «сущность» и «явление», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность», «необходи­мость» и «свобода» и др. Для выявления причинно-следственной связи в системе всеобщего взаимодействия важно раскрыть генети­ческую связь явлений и отличить ее от связей одновременного су­ществования или от простого предшествования одного явления дру­гому во времени. Древние говорили: «После этого не значит вслед­ствие этого». Важно выявлять функциональную природу некоторых причинно-следственных отношений. Методологически целесообраз­но отличать механистическое понимание детерминизма, сводящее все к однозначной связи причины и следствия, от современной диалек­тической концепции детерминизма, раскрывающей многообразие причин и следствий, их неоднозначность, специфичность, систем­ность, иерархированность. Антиподом детерминизма выступает ин­детерминизм, принципиально отвергающий объективные причинно-следственные связи и таким образом подрывающий возможность ра­ционального истолкования природных и социальных явлений и со­бытий, законосообразного, естественно-исторического характера их возникновения, существования и исчезновения. Вершиной диалекти­ческого понимания детерминизма является раскрытие роли самоде­терминации в человеческом и социальном бытии: роль идей, моти­вов, идеалов, программ, планов, нравственных качеств в жизненном творчестве. В истории познания прослеживается также другой кате­гориальный ряд, выражающий структурированность, организован­ность бытия: единичное - особенное - общее - всеобщее, часть и целое, форма - содержание и др.

Основой для выработки категорий единичного, индивидуально­го, особенного (отдельного), общего и всеобщего послужили прак­тическое взаимодействие людей со множеством сходных и различных вещей, иерархия структурных уровней и специфический круг и мас­штаб их взаимосвязи.

Единичное - характеризует отдельный предмет, явление, про­цесс, отличающийся по своим пространственным, временным и дру­гим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, яв­лений, процессов. Общее - отражает не только сходные, но необ­ходимые, закономерные черты и свойства, присущие всем предметам данного класса.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в чистом виде. Оно обра­зуется во взаимодействии единичных, отдельных вещей, явлений, вы­ражая их существенную общность. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключая в себе не только самобытные, но и общие черты этой общности.

Особенное - важный момент движения познания в глубь объ­екта, выражает специфическое единство, синтез общего и единичного (отдельного, индивидуального).

Всеобщее - отражает необходимые качества и свойства, прису­щие всей действительности, миру как целому. Всеобщее - такое общее, которое не может выступать исключительно в роли особен­ного.

Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительнос­ти. Самым общим его выражением служит опыт диалектического применения категорий «сущность» и «явление». Сущность - сово­купность внутренних, необходимых свойств и качеств системы, от них зависят все явления, в которых она выражается. Явление - форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности и ее системной структурированности.

Явление и сущность - диалектически связанные противополож­ности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение проявляется в том, что внешние, поверхностные черты предмета мас­кируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости.

Категории явления и сущности тесно связаны между собой. Одно из них предполагает другое: сущность является, явление - сущест­венно. Диалектический характер этих понятий проявляется в их гиб­кости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого-то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого пре­дела познания. Познание движется от явлений к сущности, углубля­ясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка, и т.д. Явление и сущность - понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. В своем конкретном виде процесс раскрытия, понимания сущности проявляет себя в познании структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования и развития.

Философскими понятиями, с помощью которых раньше всего и достаточно продолжительное время осмысливалось мироустройство бытия, служили «часть» и «целое». Это не совпадающие, противо­положные категории. Целое - интегрированное качество внутрен­ней существенной связи элементов, форм взаимодействия, не сводя­щееся к сумме составляющих его частей. Часть - элемент целого (целостности), необходимо заключающий в себе его специфичность.

Тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей, на­бору свойств частей, его составляющих, заключается в связи, объ­единяющей предметы в сложные системные комплексы, во взаимо­влиянии частей. Целостность выступает как обобщенная характе­ристика объектов, обладающих сложным внутренним строением, как единство частей в многообразии их взаимосвязей. Целостность пред­ставляет высший уровень зрелости и полноты развития явления, про­цесса. Обогащение категорий «часть - целое» понятием связи от­крывало путь к развитию представлений об упорядоченности бытия.

Понятием, с помощью которого осмысливается упорядоченность мира и его составляющих, является понятие формы, неразрывно свя­занное с понятием содержания. Содержание - это внутреннее су­щественное единство всех элементов, сторон, систем и подсистем и т.п. в их взаимодействии, образующих данный качественно опреде­ленный предмет, явление, процесс. Форма - философская категория, выражающая: а) способ существования определенного содержания в его различных модификациях; б) внутреннюю организацию содер­жания, его структуру. Форма играет активную и незаменимую роль в структурировании, функционировании и развитии данного содер­жания. «Содержание» и «форма» - понятия диалектические: содер­жание оформлено, а форма содержательна, как пояснял Гегель. Форма не есть что-то поверхностное, внешнее. Она - фактор внут­ренней организации того или иного явления, процесса. Форма за­крепляет определенную ступень в развитии явления, тем самым обес­печивая накопление изменений и возможность дальнейшего разви­тия.

Необходимость и случайность также диалектические категории. Необходимость сначала осознается как свойство причинно-следст­венной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания содер­жание понятия «необходимость» уточняется и расширяется. Необ­ходимыми начинают считаться не только причинные связи, но и вся­кие другие, неизбежно наступающие при определенных условиях, и не только связи, но и стороны, свойства, по природе присущие исследуемым материальным образованиям. Необходимыми называют­ся те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, со­ставляющих материальное образование или духовно-практические структуры, типически повторяющиеся при сходных обстоятельствах в человеческом бытии. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, т.е. обусловленные внешними обстоятель­ствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же слу­чайных свойств и связей вовсе не обязательно, они могут наступить, но могут и не наступить. Бывают «чистые» случайности как точки внезапного пересечения необходимостей разного рода, а бывают как форма проявления необходимости.

В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с отношением возмож­ного и действительного, с превращением первого во второе.

Причинно-следственные отношения, реализующие принцип при­чинности, возникают тогда, когда явление-причина порождает слу­чайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возмож­ность - предпосылка возникновения того или иного явления, про­цесса, его потенциальное существование. Каждая материальная сис­тема, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью.

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, включая реальность явлений человеческой субъективности, духов­ного мира человека в психологическом аспекте. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают кон­кретное бытие отдельного объекта в определенное время, в опреде­ленных условиях. Действительность отдельного конкретного мате­риального объекта - это его актуальное бытие.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возмож­ность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее сущест­вовавших возможностей. В категориях возможности и действитель­ности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его станов­ления, изменения и будущего развития. Примат в этой паре категорий принадлежит действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна воз­можность не охватывает всей действительности.

Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития. Действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени. Механизм этого становления может быть понят только на основе действия законов диалектики. Развитие ха­рактеризуют три таких закона: единства и борьбы противополож­ностей, взаимного перехода количества в качество и отрицания от­рицания. Закон единства и борьбы противоположностей характери­зует источник, импульс развития. Развитие науки и социальной прак­тики подтверждает, что мир «соткан» из диалектически противоре­чивых начал и тенденций, иерархии их многообразных отношений. Под диалектическими противоположностями понимаются такие сто­роны, тенденции того или иного целостного изменяющегося пред­мета, процесса, которые одновременно: а) неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга (причем не только в разных, но и в одном и том же отношении); в) взаимопроникают и - при опре­деленных условиях - переходят друг в друга. Это положительное - отрицательное, ассимиляция - диссимиляция, анализ - синтез, со­трудничество - конкуренция, правда - ложь, прекрасное - без­образное, право - беззаконие и т.п. Взаимодействие противополож­ных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития, составляет диалек­тическое противоречие. Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы, или состояния: гармония, оптимальное, стабильное развитие основных систем развивающегося целого, возникновение существенных разли­чий и диспропорций, коллизия, дисгармония, конфликт, острый сис­темный кризис, антагонизм, катастрофа. Разрабатываемое в послед­ние десятилетия, преимущественно в эстетике, понятие гармонии на­чинает все в большей степени привлекать внимание специалистов по социальной философии. Развивающаяся система в состоянии гар­монии характеризуется согласованностью частей и целого, их взаи­моукреплением: полным раскрытием возможностей всех сторон це­лостности обеспечивается подлинно устойчивое, прогрессивное раз­витие по всем основным параметрам. Для достижения гармонии, без­условно, необходимо преодоление и изживание любых антагонизмов и острых конфликтов, прочное обеспечение элементарного порядка, а затем высокой экономической и социальной эффективности поли­тического строя, надежного роста нравственной и правовой культу­ры в обществе. Дисгармония связана с расшатыванием общих фун­даментальных структур, с уродливым развитием одной из сторон противоречия за счет другой. Она характеризуется преобладанием разнонаправленности интересов. При конфликте такое состояние до­стигает предела, что ставит под вопрос само благополучие сущест­вования развивающейся системы. Только разрешение острых про­тиворечий является источником оптимального развития. Противо­речия преодолеваются, для этого требуются затраты вещества, энер­гии, информации, интеллектуальные, нравственные усилия, управ­ленческие действия. Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Любое разрешение проти­воречия есть существенное качественное изменение в бытии, ведущее общество к подъему развивающейся системы на более высокий уро­вень, к обретению более совершенных и эффективных форм бытия.

Закон взаимного перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при кото­рой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и горизонты количественных изменений. Все понятия, выражающие данный закон, диалектичны и взаимно дополняют друг друга. Ка­чество - это система важнейших, необходимых свойств предметов, теряя которые, предметы перестают быть тем, что они есть в своем необходимом бытии. Количество есть степень развития данного ка­чества. Нет «чистого» количества, никак не связанного с качеством, и нет «чистого» качества, никак не связанного с количеством. Ка­чество и количество внутренне связаны в мере. Именно мера служит для выражения и взаимосвязи качества и количества. Во всех облас­тях действительности появление нового качества обусловлено опре­деленными и специфическими количественными изменениями, на­коплениями. Качественное изменение происходит в виде скачка. Ска­чок - переход количественных изменений в качественные или пере­ход из одного качественного состояния в другое (в результате пре­вышения меры). Новое качество влияет на исчезновение одних и ста­новление других «количеств». Переход качественных изменений в количественные в процессе развития выражается в том, что качество:

1) определяет характер и направление количественных изменений;

2) оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений и 3) определяет меру данного явления.

В процессе развития происходит смена мер, преобразование узловой линии отношений меры.

Анализируя процесс изменения качества и количества, очень важно учитывать как в теоретической, так и в практической дея­тельности, не только механизм совершающихся изменений, но и их глубину и значение для перспектив развития. Поэтому совершаю­щиеся изменения можно разделить на революционные и эволюци­онные.

Революция представляет собой изменение, в ходе которого со­вершаются преимущественно коренные, качественные изменения, ломка основного качества явления, его интенсивное масштабное пре­образование. Эволюция - это преимущественно постепенные коли­чественные изменения, при которых основное качество явления со­храняется. Понятие эволюции употребляется также для обозначения развития вообще (эволюция растительного и животного мира, эво­люция Земли и т.д.). В этом значении оно включает в себя как ко­личественные, так и все виды качественных изменений. Поэтому сле­дует иметь в виду, что при рассмотрении соотношения эволюции и революции понятие «эволюция» употребляется в первом, более узком, специальном своем значении.

Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, принципиально новым качествам, следует, что ни­какое развитие невозможно без отрицания. Отрицание в его самом общем диалектическом смысле есть закономерный процесс перехода явления при определенных условиях в качественно иное состояние. Какова суть этого преобразовательного процесса? Имеется ли какая-либо общая направленность в бесконечном процессе движения ма­терии? Ответы на эти вопросы дает закон отрицания отрицания. От­рицание заложено в самом предмете или явлении. Для того чтобы правильно понять реальный процесс развития, а следовательно, и абсолютность отрицания, нужно отличать диалектическое понима­ние отрицания от пустого, зряшного, обыденного, механического подхода к отрицанию как к простому уничтожению. Диалектическое отрицание - глубоко содержательный процесс, который характери­зуется взаимодействием трех моментов, таких как:

а) преодоление старого качества новым;

б) удержание положительных сторон из старого качества и со­хранение всего, что способствует становлению и оптимальному функционированию нового качества;

в) конструктивное творчество всех сторон системы нового каче­ства.

Диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. Иначе прогрессивное движение системы было бы невозможным. Действие закона отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в це­лостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, при рассмотрении ряда последователь­ных этапов, когда можно зафиксировать более или менее закончен­ный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой же отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция, а потому далеко не всегда полно и очевидно. Существо данного закона - в синтезе, когда при вторичном отрицании на более высокой ступени развития повторяются некоторые характер­ные черты (структуры) исходной ступени. Этот повтор обусловли­вает особую форму развития - спиралевидную, демонстрирующую не круговорот, а лишь «якобы возврат» к прежней ступени при общей поступательности развития системы.

В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в ко­торой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действительность. Обладая специфичнос­тью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаи­мосвязаны и проникают друг в друга вплоть до полного единства.

На основе проведенного анализа различных типов универсаль­ных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно дать более полное определение понятия развития и показать его со­отношение с понятиями «изменение» и «прогресс». Изменение уни­версально и характеризует любые явления действительности. Разви­тие же - особый тип изменения. Наиболее общими, противополож­ными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тен­денциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс в самом общем виде определяют как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совер­шенных форм к более высоким и совершенным. Применительно к живой природе прогресс определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (ис­ходной) системе. Регресс же - это понижение уровня системной ор­ганизации, утрата способности выполнять те или иные функции.

В отношении общества также применяется критерий прогресса. Идея прогресса в обществе долгое время носила ценностный харак­тер, воплощая в себе высокие цели всестороннего развития и блага человека и общества, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Фактически каждая подсистема общест­ва - производительные силы, производственные отношения, нрав­ственность, культура - требуют своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными систе­мами.

Важную роль играет производство, уровень развития произво­дительных сил, темпы роста производительности труда. Экономи­ческий критерий свидетельствует о степени свободы общества по от­ношению к природе. Но в любом случае для прогрессивной обще­ственной системы характерна ориентация прежде всего на духовные интересы людей, на гармоничное развитие индивидов, что ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.

Понятие «общественный прогресс» носит мировоззренческий ха­рактер и заключает в себе ценностный смысл, человеческие ориен­тации. Оно несет в себе идею единства исторического процесса, пре­емственности, сохранения и приумножения высших достижений ма­териальной и духовной культуры человечества, всех его гуманисти­ческих ценностей. В реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой живое, подчас противоречивое единство. Прежде всего важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий, то, что одно из них предполагает другое, что они определяются лишь через друг друга. Что следует считать прогрессом и, стало быть, чему следует содействовать - это в каждом конкретном случае предстоит откры­вать и обосновывать теоретически.

Современная картина мира стремительно повышает степень своей диалектичное™, постепенно продвигаясь к познанию единого мирового эволюционного процесса. Наука выходит на новый уро­вень изучения самоорганизующихся и саморазвивающихся систем. По-новому осмысливается, обогащается диалектика взаимоотноше­ний между такими категориями и понятиями, как «устойчивость» и «изменчивость», «порядок» и «хаос» и др. Важное философское, ме­тодологическое значение приобретают идеи и методы синергетики - теории самоорганизации. Она разрабатывалась преимущественно на физическом материале. В работах И. Пригожина показана много­значность возможных ходов движения Космоса, химических процес­сов, происхождение упорядоченных структур из хаотичных состоя­ний в условиях неравновесных взаимодействий. Мир эволюциони­рует по нелинейным законам и полон неожиданных поворотов. Зная тенденции самоорганизации системы, можно облегчить некоторые зигзаги эволюции, оптимизировать ее. Реальная диалектика бытия в ее всеобщих характеристиках требует для своего адекватного вы­ражения соответствующего философского метода - диалектическо­го, роль и значение которого в современной науке и практике уп­равления возрастают. Важно применять его умело, с учетом кон­кретных условий, в единстве со многими другими способами и при­емами научного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: