Восприятие культуры членами общества

В каждой культуре принятые свои уникальные модели поведения, которые выдадутся странными представителям других культур. Существует известная истина, которая для каждого человека земная ось проходит через центр его родного города или села. Американский социолог Вильям Саммер назвал этноцентризмом (от греч. ethnos - племя - народ и центр) такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы сравниваются и соотносятся с ней.

Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы сравниваем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хорошие или плохие, высокие или ряды, правильные или неправильные, но всегда относительно нашей собственной культуры.

Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него невозможное проявление патриотизма. Во-вторых, этноцентризм - необходимое условие появления национального самосознания. Этноцентризм может быть искусственно усиленный в какой-нибудь группе из целью противостояния другим группам при конфликтному взаимодействию.

Уже одно вспоминание об опасности, например, для существования какой-нибудь организации, сплачивает ее членов, повышает уровень этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов группы к борьбе, к будущим лишениям и жертвам.

Возможное и крайнее проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других обществ.

Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур разных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм (от лат. relativus – относительный).

Основой культурного релятивизма служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. С точки зрения культурного релятивизма не важно, или есть определенный обычай моральным, или нет, значение имеет и роль, которую он играет в жизни народа.

Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе.

Самый рациональный путь развития и восприятие культуры в обществе - комбинация черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая благосклонность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов других социальных групп, признавая их право на существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: