double arrow

Возникновение клубных благ

Наконец, клубные блага возникают там, где интерес к какому-либо специфическому благу (виду спорта, рыболовству, охоте) побуждает людей объединяться и создавать клубы уже в стопроцентном смысле этого слова – клубы, за участие в которых необходимо платить деньги.

Только работники некоей фирмы имеют возможность бесплатного использования дома отдыха и т.п.

Примеры.

Клубное благо – это смешанное общественное благо, потребление которого ограничивается какими-либо правилами.

Смешанные общественные блага: клубное благо и ресурсы совместного использования

Существуют особые типы смешанных общественных благ: клубное благо и блага (точнее, ресурсы) совместного использования.

Клубное благо возникает, когда, например:

1. Только жители данного региона имеют право пользоваться лечебными заведениями этого региона;

2. Только жители данного микрорайона имеют неограниченное право отдавать детей учиться в местную школу (школу с углубленным преподаванием иностранного языка или математики);

Очень интересный пример приводит Р.Коуз, рассматривая маяк как объект потребления.[1] Коуз описывает, что сборы на маяк, осуществляемые с судовладельцев, служили надежной материальной основой службы маяков в Британии, которая развивалась как частная служба. В тоже время он показывает возможность перевода этой (частной) службы в государственную, но высказывается против такого перевода. Аргументы Коуза обнаруживают условность и дискуссионность деления благ на чистые и смешанные. Фактически проблема маяка описывается Коузом как проблема клубного права.

Специфической особенностью клубного блага является ограниченность свойства неисключаемости, с относительным сохранением свойства несоперничества в потреблении.

Ограниченность неисключаемости связана с существованием возможности ограничения доступа к благу, например, путем установления определенных правил и создания тем самым клуба потребителей такого блага.

Клуб – это добровольное объединение потребителей, которое помогает извлечь пользу от совместного использования какого-либо неделимого блага:

- Производство такого блага, как правило, оплачивается из взносов членов клуба.

- Потребители блага, получившие доступ к благу, становятся членами клуба и не могут быть исключены из его потребления.

- Член клуба, имеет право пользоваться благом и обладает всеми правами, которые распространяются на членов клуба.

- Клубные блага возникают с того момента, когда возникают неудобства (снижение индивидуальных выгод) при потреблении смешанных общественных благ (например, очередь на место в больницу и т.п.).

- Снижение индивидуальных выгод при потреблении возникает в результате роста численности потребителей блага (т.е. когда возникает ситуация переполнения в потреблении).

- Благо превращается в перегружаемое и возникает соперничество (конкуренция) в потреблении.

- Часть потребителей выражает готовность платить за пользование таким благом, а другая часть потребителей, не желающих и не способных платить, исключается из потребления.

- Таким образом, возникает клуб пользователей благом, а само благо становится клубным.

В клубе уже не существует конкуренции в потреблении (выполняется свойство несоперничества, благо для членов клуба становится неделимым), а неисключаемость членов клуба регламентируется правилами членства в клубе и платой за пользование благом.

Возрастание численности участников потребления объясняет процесс перерастания смешанного общественного блага в клубное. Происходит расслоение в потребление этих благ, и они становятся клубными благами.

Проблема определения оптимальной численности членов клуба и оптимального предоставления клубного блага.

- Эта проблема в большей степени характерна для частных клубов. Однако она возникает и в случаях, когда государство принимает на себя обязательство за поставку смешанных общественных благ. В таких случаях предоставляемое государством смешанное общественное благо можно рассматривать как клубное благо.

Рассмотрим рисунок 2.

Кривая В демонстрирует зависимость индивидуальных выгод (полезности) отдельного потребителя клубного блага от числа пользователей блага.

Индивидуальные выгоды от пользования клубным благом у отдельного потребителя могут увеличиваться с некоторым ростом числа пользователей (от 1 до NA). Например, пользование волейбольной площадкой требует определенного количества игроков.

Дальнейший рост числа потребителей блага (от NA до NB) может не приводить к изменениям достигнутой полезности (график индивидуальной выгоды имеет вид горизонтальной линии).

Численность потребителей блага, равная NB, соответствует границе несоперничества. При такой численности возникает ситуация переполнения в потреблении блага.

Превышение численности потребителей, равной NB, в дальнейшем приведет к снижению индивидуальной выгоды от потребления отдельным потребителем (график В начинает снижаться).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: