Развитие социальной личности

(от социального бессознательного к сознанию)

Параметры социального и ментального пространства Архаика Детство Социальная Зрелость
Картина мира Мифологическая, внерациональная; синкретизм времени, пространства и действующих сил; детерминирована ситуативно Фантастическая, сказочная картина мира, эмоциональный, целостный образ мира; детерминирована ситуативно Рациональная (научная) картина мира: детерминирована объективными законами
Способ познания Чувственное познание, главный источник знаний – ощущения Эмоционально-чувственное познание, сенсорная жажда Рациональное, логическое, аналитическое познание и мышление
Соотношение планов «мышление-действие» Синкретизм или слабая дифференциация функций мышления и действия (идеомоторика, «мыследействие») Слабая дифференциация; импульсивность, спонтанность поведения, поступки «по первому побуждению» План сознания отделен от плана действия и связан с ним функционально; способность формировать представления о последствиях; планирование, проектирование жизни и отдельных поступков
Соотношение планов «индивид-среда» (имманенность себя и мира) Синкретизм внешнего мира, чувство единства со средой, несформированность «я»-репрезентации Имманентность окружающего мира неясна, слабое выделение себя из среды; несформированность репрезентации в форме «я» Разделение планов «Я-сам» и среда; самоопределение в среде, самосознание, рефлексия
Субъект-объектные отношения со средой Субъектный статус принадлежит внешнему миру как средоточию высших сил Несформированность субъектного статуса, подчиненность среде и ее действующим лицам   Высокий субъектный статус, чувство автономии, активная самостоятельность в среде
Соотношение индивид-сообщество Уравнительный синкретизм общего; Род – единая плоть; ценности Рода абсолютны «Единая плоть» семьи, ее ценности превалируют Собственная система ценностей, интеграция в коллективы в качестве самостоятельного члена
Соотношение внешнего и внутреннего контроля Индивидуальное действие детерминировано и контролируются обычаем Слабость сознательного контроля, усилия воли Самоконтроль, самоуправление
Тип активности: поведение-деятельность Главный регулятор – обычай, традиция и их бессознательное воспроизводство. Неустойчивость целей, слабая выраженность, беспричинная, импульсивная смена Целесообразная, целерациональная деятельность, индивидуальная жизненная стратегия
Локус ответственности Субъект ответственности – высшие силы Перенос ответственности на среду: «презумция неответственности» в праве, безответственность в действиях   Ответственность правовая и социальная: готовность принимать решения и реагировать на их результаты последующим действием

ДРУГИЕ РАЗВОРОТЫ ТЕМЫ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: