Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

Классификация социальных конфликтов и их характеристика

Социально развитая личность - результат успешно пройденной социализации.

Социально развитая, зрелая личность

Личность, способная целенаправленно строить свои действия и достигать запланированных результатов, учитывая при этом особенности, интересы и мнения окружающих ее людей. Иными словами, это ЛИЧНОСТЬ, СПОСОБНАЯ К АДАПТАЦИИ И ПРОДУКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В МИРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

В широком смысле это означает, что индивид ИНТЕГРИРОВАН В СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ своего общества, понимает суть культуры, в которой родился.

В более узком, персональном смысле - что он СПОСОБЕН К САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОКОНТРОЛЮ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ И ЦЕННОСТНО ОСМЫСЛЕННОМУ ПОСТРОЕНИЮ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГОТОВ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Человек, обладающий социально зрелой личностью, готов к взаимодействию и взаимопониманию с другими людьми. В своей деятельности он реализует свои интересы и при этом учитывает особенности, мнение и позиции других людей. В коллективной работе результат его индивидуальной деятельности не противоречит общим целям, вливаясь в общий результат. Социальное развитие личности предполагает, что человек нацелен на самореализацию, то есть обладает способностью к действенной реализации своего потенциала.

Эти качества человек применяет во всех сферах своей деятельности, и ИМЕННО ОНИ ПОЗВОЛЯЮТ ЕМУ ДОСТИГАТЬ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА В УЧЕБЕ, ТРУДЕ, ТВОРЧЕСТВЕ.

Эти качества - не модель личности, они не заменяют индивидуальных особенностей и уникальной, самобытной сущности каждого человека и не являются шаблоном, к которому следует подгонять каждого.

Это внутренняя, структурная основа личности, ее общественная база, социальный инструментарий. Она - возможность осмысленного социального существования людей, существования, основанного на рациональной сущности человеческого разума и подчеркивающего его колоссальные возможности. Человек, обладающий такими качествами легко встраивается в социальные структуры демократического правового гражданского общества, способен и создавать, и поддерживать их.

Социально развитая личность выступает АВТОНОМНЫМ И ГРАМОТНЫМ СУБЪЕКТОМ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, владеет средствами личностной самореализации и реализации своих способностей. Социальное развитие личности - УСЛОВИЕ, СНИЖАЮЩЕЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И КРИМИНАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ.

Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям:

1) в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины);

2) по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения (время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.);

3) исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания);

4) по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д.

Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых – объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник – подчиненный, покупатель – продавец).

По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых – отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.

По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные. Личностный конфликт затрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т. е. группы в конфликте не задействованы. Межгрупповой конфликт возникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.

Деление конфликтов на виды весьма условно. Жесткой границы между видами не существует. На практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные, горизонтальные открытые межгрупповые и т. д.

Вся человеческая история это история межгрупповых конфликтов: политических, национальных, религиозных и пр. Даже представить себе бесконфликтную историю невозможно.

Российский конфликтолог В.П.Шейнин приводит три формулы конфликтов

1. Конфликты зависят от конфликтогенов. Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. По наблюдениям специалистов, конфликт возникает помимо желания их участников. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия: не употребляйте конфликтогены и не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

2. Конфликты зависят от конфликтной ситуации и инцидента.

3. Конфликт зависит от нескольких конфликтных ситуаций: Т.е. сумма двух и более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

Существенную роль в развитии межгрупповых конфликтов играет искаженное восприятие друг друга людьми, принадлежащими к разнымгруппам. Основанием такого искажения выступает сама групповая принадлежность и связанные с ней особенности поведения. Так, групповой фаворитизм, то есть предрасположенность к членам «своей» группы, заставляет нас воспринимать собственную группу как достойную, сильную, нравственную, «чужая» же на этом фоне обязана выглядеть ущербной, низкой, злонамеренной.

Групповая поляризация доводит «образ врага» до абсолютных кондиций («империи зла», как выражался о бывшем СССР один из американских президентов). При этом подлинная несовместимость целей участников конфликтов может быть не так уж и велика. Но в искривленном пространстве межгруппового восприятия она разрастается до немыслимых размеров.

Современные западные концепции социального конфликта рассматривают в качестве его источника подавление человеческих потребностей (К. Ледерер, Б. Бертон).

Итак, природа и механизмы межгрупповой враждебности заключаются:

- в социально-психологических элементах жизнедеятельности групп: их взаимного восприятия, коммуникации, взаимодействия;

- конфликтность межгруппового взаимодействия в значительной степени определяется самим объединением людей в группы, видоизменяющим их поведение;

- в социальных конфликтах ведущая роль принадлежит не только лидерам (вожди, олигархи, террористы и пр.), групповая конфликтность «сидит» в каждом из нас, т.к. мы неизбежно принадлежим к нескольким социальным группам;

- неуправляемость межгрупповых конфликтов в немалой степени обусловлена скрытостью механизмов влияния групп на индивидов;

- избежать межгрупповых конфликтов нельзя, но можно снизить их издержки; социально-психологические способы уменьшения таких издержек заключаются обобщенно в: исправлении искаженного восприятия, улучшении коммуникаций между группами (расширение общения) и в коррекции процедур их взаимодействия с учетом особенностей группового влияния.

4. Межэтнические конфликты.

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Любой межэтнические конфликты уникален, т.к. являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми.

Причинами межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами.

Толчком к М.к. могут стать как общие, так и совершенно конкретные, "ситуативные" причины, восходящие к особенностям того или иного региона.

Психологические причины, ограничивающие возможные способы межличностного взаимодействия

Причинами конфликта могут стать различия, обнаруживаемые на более глубоком уровне психологического анализа. При анализе причин толерантного-интолерантного межличностного общения в целом и в конфликтной ситуации в частности указывается, как люди разных культур судят о степени связанности себя с другими (истолкование «Я» как «независимого – взаимозависимого»). Это один из наиболее общих стереотипов. Он организуют более специфические стереотипы, в том числе – толерантного-интолерантного общения. Отмечается ряд параметров поведения, позволяющих определить, какой стереотип преобладает в данной этнокультурной группе. Для «взаимозависимого Я» чрезвычайно важно разграничение людей по линии «свой-чужой». Хотя нет точных сведений о том, какой тип поведения по этому критерию преобладает у народов, проживающих на территории России, но по ряду типичных социально-психологических характеристик постсоветсткого человека можно предположить, что преобладают способы поведения, характерные для стереотипа «взаимозависимого Я», например, поведение жителей Северного Кавказа. Наряду с преимуществами данного типа общения, у представителей такой общности высоко развита способность противостоять влиянию воздействий, разрушающих этническую идентичность. Вместе с тем у них высоко развиты интолерантные формы поведения в отношении «чужого». Если субъекты с этим стереотипом проявляют толерантность и конформизм, то в отношении человека из одной группы, что рассматривается как традиционная ценность.

В ситуациях взаимодействия представителей различных культур, в частности, с различным истолкованием «Я», чаще будут возникать противоречия и интолерантные формы общения. Исследователи приходят к выводу, что именно культурно-исторические факторы для представителей разных этносов сужают спектр допустимых способов общения. Сложившаяся система ценностей, социальные нормы и традиции ограничивают общение и тем самым становятся фактором возникновения интолерантного межличностного взаимодействия.

Все эти факторы необходимо учитывать в процессе разрешения конфликтов, причинами (или мнимыми причинами) в которых служит этническая принадлежность группы или отдельного ее представителя. В конфликтных ситуациях известны случаи, когда этническая принадлежность одного из субъектов конфликта была ложной причиной конфликта, в то время как истинные причины могут быть другими.

М.к. могут разрешаться в конструктивной, либо в деструктивной форме. Если конструктивный путь является, прежде всего, поиском согласия взаимоприемлемых решений, то деструктивный путь означает применение угроз, давления, перехода к открытым вооруженным действиям между конфликтующими этносами.

Признавая конфликт естественным состоянием общества, западные ученые настаивают на необходимости осуществлять регулирование, управление конфликтом, а также его прогнозирование и предупреждение (К. Боулдин).

Одним из методов регуляции М.к., по их мнению, является национальная политика государства, а также институционализация М.к. Эффективным методом урегулирования М.к. является переговорный процесс.

Российские ученые считают, что среди главных мотивов М.к. является мировоззрение националэкстремизма -идеологии и практики национального превосходства, (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа).

Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, "белых пятнах" истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике по национальному признаку. Всему этому придается "национальная" окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности "своей" нации и возложения на инонационального соседа вины.

Отечественная наука подчеркивает и тот факт, когда искусно подогретые национальные чувства как бы накладываются на реально существующие проблемы, затем включается такой универсальный механизм, как политическое хамелеонство и "всеядность". Способность вступать в коалицию с самыми полярными идейными течениями и откровенными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, "кланами", где каждый защищает свои собственные, преследует чаще всего далеко не национальные интересы. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм будет приобретать характер "национального" единства, временного межнационального союза для борьбы с общественной системой, блокирования властных, правительственных решений.

Наиболее распространенными типами межнационального конфликта, по мнению российских исследователей, являются:

1) Государственно-правовой. В основе его лежит неудовлетворенность правовым статусом нации, не имеющей собственной государственности, или имеющей ее в усеченной форме. По сути это конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится данная нация, но зачастую эти структуры отождествляются с народом, давшим наименование этому государству (напр. абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне, Приднестровье, ряде других регионов).

2) Этно-территориальный конфликт, который, как правило, имеет глубокие исторические корни. С учетом того, что в России национально-территориальные границы по существу отсутствовали, а в СССР они зачастую были произвольны, неоднократно сдвигались, ареал расселения многих народов весьма широк. Конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешимы. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий (конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах Среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, - всего таких спорных территорий в бывшем Союзе ССР специалисты насчитывают около 100).

3) Этно-демографический конфликт, который возникает там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав "коренной нации", введение разного рода ограничений для "пришлых". Такого рода конфликты характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации. Межнациональные конфликты усиливают миграционные потоки и порождают огромное число беженцев (сегодня их насчитывается до миллиона), а это, в свою очередь, ведет к появлению еще одного типа конфликтов - между переселенцами (беженцами) и местным населением. Конечный результат любого из типов конфликтов- усугубляющееся бедствие народов, втянутых в противоборство, и почти всегда беспроигрышная политическая игра явных и скрытых организаторов народной трагедии.

По мнению отечественных ученых, существуют следующие направления предупреждения и преодоления межнациональных конфликтов: - раннее прогнозирование (знание ситуации даст возможность принять необходимые меры до того, как конфликт вызрел);

- оперативные решения наиболее острых вопросов, которые не требуют длительной подготовки и больших затрат, организационно-политическая и разъяснительная работа;

- налаживание диалога противостоящих сторон, переговорного процесса, как правило, с участием нейтральной стороны;

- применение санкций - экономических, политических, административно-правовых, вплоть до санкционированного, применения силы органами охраны общественного порядка;

- организация взаимовыгодного предпринимательства: строительства совместных предприятий, свободных экономических зон, зон совместной торговли, в целом - налаживание полнокровного экономического сотрудничества;

- создание инфраструктуры духовного сотрудничества, развитие туризма, спорта и т. п.

Для самостоятельного изучения:

1. Война как самый острый социальный конфликт.

2. Способы их предупреждения и разрешения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: