Лекция 8. Доходы общественного сектора

Быть личностью — значит осуществлять выборы, возника­ющие в силу внутренней необходимости, оценивать послед­ствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью -— значит постоянно строить самого себя и других,владеть арсеналом при­емов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным по­ведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Личность — это активно осваивающий и целенаправлен­но преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, соотношением про­странственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответ­ственности за их последствия перед пр-дой и людьми.

Личность» — соци­ально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм созна­ния и поведения, общественно-исторического опыта челове­чества (личностями мы становимся под влиянием жизни в об­ществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Л. № 6. Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личности.

План:

1. Проблема личности в психологии; понятия человек, индивид, индивидуальность, субъект;

2. Понятие личности

3. Социализация, формирование и развитие личности.

1. Проблема личности — одна из центральных в психологии. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутрен­него строения, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологиче­ских проявлений, роли в этом природных, биологических (на­следственных), социальных и других обстоятельств. Одна из цен­тральных проблем в психологии личности — выявление психо­логических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.

Понимание личности тесно связано с осмыслением следующих ка­тегорий:

Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логичес­кая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Индивид — это отдельный, конкретно взятый человек.

Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного чело­века, характеризующих его своеобразие.

Субъект — это человек в совокупности таких психических ха­рактеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

Психология учитывает, что личность не только объект обществен­ных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, лич­ность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, са­мосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Приро­да, общество, культура — три сферы мира, в которых живет человек. Личность в широком смысле выступает как активный субъект деятельности (субъект природы, общества, культуры). Лич­ность в узком смысле выступает как субъект решения про­блем, выбора поведения в сложных ситуациях, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы.

3. Социализация личности – это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, прави­лами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности че­рез освоение человеком материальной и духовной культуры, со­циальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса:

1) общую социализацию как становление личности гражда­нина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, поли­тического, правового, религиозного и другого содержательного характера;

2) профессионально-ролевую социализацию личности как ов­ладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.;

3) профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством.

Схема. Факторы формирования и развития личности

В нижеприведенной схеме организм и личность составляют един­ство; соответствующие компоненты — мотивация, темперамент, спо­собности и характер — объединены системообразующими признака­ми: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждения­ми. Примем следующие определения:

Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного суще­ства, главные тенденции его поведения.

Потребность — испытываемая человеком нужда в определен­ных условиях жизни и развития.

Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребно­стей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивация — относительно устойчивая и индивидуально непо­вторимая система мотивов.

Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятель-ностей.

Характер — совокупность стержневых прижизненно формируе­мых свойств — отношений человека к миру, накладывающих отпеча­ток на все его действия и поступки.

Эмоциональность — совокупность качеств, описывающих дина­мику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных со­стояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Активность — мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота вы­полняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и де­ятельности.

Побуждения — мотивационный компонент характера.

Воля — потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможно­стей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения це­ленаправленных действий и поступков.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духов­ных и физических свойств характеризуется понятием «индивиду­альность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем. Мотивация, темперамент, способности, характер — основные параметры индивидуальности.

Личность не только целеустремленная, но и самооргани­зующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявле­ние некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, само­анализу и саморегуляции.

Личность получает свою структуру из видового строения челове­ческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциала­ми: познавательным, ценностным, творческим, коммуникатив­ным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал определя­ется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природ­ном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная дея­тельность человека. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, ре­лигиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целя­ми, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания лич­ности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоци­онально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении. Творческий по­тенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродук­тивному), и мерой их реализации той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской деятельности. Коммуни­кативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливае­мых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей. Художествен­ный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удов­летворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом и физическими каче­ствами и т. п., а тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общает­ся; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу.

Свобода личности или свобода выбора, воли, определяется воз­можностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собствен­ным влечениям. «Человек — это единственное существо, которое мо­жет в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям» (М. Шелер). «Человек не свобрден от социальных влия­ний, но от него зависит, сдастся ли он или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода — это когда чело­век сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу» (Ф.М. Достоевский). «Свобода личности может перейти в произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности» (В. Франкл). Некоторые люди склонны «списывать» свои неблаговидные поступки, подлость, предательство на «объективные условия» — несовершен­ство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в ко­торых они выросли и т. д., уклоняясь от персональной ответственнос­ти за свои поступки и жизнь. Свобода личности проявляется в осознании необходимости и целесообразности именно выб­ранного варианта поведения с полным признанием своей от­ветственности за сделанный выбор и будущие последствия своих действий.

Личность — это конкретный человек в совокупности тех духов­ных, психических особенностей, качеств, которые характеризу­ют его как объекта (продукт, результат) общественного (и друго­го) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность — это конкрет­ный человек как носитель сознания (К.К.Платонов) и самосо­знания.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следую­щие:

макросоциосреда — общественный строй, государственное ус­тройство, уровень развития общества и его возможности для обес­печения жизни и деятельности людей, особенности идео­логического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т. д.;

микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллек­тив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;

воспитание — специально организованный процесс формиро­вания и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учрежде­ниях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нрав­ственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, на­учная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает соци­альным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки пред­метно-практических действий, поведения;

Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий.

В процессе социализации человек овладевает социальным опы­том, начинает понимать смысл окружающего его мира, происхо­дит осознание себя в нем: складываются системы смысловых обра­зований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждени­ях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой ин­формации, самообразование.

Профессионально-ролевая социализация и профессионализа­ция личности в совокупности составляют частную, специальную, профессиональную социализацию личности.

Становление и развитие личности связано с формированием различных «Я»-образов личности: «Я»-физическое, «Я»-физиологическое, «Я»-сексуальное, «Я»-социальное, «Я»-деятельностное, «Я»-нравственное, «Я»-профессиональное, «Я»-семейное и т. д. Си­стема «Я»-образов личности в совокупности с содержательным их наполнением характеризует «Я»-концепцию личности как относи­тельно устойчивую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Это достаточно целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ своего «Я». В зависимости от количественной и качественной характеристики «Я»-образов личности говорят о степени сложности «Я»-концепции личности специалиста.

Заслуживает внимания разработанная К. К. Платоновым струк­тура личности, включающая в себя четыре подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности. К. К. Пла­тонов выделил следующие основные подструктуры личности:

• направленности личности;

• опыта (профессионального, художественного, поведенче­ского и т.д.);

• индивидуальных особенностей психических процессов (по­знавательных, эмоциональных, волевых);

• биологически обусловленную (темперамент и патологические изменения личности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: