В психологии слово «Мотивация» используется в двояком смысле.
1.Обозначает систему факторов, определяющих (детерминирующих) поведение (потребности, мотивы, цели, интересы, стремления.).
2.Мотивация рассматривается как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Рассмотрим понятие «Мотивация» в первом значении.
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность, активность Мотивация объясняет поведение, а не описывает его.
Любая форма поведения объясняется причинами двоякого рода.
Причины поведения
| 1. Внутренние (личностная диспозиция) Это факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение. Они называются личностными диспозициями. Это цели, мотивы, потребности, интересы и др. | 2. Внешние (ситуационные). Это внешние условия и обстоятельства. |
Любое действие человека можно рассматривать как двоякодетерминированное: внутренними и внешними причинами (диспозиционно и ситуативно).Диспозиции (внутренние факторы) могут возникать под влиянием определённой ситуации (экзамен вызывает потребность утвердиться, получить хорошую отметку) и, напротив, активизация определённых диспозиций приводит к изменению ситуации, точнее человек начинает её воспринимать по своему (одну и ту же ситуацию люди воспринимают по –разному)
Вопрос№4 Психологическая характеристика интересов
Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как свое образные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой как осознание потребностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.
Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего, они отличаются по своему содержанию, относясь к разлитым областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.
Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме (они не нуждаются в развернутом объяснении)
| Виды интересов | Особенности интересов. |
| 1.Действенные. 2.Недейственные. 3.Устойчивые. 4.Неустойчивые. | 1. Они активизируют не только познавательные процессы, но и творческие, побудительных усилия человека в различных областях деятельности. |
| 5.Непосредственные. 6.Опосредованные. | 2.В них присутствует большая чем обычно конкретизация целей и операций деятельности. |
| 7.Глубокие. 8.Поверхностные. | 3 Связаны с.расширением и углублением знаний человека в данной специальной области. |
| 9.Сильные. 10.Слабые. | 4.связаня со своеобразным эмоциональным удовлетворением, побуждающим к длительному занятию соответствующей деятельностью. |
| 11.Прямые 12.косвенные. | 5.Прямые интересы вызываются самим объектом. Косвенные интересы вызываются не содержанием объекта., а тем значением, которое он имеет, будучи связанным, с другим объектом, непосредственно интересующим человека. Например, ребёнок усердно учит математику, так как это помогает лучше играть в шахматы. |
| 13.Широкие. 14.Узкие. | 6.Широкие интересы предполагают широту и разносторонность познания, узкие – 1-2 ограниченных, изолированных интереса при всем равнодушии ко всему остальному. |
Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из множества интересов должен быть выделен центральный, наиболее увлекаю личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).
Особенностями интересов являются:
активизация не только познавательных процессов, но и творчески побудительных усилий человека в различных областях деятельности, большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности — расширение и углубление знаний человека в данной специальной области, и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью. Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности. Литература.
1. Крутецкий В.А. Психология. –М.:
2. Просвещение, 1986
3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001
4. Столяренко Л.Д. Основы Психологии. 6-е изд., - Ростов н/Д: Феникс
4.Рогов Е.И. – М.: Общая психология (курс лекций для первой ступени пед. образования)
Рогов Е.И. – М.: Владос, 1995
5 Немов Р.С. Психология. – М.:Владос, 1995






