Характеристика мотивации

В психологии слово «Мотивация» используется в двояком смысле.

1.Обозначает систему факторов, определяющих (детерминирующих) поведение (потребности, мотивы, цели, интересы, стремления.).

2.Мотивация рассматривается как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Рассмотрим понятие «Мотивация» в первом значении.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность, активность Мотивация объясняет поведение, а не описывает его.

Любая форма поведения объясняется причинами двоякого рода.

Причины поведения

1. Внутренние (личностная диспозиция) Это факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение. Они называются личностными диспозициями. Это цели, мотивы, потребности, интересы и др. 2. Внешние (ситуационные). Это внешние условия и обстоятельства.

Любое действие человека можно рассматривать как двоякодетерминированное: внутренними и внешними причинами (диспозиционно и ситуативно).Диспозиции (внутренние факторы) могут возникать под влиянием определённой ситуации (экзамен вызывает потребность утвердиться, получить хорошую отметку) и, напротив, активизация определённых диспозиций приводит к изменению ситуации, точнее человек начинает её воспринимать по своему (одну и ту же ситуацию люди воспринимают по –разному)

Вопрос№4 Психологическая характеристика интересов

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как свое образные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой как осознание потребностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интере­сы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего, они отличаются по своему содержанию, относясь к разлитым областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме (они не нуждаются в развернутом объяснении)

Виды интересов Особенности интересов.
1.Действенные. 2.Недейственные. 3.Устойчивые. 4.Неустойчивые.   1. Они активизируют не только познавательные процессы, но и творческие, побудительных усилия человека в различных областях деятельности.  
5.Непосредственные. 6.Опосредованные. 2.В них присутствует большая чем обычно конкретизация целей и операций деятельности.
7.Глубокие. 8.Поверхностные. 3 Связаны с.расширением и углублением знаний человека в данной специальной области.
9.Сильные. 10.Слабые. 4.связаня со своеобразным эмоциональным удовлетворением, побуждающим к длительному занятию соответствующей деятельностью.
  11.Прямые   12.косвенные. 5.Прямые интересы вызываются самим объектом. Косвенные интересы вызываются не содержанием объекта., а тем значением, которое он имеет, будучи связанным, с другим объектом, непосредственно интересующим человека. Например, ребёнок усердно учит математику, так как это помогает лучше играть в шахматы.
13.Широкие. 14.Узкие. 6.Широкие интересы предполагают широту и разносторонность познания, узкие – 1-2 ограниченных, изолированных интереса при всем равнодушии ко всему остальному.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из множества интересов должен быть выделен центральный, наиболее увлекаю личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Особенностями интересов являются:

активизация не только познавательных процессов, но и творчески побудительных усилий человека в различных областях деятельности, большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности — расширение и углубление знаний человека в данной специальной области, и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к дли­тельному занятию соответствующей деятельностью. Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходим­ых в деятельности личности. Литература.


1. Крутецкий В.А. Психология. –М.:


2. Просвещение, 1986

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001

4. Столяренко Л.Д. Основы Психологии. 6-е изд., - Ростов н/Д: Феникс

4.Рогов Е.И. – М.: Общая психология (курс лекций для первой ступени пед. образования)

Рогов Е.И. – М.: Владос, 1995

5 Немов Р.С. Психология. – М.:Владос, 1995





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: