Законодательство о ТСЖ

ТСЖ является достаточно новой для России организационно-правовой формой некоммерческих организаций, получившей распространение в связи с проведением жилищной реформы и преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг в интересах членов товарищества, но потребляют услуги, оказываемые обслуживающими организациями, непосредственно собственники помещений. Кроме того, очевидно, что ТСЖ не может самостоятельно оказывать услуги по электро-, тепло- или водоснабжению, поскольку товарищество не является энерго - или водоснабжающей организацией. Такие услуги приобретаются у коммунальных организаций, ТСЖ лишь выполняет функции по аккумулированию денежных средств жильцов.

На основании выше изложенного представляется более корректным говорить, что в договорных отношениях ТСЖ выступает лишь на условиях представительства (ст. 182 Гражданского кодекса РФ), поскольку сделки совершаются им от имени собственников жилья (представляемых), основанного на доверенности, указании закона и непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемых. В полной мере положения ст. 182 Гражданского кодекса РФ относятся к платежам за коммунальные и иные услуги (за исключением сумм превышения взимаемых платежей над суммами фактически потребленных собственниками услуг), связанные с содержанием жилья и оказываемые собственникам помещений обслуживающими организациями (поставщиками энергоносителей, водоснабжения и т.п.).

Таким образом, самостоятельное управление общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечение его эксплуатации и распоряжение им в пределах, установленных нормами Жилищного кодекса РФ некорректно классифицировать в качестве услуг, независимо от того, как эта деятельность осуществляется (силами самого ТСЖ либо с привлечением сторонней организации), поскольку в данном случае речь идет об осуществлении уставных обязанностей в рамках уставной деятельности ТСЖ, носящей некоммерческий характер.

Некоммерческие организации, в том числе ТСЖ, согласно ст. 246 Налогового кодекса РФ являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, предусмотрен ст. 251 Налогового кодекса РФ. В частности, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ к ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: