Причины возникновения сознания

Причины возникновения сознания связаны с двумя особенностями трудовой деятельности людей.

1. Трудовая деятельность направлена на создание новых, оригинальных продуктов. Животные делают что-то по аналогии, подражая сородичам. Человек же может производить предметы, которых нет в поле его зрения, которых вообще не существует в окружающем мире. Для того, чтобы правильно рассчитать последовательность и содержание операций, найти нужные материалы, необходимо заранее, еще до начала деятельности, представлять себе ее конечный результат. Этот результат может быть представлен только в идеальном плане, в плане сознания.

Сознание возникает тогда, когда появляется новый вид деятельности, для выполнения которой необходимо сознавать ее процесс и результат.

2. Разделение трудовой деятельности между разными людьми. Животные всегда совершают действия, направленные на удовлетворение потребности, даже если существует временной интервал между началом действия и его результатом. Например, хищник может часами сидеть в засаде, подстерегая жертву, обезьяна может, как отмечалось выше, достать длинную палку и только через несколько часов использовать ее для получения фрукта. Однако, всегда существует прямая связь между выполняемой деятельностью и потребностью, которая ее инициировала. Поэтому даже активность, направленная на другое существо, порождается собственной потребностью животного – например, поиск корма для самки, высиживающей яйца или кормление детенышей непосредственно связаны с потребностью в продолжении рода и наполнены для животного конкретным смыслом, не нуждающемся в дополнительном осознании.

Люди же часто совершают действия, которые не имеют прямой связи с их потребностями и потому, на первый взгляд, бессмысленны. Например, производство посуды или лука, если человек не идет с ним на охоту, бессмысленно – ведь сам по себе, без охотника, лук не принесет пищи. Однако в том случае, когда люди сознают, что с этим луком пойдет на охоту другой человек, который часть своей добычи отдаст создателю оружия, действие приобретает смысл и связывается с потребностью. Точно также осознание того, что за свой труд он получит часть добычи, придает смысл поведению того человека, который лепит из глины посуду.

Таким образом, сознание необходимо для того, чтобы представить себе связь между целью и мотивом, между той конкретной деятельностью, которую совершает человек, и его потребностью.

Развитие сознания в филогенезе связано с тем, что круг сознаваемых предметов постепенно расширяется. Так, первобытные люди осознавали преимущественно только те предметы окружающего мира, которые были непосредственно связаны с их жизнедеятельностью. Названия, которые получали эти предметы, фиксировались в языке, передаваясь от одних людей к другим, от поколения к поколению. Поэтому развитие сознания тесно связано с развитием речи и мышления, а разные виды речевого мышления отражаются и в содержании сознания, в ментальности людей. У некоторых племен, сохранивших свою традиционную культуру еще в ХУ111 веке, одно слово могло означать несколько предметов, объединенных тем, что они выполняют одну и ту же функцию (например, пищи).

Развитие культуры приводило к тому, что человек начинал сознавать окружающий мир более широко, обращать внимание на предметы, не имеющие сугубо утилитарного значения. В языке в это время начинают появляться новые слова, названия предметов, непосредственно не связанных с удовлетворением биологических потребностей. Наконец приходит осознание эстетических категорий, появляются понятия прекрасного, безобразного и т.д.

Осознание внешнего мира предшествует осознанию мира внутреннего, т.е. самосознание (осознание себя) появляется намного позже, чем сознание. Нам трудно оценить временные границы этого процесса в филогенезе, в онтогенезе же мы знаем, что сознание появляется уже к концу первого года жизни, а самосознание – лишь к трем годам. Осознанию себя предшествует осознание своей группы. Как показали исторические и кросс-культурные исследования, вначале первобытное сознание включало понятие Они – то есть отличные от нас, другие. Так как увидеть и охарактеризовать отличия легче, чем сходство, то понятие Мы появилось уже после категории Они, как контрастирующее с ним. Постепенно эти слова наполнялись конкретным содержанием. Люди начинали понимать, что у группы есть не только отрицательные характеристики – (не-мы, чужие, другие), но и положительные. Например, все «Мы» связаны с одним тотемом (произошли, например, от антилопы), верим в одно божество, имеем один язык, обычаи, пищу и т.д. Еще в античности большинство людей судило о себе по принадлежности в племени, роду, семье. Осознание своей личной отличности от других, своего «Я» пришло позже, лишь к 3-2 векам до н.э. Именно тогда люди начали понимать, что каждый человек уникален, наделен особыми способностями, качествами, интересами, а потому кроме понятия «Мы» есть и понятие «Я». Таким образом, в сознании человека выделяются две области – сознание внешнего мира, окружающих, и сознание себя – самосознание.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: