Способы организации занятий гимнастикой

В теории физической культуры, в том числе и в гимнастике, вращается много терминов. Одни объединяют большую группу терминов, в другом случае разные термины обозначают, казалось бы, одно явление. или действие. Например, термины “метод” и ”способ” означают путь достижения цели. Однако, в сочетании с различными процессами, используются по разному. Термин “метод” в теории физического воспитания используют в сочетании с процессами обучения, тренировки, развития физических или волевых и нравственных качеств. В организации занятии гимнастикой лучше подходит термин “Способ”.

В гимнастике на уроках используются пять основных способов:

- фронтальный;

- круговой;

- соревновательный;

- игровой.

- сменно-групповой;

Фронтальный – способ, при котором все занимающиеся одновременно выполняют одно задание. К этим упражнениям относятся: строевые, общеразвивающие, вольные, простейшие акробатические упражнения, некоторые виды прикладных упражнений, такие как: ползания, лазания по гимнастической стенке и скамейке, упражнения с гимнастической скамейкой. Данный способ используется как в подготовительной части урока, так и в основой. В основной части используются все перечисленные упражнения, за исключением строевых и общеразвивающих упражнений.

Круговой – способ, когда занимающиеся выполняют разные задания на станциях, расположенных по кругу (По Гуревичу И.А. “Метод круговой тренировки”).

Организация занятий гимнастикой круговым способом позволяет решать следующие задачи: - развитие физических качеств;

- совершенствование техники отдельных упражнений;

- повышение функционального состояния организма и совершенствования спортивной формы (тренированности)

В круговом способе могут использоваться гимнастический инвентарь и снаряды.

1. Количество станций рекомендуется от 8 до 15. Меньшее количество станций уменьшает пропускную способность на каждой станции. Например при количестве в классе или группе в 30 человек и количестве станций семь, количество человек на одних станциях будет достигать четырех человек, что затрудняет подбор инвентаря для каждого и распределении их на станции. Например прыжки со скакалкой выполняемые четырьмя участниками занимают больше места, чем один. Кроме тог при меньшем количестве станций труднее охватить все части и системы организма. Большее количество станций затрудняет их размещение в зале.

2. Станции должны располагаться по кругу или овалу, чтобы переходы от станции к станции не пересекались.

3. Расстояние между станциями должно быть равным, чтобы переход от станции к станции и начало выполнения задания на следующей станции начинался всеми участниками одновременно.

4. Упражнения на станциях должны чередоваться по направленности на различные части тела. Не должно быть на трех станциях подряд упражнений для мышц ног или рук или туловища.

5. Характер упражнений на станциях так же должен чередоваться. Например: на силу на следующей станции на гибкость далее на прыгучесть и т.д.

6. Не рекомендуется включать упражнения требующие специального разучивания или сложные элементы требующие страховки или помощи.

7. Выполнение заданий на станциях и переход от станции к станции осуществляется за установленное время по командам: “Стоп“, ”Переход” и распоряжениям: “Можно” или ”Начали”; звуковыми сигналами, отличающимся друг от друга длительностью звучания или высотой звука или характером звучания (свисток, трель, дробь, писк, визг и т.д.).

8. Проводящему следует стоять в месте, где упражнения вызывают наибольшее затруднение, но при этом видны все остальные станции.

9. Время выполнения заданий на станциях зависит от их количества. Чем меньше станций, тем больше времени на выполнение и на оборот. Практика показывает, что выполнение заданий на каждой станции оптимально равно от 20 до 40 секунд.

10. Количество повторений задания на станциях определяется как близкое к максимальному количеству выполняемое одним из участников данного класса или группы.

11. Создание представления о заданиях на станциях может осуществляться несколькими способами:

- проводящий перед строем сам показывается все задания;

- проводящий разделив группу или класс по количеству станций и расставив их по станциям сам показывает все задания;

- проводящий готовит для каждой станции карточку с перечнем всех станций и раздав их участникам предлагает всем выполнить свое задание и переходить на каждую следующую станцию и выполнять следующее задание. И так до тех пор, пока каждый участник не пройдет последовательно все станции, Выполняется это в произвольном темпе;

- перечень станций в каждой следующей карточке должен начинаться со следующей станции. Например:

первая карточка: перечень включает:

1-я станция - подскоки на месте,

2-я станция - сгибание и разгибание рук в упоре лежа,

3-я из седа руки за голову лечь на спину и вернуться в исходное положение

и так далее.

Перечень станций во второй карточке должен начинаться со сгибания и разгибания рук в упоре лежа, а в третьей карточке – с задания на третьей станции в первой карточке (то есть на одну станцию ниже).

В противном случае все участники придут на первую станцию.

- изготавливаются красочные большие изображения задания и по принципу дорожных знаков на стойках ставятся в месте станции.

- перед началом и в конце кругового способа снимается пульс для определения воздействия нагрузки;

12. Вариативность кругового способа организации велика. Можно проводить круговой способ по часовой стрелке или против. Можно проводить два раза подряд по или против часовой стрелке без отдых или с отдыхом после каждого круга. Все зависит от подготовленности учащихся и трудности заданий. В любом случае обязательно следует определять частоту пульса.

 
 


11 10 9

12

8

1 ст.

7

2 6

3

4 5

Вариант распределения станций в круговом способе.

Соревновательный – способ, при котором занимающиеся выполняют одинаковые упражнения, с чет определенными правилами, соревнуясь в определении победителя. В основном этим способом проводятся эстафеты. При этом, в зависимости от числа занимающихся может быть две, три и более команд. Основными задачами здесь являются: совершенствование ранее разученных упражнений, развитие скоростно-силовых качеств, воспитание коллективных действий и ответственности за свои действия перед командой

Игровой способ – в основном это подвижная игра с выполнением упражнений в произвольном варианте, но по определенным правилам. В зависимости от задач, могут развиваться различные физические качества, умение ориентироваться в пространстве. Носит так же состязательны характер между ведущим и игроками.

Сменно-групповой способ предусматривает деление группы или класса на два, три или четыре отделения и в процессе проведения занятия эти отделения меняются снарядами, проходя задания на каждом виде в течение всей основной части. Оптимальное количество отделений обычно составляет три. Как правило, подобный способ используется во всех уроках гимнастики. Еще одной особенностью сменно-группового способа является то, что внутри его, каждое отделение, в зависимости от задач и упражнения, может быть организовано одним из остальных способов. Например, одно отделение разучивает вольные упражнения фронтальным способом, другое развивает физические качества круговым способом, третье разучивает опорный прыжок.

"Планирование работы по гимнастике".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: