ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
График учебного процесса по гимнастике в ВУЗе на ФФК (1 семестр)
Содержание | Недели | |||||||||||||||||
Строевые упражнения | ||||||||||||||||||
Общеразвивающие упражнения | ||||||||||||||||||
Вольные упражнения | ||||||||||||||||||
Прикладные упражнения | ||||||||||||||||||
Брусья парал-е | ||||||||||||||||||
Кольца | ||||||||||||||||||
Брусья р/в | ||||||||||||||||||
Бревно | ||||||||||||||||||
Перекл-на (н) | ||||||||||||||||||
Акробатика | ||||||||||||||||||
Прыжки | 1,2 | 1,2 |
Как видно, в левой колонке указаны виды упражнений по группам, в правой колонке в каждом занятии указаны темы упражнений в той или иной группе. Номера в верхней строчке указывают на номера занятий в неделе.
Распределение тем по видам упражнений в графике производится таким образом, чтобы количество повторений соответствовало сложности задания. Такое распределение характерно для всех лет, курсов обучения.
Следующим документом планирования учебного процесса является поурочный план, представляющий собой перечень заданий на каждый урок.
Поурочный план прохождения программного материала по гимнастике на 1 семестр студентов ФФК (примерный). На каждый срок (семестр, четверть, период) необходимо определить основные задачи, например:
- овладение в объеме 1 семестра (четверти, периода) теорией гимнастики
- овладение строевыми командами в объеме первого семестра (четверти, периода);
- овладение умениями в проведении общеразвивающих упражнений;
- овладение навыками выполнения вольных, акробатических, прикладных упражнений, прыжков и упражнений на снарядах в объеме первого семестра(четверти, периода);
Далее дается краткий перечень тем на каждое занятие.
План:
1. Гимнастика как исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания и ее основные задачи.
2. Характеристика групп гимнастических упражнений. Методические особенности гимнастики.
3. Виды гимнастики и характеристика их как специфических средств разностороннего педагогического воздействия на занимающихся.
4. Значение и место гимнастики в системе физического воспитания.
5. Контрольные вопросы для самоподготовки.
Гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола.
Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений. В ДЮСШ, ШВСМ, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой, спортивной и художественной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.
Гимнастика используется как средство оздоровления в лагерях, домах отдыха, санаториях. В нашей стране широко пропагандируется гигиеническая гимнастика, особенно по радио и телевидению.
В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.
Задачи гимнастики. Задачи гимнастики определяются общей целью физического воспитания, которая заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы; устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.
2. Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности движений; вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками необходимыми в быту, трудовой и оборонной деятельности.
3. Воспитательные задачи: формирование добросовестного отношения к труду и к общественной собственности, воспитание патриотизма, коллективизма, дисциплинированности, воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности.
В арсенал средств гимнастики входят все анатомически возможные движения от элементарных односуставных сгибаний и разгибаний до сложнейших по координации двигательных действий, выполнение которых требует высокого уровня развития основных двигательных качеств.