Функции налогов и значение налогов, как доходов государства

Налоги, как экономическая основа государства. Их роль в распределении и перераспределении ВВП и НД;

Понятие налогов и сущность налогов, как финансово-экономической категории;

Сущность налогов и основы налогообложения.

1) Понятие налогов и сущность налогов, как финансово-экон-кой категории;

2) Налоги, как экономическая основа государства. Их роль в распределении и перераспределении ВВП и НД;

3) Функции налогов и значение налогов, как доходов государства.

Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов. Налоги, являясь общественной категорией, отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

Ученые-экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения. Изучая экономическую сущность пологов, классик буржуазной политэкономии Д. Рикардо писал: "Налоги составляют ту долю труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода".

К.Маркс, анализируя капиталистические производственные отношения, отмечал: "Экономическим воплощением существования государства являются налоги"

Позднее, в начале XX в., определение налогов было дано русским ученым Александром Соколовым: "Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента".

Сбор-это обязательный взнос организации и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения государственными органами или органами местного самоуправления и их должностными лицами юридически значимых действий в интересах плательщика (гос. пошлина, экологический сбор).

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ даёт следующее определение: Статья 8. Понятие налога и сбора

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая категория выражает общественные отношения между людьми при кругообороте капитала, т. е. одну из сторон производственных отношений. Отсюда вытекает, что экономическая категория тесно связана с движением стоимости ВВП и его основной части национального дохода (НД). В своем движении НД проходит четыре фазы:

1)процесс производство,

2)распределение (первичное и вторичное),

3)обмен(купля и продажа),

4)использование.

Налоги, участвуя в мобилизации стоимости ВВП и НД для казны, налоги возникают и функционируют не на всех фазах движения, а только на второй фазе - распределения, а точнее перераспределения, и значит входят в систему производственных отношений, хотя в ограниченных пределах.

Финансовые отношения охватывают весь процесс распределения стоимости ВВП и НД на макро и микроуровне. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т.е. национальный доход (НД). При ограниченной собственности на средства производства господствующая власть может получить свою долю НД лишь при принудительном перераспределении НД. Налоги в этих условиях становятся главным методом мобилизации части НД для государства.

Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным числом налогоплательщиков, физических и юридических лиц, регулируемые налоговым законодательством. Налоговые отношения строятся на правовой основе и должны распространяться на новую реальную стоимость оставляя у плательщиков капитал для расширенного производства.

Финансовые отношения Налоговые отношения
Общие черты:
1.Выступают как экономическо денежные отношения; 2.Участвуют в формирование денежных фондов; 3.Действуют в процессе распределения; 4.Выступают как часть специфических производственных отношений; 5.Используются как контрольный инструмент; 6Имеют одинаковых участников отношений.
Отличительные черты:
1.Действуют на макро и микроуровне; 1.Действуют только на макроуровне;
2.Осуществляют перераспределение стоимости ВВП и НД; 2.Участвуют в распределение стоимости ВВП и НД;
3.Решают общие задачи в рамках общества и обеспечивают управление воспроизводственным прцессом. 3.Выполняют регулирование экономических процессов;
  4.Выступают средством эксплуатации;
  5.Решают конкретную задачу- мобилизацию средств государства и служат целям регулирования воспроизводственного процесса.

Преобладающая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику как члену общества, а тратится политической властью на управление, военные цели и другие мероприятия. Лишь относительно небольшая часть поступлений налогов через систему расходов может способствовать росту доходов определенных групп населения (пенсии, стипендии) общества, причем необязательно тех, кто платит налоги. После получения выручки наступает её распределение, следовательно, расширенное производство создает материальную базу для распределения стоимости в начале первичного ВВП и НД, а затем вторичного. Изменения проходящие в производстве (их рост, сокращение) влияют на налоги.

Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность и общественное назначение. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присуще 2ФУНКЦИИ:

1)Фискальная-( фиск- гос казна) –обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимые для выполнения общенациональных потребностей. Эта функция исходная и основная, характерна для всех государств. С её помощью образуются централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия для государственного функционирования.

Именно эта функция обуславливает реальные возможности для перераспределения части стоимости НД в пользу определенных групп общества. Через фискальную функцию государство обеспечивает:

1)Достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства;

2)Равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы;

3)Установление высокого уровня соц инфраструктуры в государстве и каждом отдельном регионе;

4)Выполнение всех экономических, политических и соц задач.

Фискальная функция налогов с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику=>она в значительной степени обуславливает регулирующую функцию.

2)Регулирующая- означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывает серьезное влияние, на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя пополнение капитала, распределяя или

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • Регулирование спроса и предложения, стимулирование сбережений граждан;
  • Выравнивание доходов отдельных социальных групп, развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы.

Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, и в итоге увеличение общенационального фонда денежных средств. Налоги как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства,труд и капитал и различные социальные группы. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. Обусловлено это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.

Рассмотрев 2 функции налогов, следует отметить, что некоторые ученые добавляют 3 функции: распределительную, стимулирующую и контрольную.

В федеральном бюджете РФ все налоги занимают 93,4%: основными являются косвенные налоги, на долю которых приходится 71,2%,в том числе на НДС-37,3%/

Специфические признаки налогов:

Налоги - участник перераспределительного процесса стоимости ВВП и НД;

Налоги - важнейший инструмент воздействия на экон-кую деят-сть;
Налоги- обязательный безвозмездный платеж юрид-х и физич-х лиц;

Налоги - это специфическая форма производственных отношений;

Налоги – орудие эксплуатации плательщика;

Налоги – смена собственности, когда часть стоимости в денежном выражении, переходит из индивидуальной и корпоративной в гос-ную;

Налоги – сочетание 2 функций: фискальной и регулирующей;

Налоги – не порождают встречного обязательства государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: