Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом или отдельного налогоплательщика.
Налоговое бремя определяют на макроуровне и микроуровне.
Макроуровень — исчисление размера налогового бремени на экономику и население всей страны.
Микроуровень — расчет налоговой нагрузки на конкретные организации, а также исчисление налоговой нагрузки на работника.
Налоговое бремя на экономику представляет собой отношение всех поступивших налогов от юридических и физических лиц к валовому внутреннему продукту (ВВП). Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределяемой с помощью налогов. Данный показатель рассчитывается по формуле:
Бр = Нюф: ВВП,
где Бр — уровень налогового бремени;
Нюф — все налоги, уплаченные и юридическими, и физическими лицами;
ВВП — стоимостное выражение количества произведенных товаров (выполненных работ, оказываемых услуг) в стране.
Недостаток данного показателя заключается в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплательщика без учета индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта.
Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны. Этот показатель рассчитывается по формуле
Бр = (Нн:Чн):(Д:Чн),
где Нн — все уплаченные населением налоги;
Чн — численность населения страны;
Д — сумма полученных населением доходов.
Недостаток этого показателя состоит в его неточности, связанной с невозможностью учета суммы налогов, уплачиваемых населением, в стоимости приобретаемых товаров (работ и услуг).
Налоговое бремя на работника фактически равно ставке налога на доходы физических лиц — единственного налога, взимаемого с доходов работников. Расчет данного показателя осуществляется по формуле
Бр = Нр:Др
где Нр — налог на доходы физических лиц, удерживаемый из дохода работника;
Др — доход работника.
Для расчета налогового бремени на организацию используются четыре показателя. Расчет первого показателя осуществляется по формуле
БР = НП:В,
где Нп — налоги, уплачиваемые организацией;
В — выручка организации.
Данный показателей отражает долю выручки организации, направляемую на погашение налоговых обязательств. Недостаток этого показателя заключается в том, что выручка является более емким показателем, чем доход организации. Таким образом, доход — часть выручки организации.
Второй показатель исчисляется по формуле
Бр = Нч: П„
где Пч — чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.
Данный показатель отражает часть чистой прибыли, которая изымается у организации в форме налогов. Недостаток данного показателя состоит в том, что чистая прибыль представляет собой лишь часть дохода, оставшуюся у организации после уплаты всех налогов.
Третий показатель определяется по формуле:
Бр = Нп : Дс,
где Дс — добавленная стоимость, которая, в свою очередь, может быть представлена в следующем виде: Дс = Ам +3П + Нп (А — амортизационные отчисления; Зп — затраты на оплату труда).
Данный показатель характеризует то, какая часть добавленной стоимости направляется организацией на погашение ее налоговых обязательств.
В целях исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки используют четвертый показатель, и котором фискальные изъятия соизмеряются с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная стоимость исчисляется путем вычета из добавленной стоимости сумм амортизационных отчислений.
В этом случае налоговое бремя определяется по формуле:
БР = НП : Св,
где Св — вновь созданная стоимость.
При этом:
Св = ВР + НДС + Ак + ДВ-РВ-Мз-Ам,
где Вр — выручка от реализации;
НДС — налог на добавленную стоимость;
Ак — акцизы;
Дв — внереализационные доходы;
Рв — внереализационные расходы;
Мз — материальные затраты;
Ам— амортизационные отчисления.
Достоинство последнего показателя заключается в том, что налоговое бремя при его расчете определяется относительно реального дохода организации.
Ни один из представленных показателей налоговой нагрузки на организацию не является универсальным, так как бремя прямых и косвенных налогов распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от конъюнктурных колебаний рынка. Однако каждый из этих показателей может быть применен организацией для анализа возможных финансовых последствий при внесении государством изменений в налоговую систему, увеличении числа налогов, налоговых ставок пли налоговых льгот.
Многовековая практика построения налоговых систем в странах с цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% дохода — это та черта, за которой невозможна эффективная предпринимательская деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику. Иными словами, государство не должно изымать у налогоплательщика более его доходов.
Вместе с этим предельно допустимые показатели налогового бремени и на микро-, и на макроуровне зависят в первую очередь от уровня обязательств, которые берет на себя государство в отношении конкретного жителя страны и экономики в целом. Иначе говоря, уровень налогового бремени зависит от доли участия государства в расходах населении на оплату образовательных, коммунальных услуг, а также и научно-исследовательских, инвестиционных, социальных и других программах.