Безубыточный объем продаж — это объем, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.
Анализ безубыточности позволяет:
- более точно исчислять влияние факторов на изменение прибыли и уровня рентабельности;
- определять критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
- установить зону безопасности (безубыточности) предприятия и оценивать степень ее чувствительности к изменению внешних и внутренних факторов;
- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Для определения уровня безубыточности используют графический и аналитический способы.
Графический способ:

Аналитический способ:
- Определение безубыточного объема продаж
- в стоимостном выражении – критическая выручка Вкрит

Дмд – доля маржинального дохода в выручке
- в натуральном выражении (для одного вида продукции) – критический объем реализации VРПкрит

- Определение зоны безопасности
· в стоимостном выражении

· в натуральном выражении (для одного вида продукции)

Зона безопасности определяет уровень, до которого предприятие может понизить выручку (объем продаж) и работать без убытков.
- Определение критической суммы постоянных затрат

- Определение критической величины переменных затрат

- Определение критической уровня цены







