Налоговая декларация и налоговый контроль

Функции налогообложения и классификация налогов

Выделяют следующие функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

Фискальная – это изъятие средств налогоплательщиков в бюджет, это основная функция налогообложения, посредством фиска формируется гос. бюджет для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ, формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Распределительная функция (социальная) состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан от состоятельных к малоимущим, что обеспечивает социальную стабильность общества (акцизы, прогрессивное налогообложение и т.д.).

Регулирующая функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Она имеет 3 подфункции:

-стимулирующая направлена на развитие определенных социально экономических. процессов при помощи системы льгот, исключений, предпочтений;

-дестимулирующая - при помощи увеличения налогового бремени препятствует развитию определенных социально - экономических процессов, но нельзя допустить подрыва основы налогообложения, ликвидации источника дохода;

-контрольная означает, что государство через систему налогов контролирует финансово – хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, контроль источников доходов и направлений расходования средств.

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп, облегчить их изучение и использование.

Признаки классификации налогов:

6. по способу взимания налогов – прямые и косвенные;

7. по субъекту налогообложения (налогоплательщику) – юридические и физические лица;

8. по объекту налогообложения –доходы, имущество, прибыль, реализация товаров, работ, услуг. Каждый налог имеет свой объект налогообложения;

9. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж – федеральные, региональные, местные;

10. по целевой направленности введения налога – общие и целевые.

Для целей налогообложения реализацией товаров, работ, услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также на безвозмездной основе.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Налоговые органы проверяют правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

5. между взаимозависимыми лицами;

6. при товарообменных операциях;

7. при совершении внешнеторговых сделок;

8. при отклонении более, чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Если цены отклоняются более, чем на 20%, налоговый орган вправе принять решение о доначислении суммы налога и пени, рассчитанные, исходя из рыночных цен. При определении рыночной цены товара используются официальные источники информации.

на основании 4.Участники налоговых отношений, их права и обязанности

Участниками налоговых отношений являются налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые и таможенные органы, органы МВД.

Налогоплательщики и плательщики сборов – лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Обособленные подразделения организации, ее филиалы и представительства не являются налогоплательщиками.

Налогоплательщики имеют право:

-получать по месту своего учета от налоговых органов информацию (в том числе письменно) о действующих налогах и сборах, законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов, получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от Минфина письменные разъяснения по вопросам применения законодательства по налогам и сборам, то же – от финансовых органов субъектов и муниципальных образований соответственно о региональных и местных налогах в течение двух месяцев со дня поступления запроса;

- использовать налоговые льготы, отсрочку и рассрочку платежей по налогам, присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов налоговой проверки и обжаловать их в установленном порядке.

Налогоплательщики обязаны:

-уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах; вести в установленном порядке учет доходов, расходов и объектов налогообложения; представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации, а также документы, необходимые для расчета и уплаты налогов; выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

- сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счетов (7 дней), обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (1 месяц), обо всех обособленных подразделениях на территории РФ (1 месяц) о реорганизации или ликвидации организации (3 дня).

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты имеют те же права и обязанности, что и налогоплательщики.

Налоговые органы составляют единую налоговую систему контроля за соблюдением законодательства по налогам и сборам, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов и сборов.

Налоговые органы вправе:

- требовать от налогоплательщиков документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов; проводить налоговые проверки в соответствии с НК; производить выемку документов при проведении налоговых проверок, если есть основания полагать, что эти документы могут быть уничтожены или изменены; вызывать письменного уведомления налогоплательщика в налоговый орган для дачи показаний по исчислению и уплате налогов; приостанавливать операции на счетах налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество и т.д..

Налоговые органы обязаны

- соблюдать законодательство о налогах и сборах, вести учет организаций и физических лиц, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, представлять формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения, соблюдать налоговую тайну, принимать решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, штрафов, пеней; направлять налогоплательщику акты налоговых проверок.

Таможенные органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком в срок, установленный налоговым законодательством. В случае неуплаты налога в срок, налоговый орган направляет налогоплательщику требование (документ), в котором указана сумма недоимки и срок, в течение которого надо уплатить налог, штраф и сумму начисленных пеней. При невыполнении предписанных требований взыскание производится в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках, а при их недостаточности – на иное имущество налогоплательщика вплоть до его ареста. За каждый день просрочки уплаты налога начисляется пеня. Пеня начисляется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачивают одновременно или после уплаты полной суммы налога или сбора и штрафа.

НК предусматривает возможность переноса установленного срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок в форме отсрочки, рассрочки платежа или инвестиционного кредита. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении налогоплательщика:

- возбуждено уголовное дело, связанное с нарушением законодательства о налогах и сборах;

- производится производство по делу о налоговом правонарушении;

- имеются основания полагать, что налогоплательщик воспользуется изменением срока для сокрытия своего имущества.

Для предоставления отсрочки или рассрочки необходимо наличие хотя бы одного из предусмотренных НК оснований:

- причинение лицу (налогоплательщику) ущерба в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы;

- задержка лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного лицом государственного заказа и т.д.

Отсрочка или рассрочка платежа может быть предоставлена по одному или нескольким налогам. По указанным выше основаниям проценты не начисляются.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований

1. проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного поизводства4

2. осуществление организацией инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание нового вида сырья или материалов;

3. выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона;

4. выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5. осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии.

Инвестиционный налоговый кредит по пунктам 1 и 5 предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого на указанные цели; по пунктам 2-4 - на сумму кредита, определяемую по соглашению между уполномоченной организацией и заинтересованной организацией.

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и понесенных расходах, о налоговой базе и налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и других необходимых сведениях. Налоговая декларация составляется по каждому налогу и представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Не представляются в налоговый орган декларации по налогам, по которым налогоплательщик освобожден от обязанности по их уплате. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, представляют декларацию в электронном виде. Декларация может быть представлена в налоговый орган лично, по почте, в электронном виде, по телекоммуникационным каналам.

Налоговый контроль проводится должностным лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов, проверки данных учета и отчетности, осмотра территорий и помещений проверяемых лиц.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановку на учет по месту своего нахождения, нахождения филиалов и обособленных подразделений, нахождения движимого и недвижимого имущества.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Если выявлены ошибки, налогоплательщику сообщают о необходимости представить необходимые сведения или внести исправления в декларацию. Если до окончания камеральной проверки налогоплательщик подает уточненную декларацию (расчет), начинается проверка уточненной декларации.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, по одному или нескольким налогам с целью проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором проводится проверка. Налоговые органы не вправе проводить 2 и более налоговых проверок по одному и тому же налогу за один и тот же период. Проверка продолжается не более 2 месяцев, но срок м.б. продлен до 4 и до 6 месяцев. Срок проверки филиалов и представительств – не более 1 месяца.

В ходе проверки проводится осмотр производственных помещений, складов, офиса, проверка и выемка документов, если имеется предположение, что документы могут быть изъяты или исправлены, экспертиза.

По результатам проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, оставляется акт установленной формы. Если по акту выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверяемому лицу направляется требование об уплате пени и штрафа. Если лицо не желает добровольно их заплатить, налоговый орган направляет иск в суд. Проверяемое лицо может подать апелляционную жалобу, если решение не вступило в силу.

Вопросы и задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: