double arrow

Когда и где родилась лучевая система композиции улиц


Типы и элементы планировочной структуры. Гипподамова сетка, Платонова схема планировки.

На решение планов городов оказывают влияние следующие факторы: место города в системе расселения; природно-климатическая характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей группы предприятий; условия функционального зонирования городской территории; организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; учёт перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования. Эти факторы находят отражение в планировочной структуре города, т.е. в сочетании жилой застройки с местами массового посещения, связанных сетью магистральных улиц и площадей.

Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры: компактный, расчлененный и рассосредоточенный.

· Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре.




· Расчлененный тип возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой.

· Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями.

Кроме того, план города может иметь форму расчленено-линейную при расположении его по берегу большой реки и линейную, возникающую вследствие линейно-параллельного зонирования промышленности и жилья и характера процесса развития города.

При расчленено-линейной системе, связанной с расположением города по берегу большой реки, город, как правило, не уходит далеко от реки в поперечном к ней направлении и вытягивается вдоль реки на значительные расстояния (до 60-70 км). В эти случаях превалирующие значение приобретают продольные связи, требующие из-за большой протяженности применения скоростного транспорта.

При линейной планировке основной композиционной осью плана города является продольная линия городского транспорта, проходящая вдоль территории всего города. Удобство линейной планировки города заключается в том, что он может развиваться без коренной реконструкции уже сложившихся районов. Существенный же недостаток города-линии – фактическое расчленение его на ряд населенных мест, в значительной степени обособленных друг от друга.

Гипподамова система - система планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Связана с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485—405 гг. до н. э.). По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие как античные (Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская), так и современные города.



Ученик Микел-анджело Доменико Фонтана в конце XVI в. подхватил и развил идеи своего учителя. Архитектору Фонтана папой Сикстом V были поручены работы по упорядочению планировки Рима для удобства посещения храмов верующими. Главной целью являлось объединение в единую систему сети улиц как за счет расширения и удлинения существующих дорог, так и за счет создания новых магистралей. По словам 3. Гидиона, Фонтана принадлежал к «поколению посредственных архитекторов... Но сотрудничество с папой Сикстом V привело к такому решению градостроительных проблем, какое в то время не имело себе равных. Он пробивает и выпрямляет пять радиальных улиц, сходящихся к базилике Санта-Мария Маджоре и соединяющих основные центры города, которые обозначает установкой монументов. Древнеегипетский обелиск у ворот дель Пополо закрепляет осевую перспективу главной улицы Рима — Корсо. В последующие столетия в местах установки монументов сформировались красивые площади. Фонтана создал в натуре целое градостроительное направление. Благодаря ему улицы перестали быть только утилитарными, а стали объектами искусства.







Сейчас читают про: