Метасистема и субсистема являются живыми Системами

Философский аспект.

Целостность — завершенность, цельность. Понятие возникло из факта, что «часть» не может быть понята вне целого, а целое, как учил Аристотель, больше суммы своих частей: целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое [6, с. 506].

Система (от греч. systema—целое, соединение) — совокупность элементов, образующих определенную целостность, единство. Система проявляет свою целостность в неразрывном взаимодействии со средой, ибо целостность не выводится из взаимодействия составляющих ее элементов. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы (точнее — метасистемы) более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве систем (точнее — субсистем) более низкого порядка. К наиболее сложным типам относятся живые системы [12, с. 408].

Другие статьи словаря: детерминизм системный [8, с. 97], холизм [12, с. 507J.

То, что человек включен в метасистемы и состоит из субсистем — достаточно понятно [12, с. 408]. Но для реализации принципа иерархичности следует осуществить процедуру «оживления», то есть показать, что Метасистемы и Субсистемы удовлетворяют принципу активности и, как следствие, принципу саморазвития. Следовательно, они являются живыми, соответственно, Метасуществами и Субсуществами. На Рис. 1 «процедура оживления» символически изобра-жена стрелой «Д», исходящей от принципа активности.

Рис. 1

Ø Принцип активности

Триада Метасистема, Система и Субсистема имеет аналоги. Например, Л.Н. Гумилев пользовался триадой «субэтнос», «этнос» и «суперэтнос» [4, с. 128-149].

Субэтносы — большие группы людей, обладающие резкими поведенческими отличиями. Среди русских, например, это поморы, старообрядцы, сибиряки (чалдоны), казаки, столичные интеллигенты и т п. Этносы с более близкими стереотипами поведения создают огромные этнические коалиции — суперэтносы, которые в истории обычно именуются «культурами», «цивилизациями», «мирами» [4, с. 128-149].

Ø Примеры живой Метасистемы.

Для «оживления» метасистемного уровня приведем примеры из книги Даниила Андреева «Роза мира», идеи которой во многом сходны с «Монадологией» Лейбница, ибо под монадой Андреев понимает «первичную, неделимую, бессмертную, духовную единицу» (см. «монада» в [1, с. 274]).

Принцип активности у Андреева реализуется в том, что исторические события он трактует как взаимодействие живых Метасуществ, например, взаимодействие государств он рассматривает как борьбу Уицраоров — «могущественных, разумных, крайне хищных существ» [l.c.274].

Принцип саморазвития у Андреева реализуется в том, что при анализе исторических событий он прямо задает вопрос «зачем?» («для чего?») и отстаивает эффективность телеологического (целевого) подхода к раскрытию их смысла: «Но метаисторику нет надобности суживать свои возможности до границ, очерченных каузальным подходом. Для него — с крутизны вопроса «зачем?»—тоже открывается море, но не фантазии, а второй действительности. Никаким фетишем он каузальность считать не намерен и ко хМногим проблемам подходит с другой стороны, именно — телеологической» [1, с. 153].

Для иллюстрации телеологического подхода приведем несколько фрагментов трактовки «тайного исторического смысла» из биографии Петра I.

С учетом его будущей исторической миссии, к которой его готовили «метаисторические силы», в частности Метасущество российской государственности по имени «Жругр» (все названия у Андреева условные), события трактуются следующим образом*

«Будущему реформатору понадобится величайшая независимость ума. привычка к отсутствию авторитетов и самостоятельному мышлению. И вот ни в детстве, ни в отрочестве не допускается в его окружение ни один человек, по своим интеллектуальным и волевым качествам способный хотя бы на время подменить в мальчике самостоятельную умственную работу слепым доверием авторитету» [1. с. 153].

«На смену боярству ему придется находить талантливых разночинцев, вместо стрелецкого войска создать — неизвестно, как и откуда — новую армию, отвечающую потребностям грядущих дней. И вот товарищами его игр в Преображенском оказываются мальчишки из простонародья, смышленые, преданные и смелые: ядро будущей гвардии»[1, с. 153].

Принцип иерархичности у Андреева реализуется следующим образом— говоря о Петре I он пишет: «Если бы этими условиями был окружен обыкновенный, то есть никакими метаисторическими силами не выпестованный ребенок, ничего исключительного из него все-таки не получилось бы» [1, с. 153].

В заключение отметим, что людей, подобных Петpy I. являющихся выразителями «интересов» Метасуществ, Л.Н. Гумилев называет пассионариями. Один из ключевых признаков пассионариев состоит в том, что «пассионарный импульс поведения превышает величину импульса самосохранения» [4. с. 607] или, другими словами, человек готов отдать жизнь служению Идеи.

В дальнейшем мы покажем, что Метасилы Даниила Андреева во многом подобны действию Архетипов «коллективного бессознательного» К. Юнга. Однако «метапсихология» Андреева не ограничивается животными Силами «прошлого» (как у Юнга). Использование Андреевым телеологического подхода (как и у Адлера) логически требует рассмотрения Метасил духовных, п Андреев дополняет сферу метаисторических сил Метасилами духовнычи, например, Яр о свет — «народоводитель Российской метакультуры» [1, с. 275].

Ø Примеры живой Субсистемы.

Для «оживления» субсистемного уровня воспользуемся идеями трактовки заболевания в восточной медицине и одним из важнейших положений теории функциональных систем, суть которой в том, что организм состоит не из органов, а из функциональных систем (далее, по тексту ФС),

В настоящее время эффективность метода акупунктуры не вызывает сомнений Однако восточная и западная медицина дают свои теоретические объяснения этому методу. «Восток» трактует болезнь как нарушение равновесия между двумя «полярными силами» Янь и Инь в органах организма. «Запад» выдвигает свои теоретические объяснения: энергоканальное, рефлекторное, анатомическое, электрофизиологическое и др. Авторская точка зрения состоит в том, что наиболее перспективным мостом между «Востоком» и «Западом» является теория функциональных систем П К. Анохина.

K. Анохин утверждал, что организм состоит не из органов, а из функциональных систем (ФС). поэтому развитие организма это не органогенез, а системогенез [2 с. 277] Здоровье организма обеспечивается гармонией межсистемных отношений, а болезнь — нарушение этой гармонии, поэтому не органы следует лечить, а восстанавливать гармонию межсистемных отношений, тогда орган сам исцелится

Активность ФС охватывает весь организм, все органы, но «центр ее активности» сосредоточен в каком-либо одном органе. В этом смысле восточные названия «меридиан печени» или «меридиан желудка» это, скорее всего? названия ФС с центром активности в печени и желудке.

Если активность ФС на основе принципа иерархичности уподобить активности Субсуществ, которые теснят друг друга (согласно принципу активности), то становится понятным известное правило восточной медицины «мать-дитя». Правило состоит в том. что если ФС-»дитя» подавлено, то возможная причина его подавления — чрезмерная активность ФС-»матери». В акупунктуре «дитя» можно прямо активировать возбуждающим методом. Но гармонию межсистемных отношений можно восстановить, подавляя (тормозным методом) избыток активности «матери», тогда «дитя» само (согласно принципу активности) активируется.

Образно говоря, функциональная система подобна живому Субсуществу (как бы маленькому зверьку). Поэтому, если у человека болит печень, категорически нельзя говорить: «Ах, эта проклятая печень», ибо ФС «печень» все понимает, в той мере, в какой нас понимают наши домашние животные или растения, А поскольку мы выяснили, что принцип активности требует не подавлять (не ругать) «зверей», независимо от того, где они существуют — в вашем доме или в вашем «бессознательном», то аналогичным образом следует относиться и к функциональным системам организма для того, чтобы сохранить здоровые межсистемные отношения.

Таким образом, согласно принципу активности, Вселенная является живой Системой: согласно принципу саморазвития, она имеет цель — «Предустановленную гармонию», а с позиции принципа иерархичности Вселенная состоит из иерархически организованных Систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: