Финансовая система РФ

Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное установление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части – национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.

Важная роль в воспроизводстве ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государственные финансы, путем соответствующего направления средств, должны обеспечить развитие экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и рост жизненного уровня народа.

Финансы предприятия обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП.

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и др. финансы органически связаны с функционированием государства.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в результате которых образуются и накопляются фонды денежных средств. Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

1.Государственный бюджет: - бюджет РФ

- бюджет субъектов федерации

- местные бюджеты

2.Внебюджетные фонды: - пенсионный фонд (20%)

- фонд медицинского страхования (3,2%)

- фонд социального страхования (2,8%)

2. Финансы предприятий: - общества

- товарищества

- кооперативы и т.д.

3. Фонд страхования: - имущественное страхование

- личное страхование

- страхование ответственности и риска

4. Государственный кредит: - внешний долг

-внутренний долг

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

Государственные финансы относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Государственные финансы включают: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Финансы предприятий относят к децентрализованным финансам и используют для регулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Государственный бюджет – основной финансовый план страны. Утверждается ежегодно как закон. Через государственный бюджет государство контролирует значительную долю национального дохода для финансирования хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороны страны и содержание органов государственной власти и управления.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов.

Пенсионный фонд образуется за счет страховых взносов работодателей и работающих граждан и используется на выплату государственных пенсий и пособий.

Фонд социального страхования РФ образуется за счет страховых взносов работодателей и граждан, используется на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение и т.п.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга.

Контроль за состоянием государственного внутреннего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

По мере развития рыночных отношений все большее значение приобретает страхование. Начиная с 1990 года наряду с государством, страхованием занимаются и акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций.

Страхование представляет собой совокупность перераспределительных отношений между участниками страхового договора по поводу создания за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещений возможного ущерба в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Финансы предприятия составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятия во многом зависит обще финансовое положение страны.

Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на подзвенья в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов, форм собственности, характера деятельности и других факторов со своей организационной структурой, функциями, целями и задачами. Существо взаимосвязей между выделенными сферами и звеньями финансовой системы состоит во взаимном финансовом обеспечении их деятельности и выражается в виде налогов, сборов, отчислений, пошлин, штрафов, ассигнований и т.д.

Промежуточный контроль




double arrow
Сейчас читают про: