IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности
Прибыльность – Доля, занимаемая банком на рынке
Оценка результатов маркетинга является исходным моментом в новом воспроизводственном цикле управленческих решений и их реализации.
Управление маркетинговым процессом в современных условиях предполагает использование метода «Portfolio – Analysis». Метод позволяет создавать различные комбинации рыночных факторов с ресурсными возможностями конкретного банка, соединять стратегию рынка, стратегию продукта (жизненный цикл и ассортимент) с финансовыми возможностями, с научными принципами управления активами и пассивами банка.
Цель использования метода состоит в таком управлении портфелем банковских услуг, которое позволяет достигнуть их соотношения, обеспечивающего рост доли банка на финансовом рынке, ликвидность активов и максимально возможную прибыль.
36. Специфика банковского менеджмента
37. Финансовый менеджмент в банке
37.1 Управление капиталом
37.2 Управление активами и пассивами
|
|
37.3 Управление доходами банка
37.4 Управление банковскими рисками
37.5 Современные системы финансового управления
38. Менеджмент персонала
36. Специфика банковского менеджмента
Менеджмент – это рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса.
Банки – структурообразующий элемент рыночной экономики. Эффективное управление банками – основа устойчивости всей кредитно-финансовой системы.
Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации.
Специфика функционирования кредитной организации определяет особенности управления банком. Эта специфика состоит в следующем:
· содействие движению финансовых резервов;
· извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала;
· высокий уровень конкуренции на финансовых рынках;
· своеобразие банковского продукта;
· высокие риски всех банковских операций;
· наличие внешнего регулирования и надзора за текущей деятельностью со стороны Центрального банка;
· необходимость использовать передовые информационные системы.
Функции банковского менеджмента:
Á выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;
Á координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;
Á организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).
Принципы банковского менеджмента:
|
|
v учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;
v учет нормативных требований Центрального Банка;
v ориентация деятельности на рыночный спрос, на услуги кредитный организаций;
v оптимизация доходности и рисков банковских операций;
v сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.
Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности, каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую свои особенности.
Процесс управления кредитной организацией включает:
Ë постановку целей;
Ë анализ управленческой деятельности;
Ë планирование;
Ë прогнозирование;
Ë организацию и регулирование деятельности всех подразделений банка;
Ë мотивацию деятельности персонала;
Ë мониторинг (слежение), контроль и учет.
Виды банковского менеджмента:
Ï стратегический (общий);
Ï финансовый;
Ï менеджмент персонала.
Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.
Финансовый менеджмент – управление финансово-экономической деятельностью банка.
Финансовый менеджмент включает:
Á управление капиталом;
Á управление активами и пассивами;
Á управление ликвидностью;
Á управление доходностью;
Á управление банковскими рисками;
Á финансовое планирование и бюджетирование;
Á система учета и информации.
Менеджмент персонала – управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.
37. Финансовый менеджмент в банке
37.1 Управление капиталом
37.2 Управление активами и пассивами
37.3 Управление доходами банка
37.4 Управление банковскими рисками
37.5 Современные системы финансового управления
37.1 Управление капиталом
Управление капиталом предполагает:
· обоснование его достаточности в соответствии с объемом, структурой и содержанием активных операций банка. Чем больше доля рисковых активов, тем сравнительно большего размера требуются собственные средства. В любом случае банки с высокой долей капитала считаются более надежными и конкурентоспособными;
· выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала.
Различают следующие способы:
- важнейший внутренний источник роста капитала – прибыль. Ее размер связан с дивидендной политикой банка (установленным размером дохода на акцию). Банк заинтересован в сохранении старых акционеров и привлечении новых, поэтому доходность акций должна быть не ниже доходности других инвестиций с аналогичной степенью риска;
- увеличение установленного капитала банка в форме АО возможно за счет повторных эмиссий акций, что связано с высокими эмиссионными издержками.
- привлечение суббординированных кредитов.
· учет стоимости и рисков привлечения средств клиентов и других кредитных организаций.
Окончательный выбор источника увеличения капитала делается с учетом совокупности различных факторов.
37.2 Управление активами и пассивами
Управление активами и пассивами предполагает использование таких методов формирования ресурсов и их размещения по активным операциям, которые обеспечат оптимальное для банка соотношение ликвидности, доходности и риска.
При организации депозитных операций следует:
¨ разнообразить депозиты по срокам, размерам и формам, обязательно выделяя депозиты до востребования, срочные и вклады населения;
¨ особое внимание уделять срочным депозитам, которые в наибольшей степени поддерживают ликвидность баланса банка;
|
|
¨ постоянно отслеживать остатки средств на расчетных (текущих) счетах и обороты по ним, при наличии на отдельных счетах постоянного остатка средств рекомендовать владельцам переводить их на счета срочных депозитов (возможно на условиях компенсационного депозита под кредит);
¨ сводить к минимуму свободные ресурсы средств на депозитных счетах (т.е. не использованных в активных операциях);
¨ проводить процентную политику, обеспечивающую привлечение клиентов – вкладчиков и процентную маржу (разницу между взимаемыми и выплачиваемыми процентами) не ниже, чем в сопоставимых банках.
Управление активами предполагает:
1. Диверсификацию активных операций по степени их ликвидности. Выделяют:
v высоколиквидные активы – первичные резервы1 (кассовые активы, средства на корреспондентских счетах в других банках);
v вторичные резервы – государственные ценные бумаги, ссуды и др. платежи в пользу банка со сроком погашения в течение 30 дней;
v остальные ссуды;
v ценные бумаги негосударственных эмитентов;
v основные средства (здания и оборудование) – неликвидные активы.
2. Отслеживание рисков и их снижение, создание резервов на возможные потери по активным операциям.
3. Поддержание доходности активов. В зависимости от доходности операции делятся на приносящие и не приносящие доход. Доходы, приносящие активы, делятся по признаку их стабильности:
Ø стабильный доход – кредитные и инвестиционные операции;
Ø нестабильный доход – консалтинговые и финансовые услуги, предоставляемые клиентам за комиссию.