Последующий контроль

Текущий контроль

Предварительный контроль

Система внутреннего контроля должна начинаться с контроля за подбором и расстановкой кадров. При этом необходимо исключить возможность принятия решений, затрагивающих финансовое состояние банка, лиц с сомнительной деловой и общественной репутацией, недостаточно компетентных для принятия соответствующих решений. Для достижения этой цели службы работы с персоналом и] обеспечения безопасности должны иметь четкие критерии квалификационных (образование, стаж) и личностных ха­рактеристик сотрудников применительно к содержанию ра­боты и объему ответственности. Служба внутреннего кон­троля осуществляет контроль за соблюдением установлен­ных критериев, а по определенному кругу работников, которые в силу служебного положения принимают реше­ния от имени всего банка, согласовывает назначение на должность.

Служба внутреннего контроля проверяет:

— содержание заключенного с работником трудового со­глашения (контракта);

— наличие документа (служебной инструкции), строго регламентирующего должностные обязанности сотрудника до того, как он непосредственно приступил к исполнению слу­жебных обязанностей.

В процессе исполнения работником возложенных на него обязанностей службой внутреннего контроля контролиру­ются:

— эффективность и работоспособность систем, контроли­рующих соблюдение работником установленных правил со­вершения банковских операций и иных операций, осуществ­ляемых на уровне кредитной организации и соответствую­щего структурного подразделения. Под эффективностью и работоспособностью систем контроля понимается наличие процедур и механизмов, исключающих выход работника за пределы установленного ему объема и состава банковских операций, соответствие условий осуществляемых работни­ком сделок и операций общей политике привлечения или раз­мещения ресурсов банка;

— соблюдение сотрудником установленных служебных обязанностей.

Объектом внутреннего контроля в обязательном порядке являются:

— соблюдение индивидуальных лимитов открытых позиций дилеров и брокеров;

— объемы выдаваемых и привлекаемых одним лицом ресурсов;

— установление объема операций и сделок, выше которого решения о проведении сделки или операции принима­ются вышестоящим руководителем или постоянно действующим коллегиальным органом (кредитным комитетом, прав­лением и т. п.).

Служба внутреннего контроля контролирует:

— корректность ведения работником первичной докумен­тации;

— проведение в полном объеме установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования;

— процедуру формирования на базе документов балансовых данных.

Проверка производится с точки зрения полноты, своевременности и правильности отражения в балансе банка и формах отчетности (внутренних и установленных Банком России) его операций.

Объектом системы внутреннего контроля является регулярность рассмотрения результатов проведенных работником операций вышестоящим руководителем.

Служба внутреннего контроля осуществляет контроль эффективностью применения процедур защиты конфиденциальной банковской информации, за доступом работников имеющейся в банке информации в зависимости от их компетенции, установленной и внутренними регламентирующими документами.

Численность службы внутреннего контроля определяется руководителем банка; она должна быть достаточной для эффективного достижения целей и решения задач внутренне! контроля.

Лица, назначенные на должности в службе внутрен­него контроля, не вправе исполнять иные обязанности в банке.

Служба внутреннего контроля и ее сотрудники обязаны:

— организовывать постоянный контроль путем регуляр­ных проверок деятельности подразделений банка и отдель­ных сотрудников на предмет соответствия их действий тре­бованиям законодательства, нормативных актов и стандар­тов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику бан­ка, должностным инструкциям;

— обеспечивать постоянный контроль за соблюдением со­трудниками банка установленных процедур, функций и пол­номочий по принятию решений;

— разрабатывать рекомендации и указания по устране­нию выявленных нарушений;

— осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений; '

— обеспечивать полное документирование каждого фак­та проверки и оформлять заключения по результатам прове­рок, отражающие все вопросы, изученные в ходе провер­ки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинар­ного и иного воздействия к нарушителям;

— обеспечивать сохранность и возврат полученных от со­ответствующих подразделений документов;

— представлять заключения по итогам проверок руковод­ству банка и соответствующих подразделений банка для при­нятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности конкретных сотрудников банка;

— своевременно информировать руководство банка:

1) обо всех вновь выявленных рисках;

2) обо всех выявленных случаях нарушений сотрудника­ми законодательства, нормативных актов, внутренних рас­поряжений;

3) обо всех выявленных нарушениях установленных бан­ком процедур, связанных с функционированием системы внутреннего контроля;

4) о мерах, принятых руководителями проверяемых подразделений банка, по устранению допущенных нарушений и их результатах.

Проверку состояния внутреннего контроля в банках осуществляет Центральный банк России.

Банки представляют отчеты о состоянии внутреннего контроля в Банк России один раз в год в составе годового отчета.

Обо всех существенных изменениях системы внутреннего контроля банк в трехдневный срок обязан уведомить территориальное учреждение Банка России.

Банки, имеющие филиалы, представляют отчет о состоянии внутреннего контроля в территориальные учреждениях Банка России по месту нахождения головного офиса. Отче о состоянии внутреннего контроля включает информацию контроле за деятельностью территориальных подразделений: банка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: