Система показателей рентабельности

Виды показателей Алгоритм расчета Использование
Рентабельность продукции* - рентабельность затрат обоснование цены
- рентабельность продаж (ROS-Return on Sales) обоснование ассортиментной политики
Рентабельность активов** ( ROA – Return on Assets) Рентабельность инвестиций (ROI - Return on Investment) в расчете может использоваться Ппр; Пдн; Пч для обоснования выбора инвестиционных проектов
Рентабельность собственного капитала (ROE– Return on Equity)*** оценка эффективности менеджмента прогнозирование темпов роста (на основе капитализации прибыли)
Рентабельность перманентного капитала оценка эффективности управления капиталом
Рентабельность финансовых вложений оценка эффективности финансовых вложений
Рентабельность текущих активов оценка эффективности управления оборотными активами (оборотным капиталом)

*Можно применить модификацию расчета с учетом доходности на вложенный капитал:

ВК – вложенный капитал;

УД – доходность на вложенный капитал (доли ед.);

Сед – себестоимость единицы;

ОР – объем реализации в натуральном выражении.

Эта модификация интересна при обосновании цен на продукцию по новым инвестиционным проектам. Отталкиваемся от заложенной доходности капитала и приходим к необходимому уровню рентабельности продаж, на этой основе определяем необходимую цену про

дукции.

Расчетный пример:

Инвестиции 7550 т.р.

Доходность 17%

Себестоимость 15т.р.

Объем реализации 730 ед.

7550*0,17/15*730*100=1283,5/10950*100= 11,72

Прибыль ед.:15*0,1172=1,758

Цена: 15+1,758=16,758

1,758*730=1283,34

Доходность капитала:

1283,34/7550*100=17

**ROA=ROS*Коб =П/В*В/А=П/А – позволяет оценить влияние отдельных факторов

Рентабельность активов может быть рассчитана в отношении отдельных групп активов и дополнена показателями фондоотдачи (в числителе выручка)

*** Формула Дюпона

(ROE)

Можно оценить факторы и влиять на них для повышения РСК

Return – отдача

Sale – продажа

Assets – активы

Investment – инвестиции

Equity – собственный капитал

Содержание стимулирующей функции прибыли заключается в том, что она служит источником финансовых ресурсов предприятия и источником личных доходов предпринимателей. После уплаты из прибыли налогов, оставшаяся прибыль направляется на нужды предприятия и может использоваться на производственное развитие, социальные нужды и материальное поощрение работников, какая-то часть прибыли делится между предпринимателями, вложившими в предприятие свои средства. Поэтому в получении прибыли заинтересованы, прежде всего предприниматели, а также и работники предприятия. Стремление получить большую прибыль служит стимулом к расширению производства, его совершенствованию, повышению производительности труда, снижению затрат, изменению ассортимента и повышению качества выпускаемой продукции.

На макро уровне стимулирующая функция прибыли способствует межотраслевому переливу капиталов, которые устремляются в те сферы приложения, где можно получить большую прибыль.

Наконец, третья функция прибыли заключается в том, что прибыль является объектом налогообложения и источником уплаты налогов. Налог на прибыль поступает в бюджеты всех уровней и является основным источником доходов бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Рассматривая сущность и роль прибыли мы установили, что рост прибыли отвечает как интересам предприятия, так и общества в целом. Рассмотрим теперь факторы роста прибыли.

Факторы роста.

Прибыль как показатель эффективности работы предприятия является многофакторным, т.е. в нем учитывается влияние большого количества самых разных факторов, таких как объемы производства и реализации продукции, уровень цен, себестоимость и соотношение переменных и постоянных затрат, реклама продукции и маркетинговая деятельность предприятия, соблюдение договорной дисциплины предприятием и его партнерами и другие.

Влияние всех многочисленных факторов получает свое выражение через воздействие трех укрупненных факторов:

1. объемы производства и реализации;

2. себестоимость;

3. цены.

Прибыль находится в прямой зависимости от объемов производства и реализации. При прочих равных условиях прибыль тем больше чем больше произведено и реализовано продукции. В свою очередь на объем производства влияют производительность труда, организация производства, техническая оснащенность предприятия, применяемые технологии и др. факторы.

Объем реализации может и не совпадать с объемами производства, так как часть продукции может оставаться нереализованной. На объем реализации влияют такие факторы как качество продукции, уровень цен на нее, маркетинговая деятельность на предприятии в которую входит изучение рынка, изучение своих конкурентов, активное воздействие на потребителей своей продукции с помощью рекламы, презентаций и других методов продвижения своей продукции на рынок, поиск новых рынков сбыта, в том числе, и за пределами страны.

Кроме того, на объем реализации влияет поведение партнеров предприятия, которые должны обеспечить своевременную оплату поставленной им продукции. Как известно сейчас очень остро стоит проблема неплатежей, в результате которых предприятия не получают в установленные сроки выручку от реализации и соответственно прибыль от реализации.

Зависимость между прибылью и себестоимостью является обратной, т.е. чем ниже себестоимость, тем при прочих равных условиях прибыль будет выше. Себестоимость также находится под влиянием различных факторов, в том числе производительности труда, фондоемкости и материалоемкости продукции, технологии изготовления, цен на применяемые в производстве сырье, материалы, энергоносители, норм амортизации и др.

На темпы роста прибыли влияет структура затрат в себестоимости. Для выявления этого влияния проводится анализ зависимости прибыли от объемов производства (сбыта) и издержек производства. С помощью этого анализа выявляется эффект операционного рычага. Действие операционного рычага проявляется в том, что с ростом или снижением выручки прибыль растет или снижается несколько быстрее, чем сама выручка.

Анализ взаимосвязей в системе «затраты - объемы производства (реализации) – прибыль» показывает, что при изменении объемов производства (реализации) прибыль увеличивается или уменьшается более быстрыми темпами, чем происходит соответствующее изменение объемов производства.

Этот эффект возникает из деления затрат на переменные и постоянные. С ростом выручки постоянные затраты остаются неизменными, а увеличиваются только переменные затраты. Прибыль как разница между выручкой и затратами в результате этого увеличивается сильнее, чем выручка. В том случае, когда выручка сокращается, неизменность постоянных затрат приводит к более существенному уменьшению прибыли.

Рассмотрим условный пример:

Показатели Исходная выручка Увеличение выручки на 20% Снижение выручки на 20%
Выручка      
Постоянные затраты      
Переменные затраты      
Маржинальный доход      
Прибыль      

Таким образом, при изменении выручки на 20% изменение прибыли составило 50%.

Это связано с действием производственного левериджа (операционного рычага). Он характеризует соотношение темпов изменения прибыли от реализации с темпами изменения объема производства (реализации).

,

где: ТП – темпы изменения (прироста или снижения) прибыли от реализации;

ТК – темпы изменения (прироста или снижения) объемов реализации.

Проведем ряд преобразований, в результате которых получим удобную для проведения расчетов формулу.

Пр = МД – Зпост = мд´К -Зпост.

Поскольку постоянные затраты не изменяются при изменениях объема реализации, следовательно ΔПр= ΔМД=мд´ΔК.

.

После проведенных преобразований мы увидели, что уровень производственного левериджа рассчитывается как соотношение маржинального дохода и прибыли.

.

В нашем условном примере уровень производственного левериджа составил 2,5 (5000/2000). Это значит, что при любом изменении выручки, т.е. объема продаж, увеличение или уменьшение прибыли будет в 2,5 раза сильнее. В нашем примере при увеличении выручки на 20% прибыль изменяется на 50% (20% ´ 2,5).

Производственный леверидж характеризует степень предпринимательского риска. Чем выше производственный леверидж, тем более рискованным является бизнес, так как возникает опасность, что при сокращении объемов реализации предприятие не сможет получить достаточно прибыли для расчетов с инвесторами и кредиторами или даже не сможет покрыть свои производственные затраты выручкой и получит убытки.

Уровень производственного левериджа (сила операционного рычага) неодинаков для разных объемов реализации. Из формулы расчета Упл видно, что наиболее высокого значения он достигает в районе порога рентабельности (прибыль стремиться к 0, а в пороговой точке = 0). По мере увеличения выручки его сила ослабляется, так как происходит увеличение прибыли и уменьшение доли постоянных затрат в выручке, сглаживается разница между суммами маржинального дохода и прибыли от реализации.

Это еще раз возвращает нас к рассуждению о запасе финансовой прочности, чем выше запас финансовой прочности, т.е. чем больше фактическая выручка по сравнению с пороговым значением, тем меньше степень предпринимательского риска и наоборот, чем меньше запас финансовой прочности, тем опаснее становится малейшее снижение объемов реализации.

Уровень производственного левериджа (сила операционного рычага) зависит от структуры выручки, чем выше доля постоянных затрат, тем он будет больше.

Исходя этого, мы можем сделать вывод, что крупные предприятия со стабильно большими объемами продаж могут позволить себе высокий уровень постоянных затрат. Это значит, что они могут:

- использовать современные технологии, требующие высокого технического оснащения;

- тратить значительные средства на административные нужды, на рекламу;

- привлекать в качестве источников финансирования кредиты и осуществлять другие затраты, относящиеся к группе постоянных затрат.

Малые предприятия с небольшими объемами реализации, напротив, должны избегать постоянных затрат.

В целом любое предприятие должно учитывать действие производственного левериджа при прогнозе объемов реализации. Если прогнозируется рост продаж (оптимистический прогноз) можно не особенно экономить на постоянных расходах, но при противоположном прогнозе задача экономии на постоянных расходах становится чрезвычайно актуальной, так как снижение выручки в результате действия операционного рычага выльется в значительное сокращение прибыли.

Знание эффекта операционного рычага может также пригодиться при планировании прибыли. Прибыль можно рассчитать исходя из планируемых изменений объемов реализации. Зная уровень производственного левериджа и намечаемый прирост (уменьшение) объемов реализации в процентах, можно рассчитать темпы прироста или уменьшения прибыли в процентах. Выраженные в процентах темпы изменения объемов реализации в количестве изделий (ТК) и в объеме выручки (ТВ) при неизменных ценах совпадают.

,

ТПр = ТК´Упл = ТВ ´Упл.

Итак, в своей хозяйственной деятельности предприятиям приходится сталкиваться с разными рисками и учитывать их. Предпринимательский риск связан с постоянными изменениями рыночной конъюнктуры. В результате этого предприятие не всегда имеет возможность реализовать продукцию в том запланированном объеме и получить прибыль, на которую рассчитывало. Производственный леверидж (операционный рычаг) усиливает степень предпринимательского риска. Чем выше удельный вес постоянных затрат тем труднее предприятие перестраивается и тем сильнее снижается прибыль в случае снижения объемов продаж. Чем больше величина постоянных затрат при одинаковом объеме выручки тем сильнее проявляется воздействие операционного рычага. Рост производства и реализации и снижение затрат приводит к росту прибыли, что отвечает интересам предприятия. При этом рост прибыли за счет данных факторов не противоречит интересам как общества в целом, так и каждого потребителя, так как в результате мы имеем больше продукции и более дешевой для потребителей.

Но не всегда предприятия идут по этому пути увеличения своей прибыли. В силу ряда объективных и субъективных причин предприятия стремятся увеличить свою прибыль за счет роста цен на свою продукцию. Рассмотрим воздействие на прибыль третьего укрупненного фактора, которым являются цены.

При прочих равных условиях прибыль растет с ростом цен на продукцию предприятия. Причем необходимо выделить в воздействие этого фактора позитивные и негативные моменты. Если рост цен связан с улучшением качества продукции, предприятия для повышения качества предпринимают определенные усилия и осуществляют дополнительные затраты, что делает необходимым повышение цен. При этом ее потребительский эффект повышается и оправдывает повышение цен. В данном случае рост цен не противоречит интересам предприятия и потребителей и не вызывает негативных последствий.

В другом случае повышение цен не сопровождается повышением качества продукции. В этом случае предприятие не делая никаких затрат, без всяких усилий получает большую прибыль, а потребитель при этом проигрывает, так как приобретает тот же товар, но по более высоким ценам. Возможность такого повышения цен связана с ненасыщенностью рынка и монопольным положением отдельных товаропроизводителей на рынке.

До 1992 года российские товаропроизводители не имели возможности наращивать прибыль за счет роста цен на свою продукцию, так как процесс ценообразования жестко регламентировался государством.

В январе 1992 года была проведена либерализация ценообразования, "цены были отпущены на свободу." Ценообразование должно было осуществляться по рыночным законам, т.е. на основе соотношения спроса и предложения.

Но в условиях ненасыщенного рынка и отсутствия рыночных механизмов и структур произошло резкое повышение цен. В результате роста цен предприятия получили возможность без особых усилий даже при сокращении объемов производства наращивать прибыль. Рост цен стал основным фактором роста прибыли. При этом сложилась очень опасная тенденция роста прибыли при снижении объемов производства и реализации. С ростом цен платежеспособный спрос снизился и это привело к увеличению остатков нереализованной продукции, в результате чего предприятия стали сокращать ее производство.

Особым фактором, воздействующим на прибыль, является инфляция. Рост цен на отдельные виды продукции отдельных предприятий позволяет им получить дополнительную прибыль, а инфляционный рост цен приводит к искажению финансовых результатов.

Инфляция, как вы знаете, выражается в снижении покупательной способности денежной единицы. Что же происходит с прибылью в условиях инфляции. На первый взгляд прибыль должна расти, так как цены растут. Но ведь растут все цены, а не только на продукцию конкретного предприятия. Значит сырье, материалы, основные фонды становятся дороже. Предприятия, продав продукцию по более высоким ценам, вроде бы получило большую прибыль, но на самом деле эти средства должны покрывать возрастающие затраты предприятия.

Рассмотрим на условном примере как влияет инфляция на прибыль. Затраты на производство продукции составили 70 млн. руб. При рентабельности 20% предприятие получило бы выручку в сумме 84 млн. руб. в т.ч. прибыль 14 млн. руб. Но за период производства цены выросли в результате инфляции на 10% и предприятие продало продукцию на сумму 92,4 млн. руб., получив прибыль 22,4 млн. руб. Но является ли это прибылью? Выручку мы получили с учетом инфляционного изменения цен, а затраты учитывались по тем ценам, по которым они осуществлялись в начале периода. Для того чтобы сейчас приобрести сырье и материалы предприятию потребуется уже не 70 млн. руб. а значительно больше с учетом инфляционного роста цен на них. Причем он может быть гораздо выше, чем 10%, так как в отраслях сырьевого комплекса цены растут больше. Таким образом, полученная инфляционная прибыль не является реальной прибылью и с учетом роста цен на сырье и материалы у предприятия возможно были бы даже убытки. Но с этой инфляционной прибыли предприятию придется платить налоги и в результате предприятие фактически проедает свои оборотные средства.

При незначительных темпах инфляции, которые характерны для стран с развитой рыночной экономикой (4-7%) не требуется применения особых методик с помощью которых корректируется инфляционное воздействие на финансовые результаты. Но в РФ, где темпы инфляции довольно высокие применение таких методик является необходимым.

Планирование.

Планирование прибыли необходимо предприятию для выявления резервов ее увеличения. Планирование прибыли также необходимо для расчетов с налоговыми органами по налогу на прибыль.

Планируется прибыль раздельно по всем элементам, составляющим балансовую прибыль, но основное место занимает планирование прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

В основе планирования прибыли от реализации должен лежать плановый объем производства продукции, определяемый на основе сформированного портфеля заказов и заключенных хозяйственных договоров.

На практике применяются два основных метода планирования прибыли: МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА и АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Рассмотрим эти методы.

МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА применяется, как правило, при небольшом ассортименте продукции. Он состоит в том, что прибыль от реализации рассчитывается как разница между выручкой от реализации и себестоимостью продукции.

Пр = В - С, где

П - планируемая прибыль от реализации,

В - выручка от реализации (без НДС и акцизов),

С - полная себестоимость реализованной продукции.

Применяются две разновидности этого метода: метод укрупненного прямого счета и метод поассортиментного прямого счета. В первом случае прибыль рассчитывается в целом по всему выпуску, а во втором по каждой ассортиментной позиции и затем суммируется.

Пд/н = Пр + Сдо ПДР

Метод прямого счета является очень точным и при небольшом ассортименте очень удобен. Но он может применяться только при условии стабильных цен, как на продукцию, так и на используемые в производстве сырье, материалы и другие элементы затрат. В настоящее время из-за нестабильности цен и других условий производства и сбыта продукции применение этого метода затруднено и ограничивается короткими сроками планирования (месяц, квартал).

Для годового планирования и прогнозирования может применяться АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Применение этого метода возможно только для планирования прибыли по сравнимой продукции, т.е. по продукции, которая производилась и до планового периода. Прежде всего, необходимо выделить из всего планируемого объема производства сравнимую продукцию.

Расчет плановой прибыли включает 3 этапа. На первом этапе рассчитывается базовая рентабельность. Она определяется как отношение прибыли базисного (отчетного) года к себестоимости этого года в процентах.

Р0 = П0: С 0 *100%, где

Р0 - базовая рентабельность,

П 0 - прибыль базисного года,

С 0 - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

На втором этапе учитывается влияние изменения объемов производства. Для этого объем товарной продукции планируемого года но по себестоимости базисного года умножается на базовую рентабельность. Мы получим плановую прибыль на планируемый объем при сохранении неизменными других факторов влияния на прибыль (себестоимости и цен).

На третьем этапе рассчитывается влияние на прибыль изменения себестоимости, ассортимента и цен, влияние всех факторов суммируется и прибавляется к полученной на первом этапе сумме прибыли.

Проведем расчет прибыли аналитическим методом на условных данных.

Прибыль отчетного года - 70 млн. руб.

Полная себестоимость товарной продукции отчетного года 350 млн. руб.

Базовая рентабельность следовательно - 20 % (70: 350*100%)

Объем товарной продукции планируемого года по себестоимости базисного года 400 млн. руб. (Его можно рассчитать путем умножения себестоимости единицы продукции базисного года на объем выпуска в натуральном выражении планируемого года).

Прибыль в планируемом году с учетом изменения объема может составить 80 млн. руб. (400*20%).

За счет роста цен на продукцию прибыль должна увеличиться на 5 млн. руб. За счет ассортиментных сдвигов увеличение прибыли должно составить 2,5 млн. руб. За счет роста себестоимости прибыль уменьшится на 1,5 млн. руб. Общая сумма влияния всех факторов составит 6 млн.руб. (5+2,5-1,5).

В результате планируемая прибыль по сравнимой продукции составит 86 млн. руб. (80 + 6).

В отличие от метода прямого счета аналитический метод позволяет не просто рассчитать плановую прибыль, но и выделить с помощью этих расчетов влияние отдельных факторов на ее величину.

Наиболее сложным в этих расчетах является учет влияния всех факторов. Упрощенно можно принять, что рост объемов производства, рост цен вызовут увеличение прибыли в тех же пропорциях, но в действительности это не так. Рост цен может привести к снижению объема реализации. Рост объемов реализации (выручки) требует учета силы воздействия операционного рычага. Поэтому для учета влияния отдельных факторов предлагаются специальные методики, вводятся корректировочные коэффициенты. Но даже с учетом всего этого в условиях нестабильной, часто непредсказуемой ситуации планирование прибыли с помощью аналитического метода не дает точных результатов.

Несмотря на это планирование прибыли является необходимым элементом управления формированием прибыли на любом коммерческом предприятии. Управление прибылью включает в себя распределение и использование прибыли на предприятии. Рассмотрим как распределяется и используется прибыль во втором вопросе лекции.

3.Как уже отмечалось для планирования прибыли от реализации можно использовать CVP анализ. В этом случае темпы роста выручки умножаются на силу операционного рычага и определяются темпы роста прибыли о реализации. Затем прибыль от реализации текущего периода умножается на исчисленные темпы роста и получаем значение прибыли от реализации в плановом периоде.

4. Планирование на основе бюджетирования – по центрам финансовой ответственности на основе системы бюджетов, в основе которой лежит бюджет продаж, от него составляются бюджет производства, смета затрат и рассчитывается прибыль.

7.Распределение и использование прибыли.

Налогообложение.

Объектом распределения является прибыль предприятия полученная оттвсех направлений его деятельности. Распределение включает в себя два этапа. На первом этапе происходит распределение прибыли между предприятием и государством путем уплаты в бюджет налога на прибыль. На втором этапе распределение прибыли происходит непосредственно на предприятии на конкретные цели использования. На втором этапе также предприятие рассчитывается из прибыли за кредиты банков в той части процентов, которые нельзя относить на себестоимость, платит штрафные санкции в бюджет, если они были наложены на предприятие и уплачивает из чистой прибыли некоторые обязательные платежи.

Распределение прибыли в части уплаты налогов жестко регламентируется государством. Распределение чистой прибыли на нужды предприятий осуществляется ими самостоятельно, государство не регламентирует этот процесс, но может влиять на него экономическими методами с помощью, прежде всего, налоговых льгот, инвестиционной политики и др.

Распределение прибыли должно отвечать интересам общества, предприятия и предпринимателей. Для этого оно основывается на следующих принципах:

- часть полученной прибыли предприятия должны отдавать государству в бюджеты всех уровней в форме налогов, установленных законодательно;

- часть прибыли, остающаяся после уплаты налогов должна обеспечивать возможность самофинансирования предприятий, материального стимулирования работников и обеспечивать предпринимательский доход предпринимателям, вложившим свои средства в предприятие;

- прибыль, остающуюся на предприятии необходимо в первую очередь использовать на накопление.

Распределение прибыли начинается с уплаты налога на прибыль. Рассмотрим действующий порядок налогообложения прибыли. В настоящее время налог на прибыль взимается в соответствии с главой 25 НК РФ. Прибыль для целей налогообложения Д-Р. Но некоторые доходы облагаются отдельно по самостоятельным ставкам (дивиденды, проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам). Ставка налога с 2009г. 20%, в том числе: в ФБ 2.5% и в РБ – 17.5%.

Распределение и использование чистой прибыли

Распределение и использование чистой прибыли практически не регламентируется государством. Исключением являются штрафные санкции в бюджет и внебюджетные фонды и некоторые виды обязательных платежей - плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Кроме того, для акционерных обществ законом установлено обязательное отчисление не менее 5% чистой прибыли в резервный фонд. В остальном распределение и использование чистой прибыли находится в ведении самих предприятий.

Государство не устанавливает каких-либо норм распределения чистой прибыли, но может оказывать влияние на предприятие с помощью экономических методов. В число таких методов входит и предоставление льгот по налогу на прибыль. Побуждая предприятия направлять средства на развитие производства, государство (территории) могут предоставить инвестиционный налоговый кредит в форме уменьшения платежей по налогу на прибыль в период действия договора об инвестиционном налоговом кредите. В последующем эти суммы уплачиваются и уплачивается небольшой процент за пользование таким кредитом. Он устанавливается в размере от 1/2 до ¾ СР. Предприятия могут применять нелинейный метод амортизации для управления налогообложением прибыли. Предприятия могут использовать амортизационную премию.

Порядок распределения чистой прибыли на предприятии определяется в его учредительных документах (учредительный договор, устав). В определенной степени порядок распределения прибыли зависит от организационно-правовой формы предприятия. Так, например, кроме уже названной особенности распределения прибыли акционерного общества у акционерных предприятий часть прибыли может направляться на выплату дивидендов. Предприятия, капитал которых сформирован из взносов учредителей, часть прибыли распределяют между учредителями.

Несмотря на эти особенности, существуют общие для всех предприятий подходы к распределению прибыли.

Может быть применен один из двух вариантов управления распределением и использованием прибыли:

1. образование из прибыли фондов целевого назначение;

2. использование прибыли непосредственно без создания фондов, на основе сметы расходования прибыли.

Для крупных предприятий, особенно предприятий акционерных с большим числом акционеров более предпочтительной является создание фондов. Для небольших предприятий с узким кругом учредителей можно использовать прибыль непосредственно, не образовывая фондов целевого назначения.

В целом вся прибыль на предприятии распределяется и используется по двум направлениям: на накопление и на потребление.

Критерием такого деления является влияние использования прибыли на имущество предприятия. Использование прибыли на накопление приводит к увеличению имущества предприятия, а использование ее на потребление не увеличивает имущество предприятия.

В соответствии с этим предприятия, которые принимают решение распределять и использовать прибыль через целевые фонды, могут образовывать два укрупненных фонда - фонд накопления и фонд потребления. А могут создавать несколько более мелких целевых фондов, например фонд развития производства, или фонд производственного и научно-технического развития, средства которых направляются на накопление и фонд материального поощрения, фонд социального развития, которые используются на нужды потребления.

Предприятия, не создающие фондов, составляют смету расходования прибыли, в которой также выделяются расходы на цели накопления и потребления.

Часть прибыли, направляемой на накопление, может и не использоваться непосредственно в данном периоде. Остаток неиспользуемой прибыли является важным финансовым резервом и свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия.

При всем многообразии в подходах к распределению прибыли для всех предприятий характерны определенные направления ее использования. Прибыль направляется на:

1) развитие производства;

2) социальное развитие;

3) образование финансового резерва;

4) природоохранные мероприятия;

5) материальное поощрение работников;

6) финансовые вложения;

7) приобретение акций;

8) благотворительные цели;

9) выплату дивидендов (в акционерных обществах);

10) распределятся между учредителями.

и другие цели.

1) К затратам на развитие производства относятся средства, направляемые на расширение, техническое перевооружение, реконструкцию, освоение новых технологий и т.п. К ним же относятся средства направляемые на погашение долгосрочных кредитов банков, предоставленных на эти цели.

2) Средства, направляемые на социальное развитие идут на содержание и строительство жилья, объектов здравоохранения, спортивных сооружений, клубов, дошкольных учреждений и т.п.

3) Образование финансового резерва необходимо всеми предприятиям для обеспечения финансовой устойчивости. Для акционерных предприятий создание такого резерва является обязательным. Эти средства не используются на какие то цели сразу, а будут использованы при определенных неблагоприятных обстоятельствах для выхода из сложной финансовой ситуации или для решения неожиданно возникших проблем.

4) Затраты на природоохранные мероприятия обеспечивают создание и содержание очистных сооружений и других объектов, необходимых для защиты окружающей среды и восстановления природных ресурсов.

5) Затраты на материальное поощрение работников включают в себя выплату различных премий, поощрений в форме ценных подарков. Эти затраты необходимы для того, чтобы у работников были стимулы к наращиванию производительности труда, повышению качества выполнения работ, и в целом, чтобы работники проявляли творческую инициативу, направленную на улучшение результатов работы предприятия, рост прибыли.

6) Финансовые вложения это вложения средств для получения доходов. Предприятия могут получать доходы не только от своей основной деятельности, но и от выгодного размещения своих средств и части прибыли в том числе. Финансовые вложения могут быть краткосрочными на срок менее одного года и долгосрочными - более одного года. Основной формой финансовых вложений является приобретение высокодоходных ценных бумаг государства, банков, других предприятий.

7) Приобретение акций является особой формой финансовых вложений. Здесь целью может быть не только получение дохода но возможность участия в управлении другими предприятиями. Участие в управлении позволяет установить более тесные контакты предприятиям партнерам и оказывать воздействие друг на друга при решении различных производственно-хозяйственных вопросов. В процессе приватизации предприятия могут приобретать свои акции для последующей продажи (передачи) их своим работникам.

8) Затраты на благотворительность включают в себя отчисления в различные благотворительные фонды, общественные организации, детским учреждениям, учреждениям здравоохранения, культуры и т.п. Эти затраты могут приносить предприятиям определенную выгоду, так как они создают имидж предприятия, а в ряде случаев дают ему рекламу.

9) Акционерные предприятия часть прибыли направляют на выплату дивидендов. Если акционерное предприятие выпускало привилегированные акции выплата дивидендов по ним является обязательной. Если выпускались только обыкновенные акции вопрос о выплате дивидендов решается на общем собрании акционеров. Предприятие, выпускавшее те и другие типы акций в первую очередь обязано выплатить дивиденды по привилегированным акциям, а затем, если прибыли достаточно может выплачивать дивиденды и по обыкновенным акциям, по решению общего собрания акционеров.

10) Часть прибыли распределяется между учредителями в соответствии с учредительным документами. Как правило, доля каждого учредителя зависит от его вклада в капитал предприятия.

направляя прибыль на выплату дивидендов необходимо учитывать ряд ограничений.

Ограничения законодательного характера. Распределение прибыли акционерного общества в России регулируется Законом РФ "Об акционерных обществах". В соответствии с ним часть чистой прибыли обязательно должна направляться на создание резервного фонда. Размер резервного фонда определяется уставом акционерного общества, но не может быть менее 5% уставного капитала. До достижения резервным фондом установленного размера в него необходимо отчислять не менее 5% чистой прибыли[1]. Следовательно, эту часть прибыли уже нельзя направлять на выплату дивидендов.

Законом также установлено, что размер годовых (окончательных) дивидендов определяется общим собранием акционеров по представлению совета директоров и не может быть больше размера, предложенного советом директоров, но может быть меньше или может быть принято решение совсем не выплачивать дивиденды.

Ограничения контрактного характера. Это ограничения со стороны кредиторов, предоставляющих долгосрочные ссуды предприятию. Для того, чтобы у предприятий было достаточно средств для обслуживания возникающего долга кредитор предусматривает в условиях контракта предел ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли. В России пока такая практика не получила распространения.

Ограничения, связанные с недостатком ликвидности. Дивиденды, как правило, выплачиваются в денежной форме и при недостатке ликвидных средств предприятие не может выплатить дивиденды, несмотря на прибыльную работу.

Ограничения, связанные с необходимостью обновления основного капитала. В случае расширения производства или массового обновления устаревших основных фондов повышается доля реинвестируемой прибыли и снижается доля прибыли, направляемой на выплату дивидендов.

Ограничения, связанные с учетом интересов акционеров. Акционеры хотят не только получить дивиденды в данный текущий момент, но и заинтересованы в росте курсовой стоимости акций, а это связано с необходимостью реинвестирования. При этом необходимо выбрать такую долю реинвестирования, при которой суммарная величина дивидендов и курсовой стоимости будет максимальной. Следует учесть и то, что интересы отдельных групп акционеров могут не совпадать. Для одних важнее увеличение курсовой стоимости акций, а для других - получение возможно больших дивидендов.

В мировой практике выработано несколько методик дивидендной политики, позволяющих учесть интересы акционеров и обеспечить необходимое реинвестирование части прибыли.

Методика постоянного процентного распределения прибыли. Как известно, из чистой прибыли в первую очередь должны быть выплачены дивиденды по привилегированным акциям, а оставшаяся часть может быть направлена на выплату дивидендов по обыкновенным акциям и остаться частично или полностью нераспределенной. По методике постоянных процентных выплат доля прибыли, направляемой на выплату дивидендов в этой части чистой прибыли остается постоянной величиной.

Доа/Поа = а = const,

где: Доа - дивиденды по обыкновенным акциям;

Поа – прибыль, которая может использоваться для выплаты дивидендов по обыкновенным акциям.

При такой политике дивиденд может существенно колебаться в зависимости от суммы прибыли, которая остается за вычетом дивидендов по привилегированным акциям. При убыточной деятельности дивиденд вообще не будет выплачиваться. Понижение дивидендов может привести к падению курсовой стоимости акций. Такую политику теория финансового менеджмента, как правило, не рекомендует. Однако на практике она нередко применяется в силу своей простоты.

Методика фиксированных дивидендных выплат

На достаточно длительный период времени устанавливается определенная сумма дивиденда на акцию. Эта методика также проста, она не приводит к снижению курсовой стоимости акций в результате понижения дивидендов как в предыдущем варианте, но может подорвать ликвидность предприятия и отрицательно сказаться на возможности реинвестирования. Для успешно развивающихся предприятий она вполне приемлема, особенно если сумма дивиденда грамотно рассчитана с учетом потребностей реинвестирования.

Методика выплаты гарантированного минимума и экстра - дивидендов

При данной методике регулярно выплачивается гарантированный дивиденд, а при успешной работе предприятия выплачивается экстра-дивиденд, увеличенный по сравнению с обычным на величину премии. Премия носит разовый характер, и она не должна быть слишком частой, чтобы не произошло привыкание и ожидание обычных и регулярных выплат в размере экстра - дивидендов.

Методика выплаты дивидендов акциями

В данном случае акционеры получают дивиденды не в виде денежных выплат, а в виде определенного количества акций.

Такая методика используется в следующих случаях:

- при нехватке у предприятия ликвидных средств;

- для использования всей прибыли на развитие;

- для изменения структуры собственного капитала;

- для предоставления высшему управленческому персоналу дополнительных акций с целью повысить заинтересованность управленцев в делах фирмы.

В России данная методика достаточно широко применялась из-за нехватки ликвидности.

Решая вопрос о выплате дивидендов, организация должна заботиться о собственном росте. Чем больше средств уйдет на выплату дивидендов, тем меньше остается на реинвестирования. Реинвестирование прибыли позволяет наращивать собственный капитал и обороты, что характеризуется показателем ВТР.

Внутренние темпы роста (ВТР) - это процент увеличения собственных средств за счет реинвестирования прибыли и такое же увеличение оборота при сохранении неизменной структуры капитала и оборачиваемости активов. Внутренние темпы роста обеспечивают развитие предприятия, увеличение оборота предприятия. В свою очередь развитие и увеличение оборота создают возможности для повышения внутренних темпов роста.

Общим пределом использования прибыли на дивиденды и на реинвестирование является рентабельность собственного капитала (РСК). Это означает, что предприятие может либо всю чистую прибыль направить на выплату дивидендов, либо всю - реинвестировать, или же распределить между тем и другим. Но в любом случае распределяться будет только чистая прибыль.

Таким образом, внутренние темпы роста зависят от нормы распределения. Их взаимосвязь выражается следующей формулой:

ВТР = РСК (1- НР).

Порядок уплаты дивидендов в АО

В акционерных обществах прибыль направляется на выплату дивидендов. Порядок выплаты дивидендов регулируется Законом «Об АО» от 26.12. 1995, №208-ФЗ, уставными документами организации и решением общего собрания акционеров.

Статья 42. Порядок выплаты обществом дивидендов

1. Общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода.

Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.

2. Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов также могут выплачиваться за счет ранее сформированных для этих целей специальных фондов общества.

3. Решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров [2]. Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества.

4. Срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов. В случае, если уставом общества срок выплаты дивидендов не определен, срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов.

Список лиц, имеющих право получения дивидендов, составляется на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате соответствующих дивидендов.

Статья 43. Ограничения на выплату дивидендов

1. Общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям:

до полной оплаты всего уставного капитала общества;

до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 76 закона;

если на день принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства)[3] в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;

если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения;

2. Общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивидендов по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов (в том числе накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям) по всем типам привилегированных акций, размер дивидендов по которым определен уставом общества.

3. Общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по привилегированным акциям определенного типа, по которым размер дивиденда определен уставом общества, если не принято решение о полной выплате дивидендов (в том числе о полной выплате всех накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям) по всем типам привилегированных акций, предоставляющим преимущество в очередности получения дивидендов перед привилегированными акциями этого типа.

4. Общество не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям:

если на день выплаты общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;

если на день выплаты стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом общества ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше указанной суммы в результате выплаты дивидендов;

в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

По прекращении указанных обстоятельств общество обязано выплатить акционерам объявленные дивиденды.


[1] ФЗ от 26.12. 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п.1 ст.35.

[2] Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.

[3] Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. (ст. Закона «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002, № 127-ФЗ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: