double arrow

Выручка

Состав и классификация.

Вопрос. Доходы.

Под доходами организации понимается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств и иного имущества или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.

По экономическому содержанию доходы подразделяются на:

® Доходы от обычных видов деятельности;

® Операционные доходжы;

® Внереализационные доходы;

® Чрезвычайные доходы.

К доходам от обычных видов деятельности относится выручка от реализации ТРУ.

В операционные доходы включаются поступления, не связанные с производством и реализацией продукции предприятия.

К ним относятся:

ü доходы от предоставления во временное пользование активов организации;

ü доходы от участи в уставном капитале других организаций;

ü доходы от продажи имущества организации;

ü проценты, начисленные по банковским счетам и поступившие от других организаций за предоставленные займы в денежной форме.

Внереализационными являются доходы, не связанные с реализацией продукции или активов.

К ним относятся:

ü полученные от других организаций платежи в уплату штрафов, пеней, неустойки;

ü полученные безвозмездно активы:

ü выявленная в отчетном году прибыль прошлых лет;

ü кредиторская задолженность по которой истек срок исковой давности

ü и др.

Чрезвычайными доходами считаются поступления связанные с последствиями чрезвычайных событий – страховые возмещения.

Для целей бухгалтерского учета классификация доходов установлена ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 №32н). С 2006 года для целей бухгалтерского учета доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие доходы.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

Прочие доходы вбирают в себя доходы, рассмотренные ранее как операционные, внереализационные и чрезвычайные.

Для целей налогообложения прибыли классификация доходов установлена в НК РФ (ст.248-250).

Доходы в этом случае подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы.

Доходы от реализации включают в себя выручку от реализации как ТРУ, так и имущества организации. Все остальные относятся к внереализационным доходом.

В финансовом планировании принято подразделять доходы в зависимости от направлений деятельности организации. В этом случае выделяются доходы от:

основной деятельности – выручка от реализации произведенных ТРУ.

финансовой деятельности – результат от размещения средств в ценные бумаги;

инвестиционной деятельности – результат от продажи внеоборотных активов и ценных бумаг организации.

Основное место в составе доходов организации занимает выручка от реализации ТРУ.

Кругооборот фондов предприятия завершается реализацией готовой продукции и получением выручки:

Т - Д

Выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступающие предприятию за реализованную продукцию. Поступление выручки обеспечивает возмещение затрат предприятия и начало нового кругооборота, а также является необходимым условием получения прибыли.

Выручку нельзя рассматривать как доход предприятия в полном смысле этого слова. Выручка распадается на несколько составных частей, имеющих разное экономическое содержание. Структура выручки показана на схеме 1.

Часть выручки составляет перенесенная стоимость использованных в процессе производства средств производства. Эта часть выручки возмещает стоимость износа внеоборотных активов и материальных затрат, т.е. представляет из себя как бы фонд возмещения в масштабах предприятия.

Другая часть выручки равная сумме оплаты труда и прибыли представляет собой вновь созданную стоимость, т.е. валовой доход в общеэкономическом (не учетном смысле слова).

Являясь частью валового дохода, оплата труда вместе с тем выступает частью затрат предприятия и вместе с амортизацией и материальными затратами (перенесенной стоимостью) образует себестоимость продукции.

Схема 1

СТРУКТУРА ВЫРУЧКИ

В АМОРТИЗАЦИЯ

ФОНД ВОЗМЕЩЕНИЯ

Ы

МАТЕРИАЛЬНЫЕ

Р ЗАТРАТЫ СЕБЕСТОИМОСТЬ

У

Ч ОПЛАТА ТРУДА

ВАЛОВОЙ ДОХОД

К

ЧИСТЫЙ ДОХОД

А ПРИБЫЛЬ

Самой важной частью выручки для предприятия является прибыль, которая представляет собой чистый доход предприятия, является целью его коммерческой деятельности.

В условиях рыночной экономики выручка играет очень важную роль. Она служит главным источником денежных средств предприятия. Из выручки предприятие оплачивает счета поставщиков за сырье, материалы и другие элементы оборотных производственных фондов, необходимых для производства продукции, выплачивает заработную плату работникам предприятия, накапливает средства для воспроизводства основных фондов. Выручка является источником дохода предприятия - прибыли. Поэтому предприятия заинтересованы в увеличении выручки и своевременном ее поступлении. Рассмотрим факторы, влияющие на величину выручки.

Все факторы, влияющие на величину выручки можно разделить на зависящие от предприятия (внутренние) и не зависящие от него (внешние). Кроме того можно выделить факторы воздействующие на выручку в сфере производства и в сфере обращения.

К зависящим от предприятия факторам относятся:

а) в сфере производства:

- объем производства;

- качество продукции;

- ассортимент;

- ритмичность выпуска

и др.

б) в сфере обращения:

- объем реализации;

- ритмичность отгрузки;

- скорость оформления транспортных и расчетных документов;

- уровень цен;

- выбор форм расчетов;

К независящим от предприятия факторам относятся:

- несвоевременная оплата;

- нарушение договоров поставщиками;

- изменение ситуации на рынках сбыта;

и др.

Факторы действуют не изолированно друг от друга а во взаимосвязи и это необходимо учитывать чтобы получить ожидаемый положительный результат.

Например, предприятие ожидает увеличения выручки за счет роста цен, но рост цен приводит к снижению объемов реализации и в результате вместо роста выручки получается обратный эффект.

В целом для получения большей выручки предприятие должно заниматься маркетингом, т.е. изучением рынка и продвижением своих продуктов на рынок. Причем современный маркетинг предполагает не просто изучение спроса, а и его формирование. Производитель должен как бы забегать вперед предвидеть, предугадывать возникновение потребностей и выходит с предложением на рынок, создавая спрос.

Огромную роль здесь играет реклама, поэтому современные товаропроизводители должны тратить значительные средства на нее для увеличения реализации и получения большей выручки.

При переходе к рынку у российских предприятий главным фактором увеличения выручки стал рост цен. С 1992 года по большинству видов продукции предприятия получили право самостоятельно устанавливать цены. Государство сохраняет регулирование цен только на ограниченный круг продукции, прежде всего отраслей, относящихся к естественным монополиям. Но и в этих отраслях цены существенно выросли.

Серьезной проблемой, отрицательно влияющей на получение выручки являются неплатежи, связанные с нехваткой денежных средств у предприятия.

Кроме того, в ряде случаев отрицательное воздействие оказывают коммерческие банки, задерживающие перечисление средств предприятиям и использующие эти деньги в своем обороте как ресурсы для краткосрочного кредитования.

Большинство предприятий должно определять выручку методом начислений. Т.е. считать выручку полученной в момент передачи прав на ТРУ покупателям (момент отгрузки), независимо от ее оплаты. Для целей налогообложения прибыли предприятия с незначительным оборотом (до 1 млн. в квартал в среднем за 4 предшествующих квартала) могут применить кассовый метод, т.е. считать выручку полученной с момента ее фактической оплаты денежными или неденежными средствами.

Собираясь выходить на рынок с какой либо продукцией предприятия должны определить пороговое значение выручки, т.е. объем реализации при котором будут покрываться переменные и постоянные затраты.

Выручка от реализации продукции должна покрывать постоянные и переменные расходы и обеспечивать предприятию доход - прибыль. С учетом этого структуру выручки, можно представить следующим образом:

В = Зпост + Зпер + Пр,

где: В - выручка;

Зпост - постоянные затраты;

Зпер - переменные затраты;

Пр - прибыль от реализации.

Разница между выручкой и величиной переменных затрат в финансовом менеджменте называется маржинальный доход (Валовая маржа). Мы будем использовать термин маржинальный доход и введем для него условное обозначение - МД.

МД = В - Зпер.

Для того, чтобы не было убытков, маржинальный доход должен быть не меньше суммы постоянных расходов, а для прибыльной деятельности он должен быть больше постоянных расходов и включать в себя кроме них еще и прибыль.

М Д= Зпост + Пр.

Объем реализации, при котором предприятие еще не имеет прибыли, а только полностью покрывает свои затраты называется порогом рентабельности (критический объем реализации). При этом маржинальный доход равняется постоянным затратам, а прибыль равна нулю. С учетом этого мы можем рассчитать объем производства (при условии полной реализации произведенной продукции), при котором достигается порог рентабельности, т.е. объем производства (реализации), начиная с которого предприятие покрывает свои затраты и начинает получать прибыль.

Пороговый объем реализации должен соответствовать следующим условиям:

Впор = Зпост + Зпер; МД = Зпост ; Пр = 0.

Мы можем рассчитать критический объем реализации двумя способами. Первый способ заключается в том, что расчет начинается с определения порогового объема реализации в натуральном выражении (К пор).

Для этого расчета введем определение удельного маржинального дохода - маржинального дохода на единицу изделия. Маржинальный доход на единицу изделия или удельный маржинальный доход (мд) - это разница между ценой единицы изделия (ц) и переменными затратами на единицу изделия (зпер):

мд = ц - зпер.

Маржинальный доход на весь объем реализации может быть рассчитан как произведение объема производства (К) на удельный маржинальный доход:

МД = К ´ (ц - зпер)

Поскольку критическому объему реализации соответствует равенство маржинального дохода и постоянных затрат (МД= Зпост), значит, должно соблюдаться следующее равенство:

Зпост = К пор. ´ (ц - зпер).

Исходя из этого, рассчитать объем производства (реализации), при котором достигается порог рентабельности, можно по следующей формуле:

.

Рассчитать критическое значение выручки (W пор.) можно, умножив пороговое значение объема реализации в натуральном выражении на цену единицы изделия.

В пор. = К пор. ´ ц

Второй способ расчета заключается в том, что расчет начинается с определения критического значение выручки (Впор). Для этого сначала необходимо исчислить долю маржинального дохода в выручке (d).

.

Для порогового значения выручки маржинальный доход равен сумме постоянных затрат (МД=Зпост), следовательно доля постоянных затрат в критической выручке равна доле маржинального дохода.

.

Исходя из этого, можно рассчитать критическое значение выручки следующим образом:

.

Затем, зная цену изделия, можно определить пороговое значение объема реализации в натуральном выражении:

.

Порог рентабельности можно также определить графически.

Рис.2.Графический метод определения порога рентабельности

В точке пересечения линии выручки и линии суммарных затрат определяем по оси ординат критическое значение выручки, а по оси абсцисс пороговое значение объема реализации в натуральном выражении. Зона на графике, которая находится ниже критической точки, является зоной убыточности. При нахождении объема реализации в этом диапазоне предприятия будет нести убытки, поскольку выручка не покрывает суммарных затрат. Зона, находящаяся выше критической точки является зоной прибыльности. С момента, когда объемы реализации превысит критическое значение (в котором прибыль равна нулю), предприятие сможет получать прибыль от реализации данной продукции.

Рассчитав пороговое (критическое значение выручки) можно использовать его для контроля за запасом финансовой прочности.

Запас финансовой прочности (ЗФП), как разницу между фактической выручкой (Вф) и порогом рентабельности (В пор.).

ЗФП = Вф – В пор.

Запас финансовой прочности целесообразнее рассчитать в процентах:

.

Запас финансовой прочности показывает пределы снижения объемов реализации (выручки) при которых предприятие не попадает в зону убытков, покрывая свои затраты. Если снижение объемов реализации будет больше запаса финансовой прочности, предприятие понесет убытки. Следовательно, чем выше запас финансовой прочности, тем ниже степень предпринимательского риска, так как неблагоприятное для предприятия изменение рыночной конъюнктуры (снижение спроса на его продукцию) не приведет его к убыткам.

В процессе своей текущей деятельности предприятию необходимо осуществлять планирование выручки для:

- выявления своих финансовых ресурсов;

- определения прибыли и расчета налога на прибыль;

- контроля за поступлением выручки;

- управления денежными потоками.

Плановые расчеты выручки зависят от применяемого метода учета выручки. Плановый размер выручки от реализации продукции рассчитывается следующим образом:

В = Он + Т - Ок,

где: В рп - планируемая сумма выручки от реализации продукции;

Он - нереализуемые остатки готовой продукции на начало планового периода;

Т - планируемый выпуск товарной продукции;

Ок - нереализованные остатки продукции на конец планового периода.

В зависимости от применяемого метода учета выручки в остатках учитывается продукция на складе и отгруженная (учет по оплате) или только на складе (метод начислений).

Остатки нереализованной продукции на начало периода в действующих ценах на предприятии не учитываются, поэтому в расчет принимается ожидаемая величина остатков. Непроданная продукция учитывается по производственной себестоимости и следует пересчитать остатки в ценах реализации путем умножения на коэффициент отражающий отношение стоимости продукции в ценах реализации предшествующего периода к производственной себестоимости того же периода.

Стоимость товарного выпуска в ценах реализации определяется на основе производственной программы, которая формируется на основе полученных заказов, заключенных договоров и заявок потребителей.

Стоимость остатков на конец планируемого периода рассчитывается исходя из однодневного выпуска в ценах реализации и нормы запаса в днях. Однодневный выпуск при годовом планировании определяется по данным IY квартала, а при квартальном по данным соответствующего квартала также, как и при планировании остатков по себестоимости.

На случай непоступления платежей от покупателей предприятия могут создавать резерв по сомнительным долгам, к которым относится дебиторская задолженность (покупатели должны предприятию), не погашенная в сроки и по которой отсутствуют гарантии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: