Согласно ч. 1 ст. 1477 ГК РФ товарный знак определяется как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей

Понятие, признаки и виды товарных знаков

Понятие, признаки и виды товарных знаков

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Товарный знак является одним из наиболее распространенных средств индивидуализации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В силу своей природы он символизирует в глазах потребителей товаров и (или) услуг компании самого производителя и является буфером между начальным и конечным звеном рыночной цепочки. От его восприятия зависит образ фирмы и, в конечном итоге, успех ее деятельности на рынке. Поэтому любое неправомерное использование данного средства индивидуализации должно пресекаться, а потери правообладателю соразмерно компенсироваться.

В соответствии со ст. 15(1) Соглашения ТРИПС товарным знаком мо­жет быть любое обозначе­ние или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий. Такие обозначения, в частности слова, вклю­чая имена лиц, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетание цветов, а также любое сочетание таких обозначений могут быть зарегист­рированы в качестве товарных знаков. Если знаки по своему существу не обладают способностью к различению соответствующих товаров или услуг, страны могут поставить возможность регистра­ции знака в зависимость от различительной способности, приобретенной в процессе использования[1].

Товарный знак, в соответствии с общим значением слова, является обозначением, примененным к това­рам или услугам какого-либо лица, с целью их различения. Та­ким образом, правовое определение товарного знака анализируется в двух положениях:

- определяющее природу товарного знака: товарный знак является обозначением, примененным к товарам или услугам какого-либо лица;

- устанавливающее функцию товар­ного знака: товарный знак служит для отличия товаров или услуг, к которым он применяется.

Товары или услуги, обозначенные товарным знаком, не являют­ся случайными. Они являются товарами или услугами, которые происходят от лица, которое изготовило обозначенные товар­ным знаком товары или продает их или которое предлагает обозначенные товарным знаком услуги. Именно отсюда проис­ходит функция товарного знака.

Функция товарного знака состоит в том, чтобы «отличать» объекты, которые он обозначает, то есть позволять публике распознавать их среди других объектов того же вида.

То или иное обозначение может быть признано товарным знаком лишь в том случае, если оно позволяет потребителю без особого труда узнать нужную ему продукцию и не спутать ее с аналогичной продукцией других производителей. Поэтому необходимым условием правовой охраны товарного знака является его новизна. С точки зрения действующего законодательства новыми будут считаться лишь такие условные обозначения товаров, которые по своему содержанию не являются тождественными или сходными до степени смешения:

а) с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

б) с товарными знаками других лиц, признанными в установленном порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров. Регистрация данных товарных знаков допускается при имеющемся согласии правообладателя. Данное уточнение слабо учитывает критерий новизны, поэтому в проекте изменений в раздел VII ГК РФ, делается еще одно уточнение: при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Данное уточнение, на наш взгляд, необходимо дополняет данную норму и органически вписывает ее в международное законодательство (Парижская конвенция), учитывая в большей мере параметр новизны товарного знака, а также права потребителей.

в) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в Российской Федерации, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право на пользование таким наименованием;

г) с фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями либо с наименованиями селекционных достижений (или их частью), принадлежащими другим лицам, получившим право на эти наименования ранее поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров;

Признак новизны тесно связан с понятием приоритета. Новизна товарного знака определяется на дату приоритета, которая, в свою очередь, устанавливается по общему правилу по дате подачи соответвующе оформленной заявки на регистрацию товарного знака в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации (Роспатент). Наряду с этим приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в зарубежной стране-участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в Патентное ведомство РФ заявка поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одной из стран-участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности (выставочный приоритет), может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если в Патентное ведомство РФ заявка на товарный знак поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Наконец, приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами РФ.

Таким образом, сущность требования новизны означает, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с товарными знаками, уже зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ или охраняемыми в РФ в силу международных соглашений. Тождественным признается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с уже известным товарным знаком и при этом относится к одному и тому же классу товаров независимо от различия в их перечне.

В действующем законодательстве указывается в общих чертах на недопустимый уровень близости заявляемого обозначения уже известномуналичие между ними сходства до степени их смешения.

Так, у словесных товарных знаков рекомендуется обращать внимание на начало и окончание слогов, число слогов, последовательность гласных и согласных букв; у изобразительных знаков – на изобразительные мотивы; у комбинированных обозначений – на восприятие изобразительных и словесных элементов, как в совокупности, так и в отдельности.

Наконец, обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано. По общему правилу лишь с момента официального признания обозначения товарным знаком можно говорить о нем как о самостоятельном объекте правовой охраны. Российское законодательство не охраняет не зарегистрированные в Роспатенте обозначения, за исключением так называемых общеизвестных товарных знаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: