double arrow

Международное регулирование товарных знаков

Правовое регулирование товарных знаков в Российской Федерации

В соответствие со ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, зарегистрированные в любом цвете или цветовом сочетании.

К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида, изобразительных, словесных, объемных и т. д.

К другим обозначениям, предусмотренным пунктом 1 ст. 1482 ГК РФ, относятся, например, звуковые, световые и иные обозначения. В качестве звуковых товарных знаков выделяют музыкальные фразы и собственно звуки. Музыкальная фраза может воплощаться в графическом воспроизведении, потому что она выражается в классическом и универсальном языке нотной музыки. Звуки понимаются как любого вида шумы, которые не выра­жаются обычными музыкальными нотами. Трудность за­ключается в том, каким образом шум или звук не может стать предметом графического воспроизведения, как того требует закон.

Соглашение ТРИПС предоставляет странам возможность требовать, чтобы охраняемые обозначения были визуально воспринимаемыми. Таким образом, звуковые и обонятельные обозначе­ния в соответствии с Соглашением могут не признаваться товарными знаками.

Помимо индивидуальных товарных знаков, предназначенных для отли­чия товаров одних производителей от аналогичных товаров и услуг других производителей, существуют коллективные знаки.

Коллективные знаки – это товарные знаки, которые служат для обо­значения товаров с едиными качественными и иными характеристика­ми, производимых и реализуемых объединениями предприятий.

В отличие от индивидуальных товарных знаков коллективные товарные знаки и права на них не могут быть переданы иным хозяйствующим субъектам. Также коллективный товарный знак принадлежит самому объединению, а не входящим в него лицам. Право на пользование товарными знаками возникает у лица только с момента вхождения в состав объединения. При этом сведения о лицах, имеющих право на пользование коллективным товарным знаком, вносятся в Государственный реестр товарных знаков, а также в выдаваемое объединению свидетельство. Лица, входящие в объединение, могут пользоваться и индивидуальным товарным знаком при условии, что у них зарегистрировано соответствующее право.

Для регистрации коллективного товарного знака помимо действий, идентичных для регистрации индивидуального товарного знака, объединению лиц необходимо подать в Роспатент устав коллективного товарного знака.

Национальное законодательство о товарных знаках должно соответствовать положениям ст. 7bis Парижской конвенции. С другой стороны, Сингапурский договор о законах по товарным знакам не распространяются на коллективные знаки. Соглашение ТРИПС обязывает членов ВТО выполнять все положения Па­рижской конвенции, следовательно, признаются положения Парижской конвенции в отношении коллективных товарных знаков

.

Коллективный товарный знак следует отличать от товарного знака, который находится в совместном пользовании нескольких юридических лиц. Российское законодательство не допускает совладения товарным знаком, и его регистрация производится на имя одного лица. Однако РФ является участницей Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20 марта 1883 года, которая допускает совладение товарным знаком. Поэтому российское патентное ведомство обязано регистрировать на имя иностранных заявителей и те товарные знаки, которыми одновременно владеют несколько заинтересованных лиц. Что касается российских предпринимателей, то они не могут выступать совладельцами товарного знака на территории РФ.

Еще одной разновидностью товарных знаков являются общеизвестные товарные знаки. Общеизвестный товарный знак – это товарный знак, который в ре­зультате широкого и длительного использования стал хорошо извест­ным среди потребителей товаров с этим знаком. Выделение данного вида товарного знака стало возможным в результате глобализации, хотя начало данной категории положила Парижская конвенция еще в конце XIX века, провозгласив, что любой товарный знак, надлежаще заявленный в стране происхождения, будет признан в других странах и охраняться та­ким, как он есть, во всех других странах Союза. В 1925 г. в Парижскую конвенцию была включена ст. 6bis , которая, по существу, предоставляла экстерриториальную охрану общеизвестным то­варным знакам. В соответствии с этой статьей страны обязуются «отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным». В результате многолетней работы в сентябре 1999 года Генеральная Ассамблея ВОИС и Ассамблея Парижско­го союза приняли Совместную резолюцию о положениях в отношении охра­ны общеизвестных знаков, что является вершиной законодательства в данной отрасли.

На сегодняшний день решение о признании товарного знака общеизвестным выносит Роспатент.

В соответствии со ст. 1508 ГК РФ признается общеизвестным следующие товарные знаки:

- охраняемые на территории России на основании государственной регистрации (т. е. товарные знаки, заявки на которые подавались по национальной процедуре);

- охраняемые на территории России без регистрации в силу международных договоров Российской Феде­рации (т. е. товарные знаки, охрана которых получена в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистра­ции знаков и Протоколом к Мадридскому соглашению);

- обозначения, используемые в качестве товарных знаков, но не имеющих правовой охраны на территории России (т. е. обозначения, в отношении которых, например, поданы заявки по национальной процедуре или испрошена охрана в рамках Мадридского соглашения или Протокола к нему, но решения патентного ведомства о регистрации или предоставлении охраны еще нет).

Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется решением патентного ведомства, которое принимается на основании уста­новленных им правил, соответствующих Совместной рекомендации о по­ложениях в отношении охраны общеизвестных знаков, принятой в 1999 г. Ассамблеей Парижского союза по охране промышленной собственности и Генеральной Ассамблей ВОИС. В ст. 2 этой Рекомендации приводятся факторы, которые патентное ведомство должно принимать во внимание для вынесения заключения о том, является знак общеизвестным или нет. К таким факторам, в частности, относятся:

- степень известности или признания знака в соответствующем секторе экономики;

- продолжительность, степень и регион использования знака;

- продолжительность, степень и регион любой деятельности по продвижению знака, включая рекламу или пропаганду, презентацию на ярмарках или выставках товаров, для которых используется этот знак;

- продолжительность и регион осуществленной регистрации знака и (или) любых заявок на его регистрацию в той степени, в какой они отража­ют использование или признание этого знака;

- материалы, отражающие факты успешной реализации прав на знак, в частности отражающие степень, в которой этот знак был признан обще­известным патентным ведомством;

- ценность, присущая этому знаку.

Рекомендации не определяют срок, в течение которого товар­ный знак должен интенсивно использоваться. Рекомендации также не содержат условия интенсивного использования на территории Рос­сии.

Следует иметь в виду, что признак интенсивного использова­ния нельзя рассматривать в отрыве от признака широкой извест­ности товарного знака именно в Российской Федерации а так же в других странах.

Представляется, что о широкой известности товарного знака можно судить по сведениям о том, где и в каких объемах (абсолютных и относительных) использо­вался товарный знак, по сведениям об объемах рекламы и по результатам опроса потребителей товаров на предмет общеизвестности товар­ного знака.

Товарный знак, который признан патентным ведомством общеизвест­ным, вносится в Перечень общеизвестных товарных знаков, а сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются в Офици­альном бюллетене патентного ведомства.

Патентное ведомство выдает свидетельство на общеизвестный товар­ный знак после внесения товарного знака в Перечень общеизвестных то­варных знаков.

Считается, что первый закон в отношении охраны прообразов товар­ных знаков был принят в 1266 г. в Англии. С 1373 г. помимо клейма производителя требовалось ставить клеймо гильдии, к которой относился мас­тер. Личные клейма представляли большую ценность, и их передача по наследству или по завещанию особо оговаривалась. В Европе широко применялись купеческие знаки для указания имени купца, поставляющего тот или иной товар. Подделка знаков запрещалась, и наказанием могла быть смертная казнь или отсечение правой руки. Развитие промышленного производства товаров привело к постепенной замене знаков и клейм гильдий и ремесленников товарными знаками предприятий. В Российской империи с 1830 г. действовало Положение о клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов.

В Российской империи в 1896 г. был принят закон «О товарных знаках фабричных и торговых марках и клеймах». После 1917 г. действие этого закона изменено Декретом СНК «О товарных знаках» 1922 г., а в 1926 г. – постановлением ЦИК и СНК СССР «О товарных знаках». В 1936 г. было Принято постановление «О производственных марках и товарных знаках», в котором введена особая форма товарного знака – торговая марка, что впоследствии привело к повсеместной путанице: товарный знак и торго­вая марка стали фактически считаться и использоваться как синонимы.

В 1962 г. принято постановление Совета Министров СССР «О товар­ных знаках», в соответствии с которым государственные, кооперативные и иные общественные предприятия и организации были обязаны простав­лять на выпускаемых ими товарах или на их упаковке товарные знаки, за­регистрированные в Государственном комитете СССР по делам изобрете­ний и открытий. В 1991 г. был принят Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», который не вступил в силу. С 2008 г. правовое положение товарных знаков и знаков обслуживания регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, главой 76.

Помимо ГК РФ, нормы, регулирующие отношения с товарными знаками содержатся в Кодексе об Административных правонарушениях: в нем определяется ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров (ст. 14.10). Уголовный кодекс также содержит нормы о товарном знаке и предполагает ответственность за незаконное использование товарного знака, если деяние совершено неоднократно и причинило крупный ущерб, а также если имело место незаконное использования предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара (ст. 180).

Помимо Кодексов в правовом регулировании товарных знаков играют роль Федеральные законы. В частности, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», где говорится, что в целях пресечения несанкционированного ввоза товаров и защиты прав потребителей создается Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Правообладатели могут по своему желанию внести в него принадлежащие им товарные знаки, а также указать в нем уполномоченных ими импортеров, имеющих согласие правообладателя на введение товаров в гражданский оборот.

Большое значение для правового регулирования оказывают приказы Правительства и его подразделений и служб, в частности Роспатента. К примеру, Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами», Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания».

Помимо нормативных правовых актов правовое регулирование товарных знаков осуществляется посредством Постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ, к примеру, № 5 и № 29 соответственно от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации». Судебная практика также играет большую роль при правовом регулировании товарных знаков, хотя судебный прецедент и не является источником права в Российской Федерации.

Законодательство определяет понятие, признаки и виды товарных знаков для обеспечения их правоспособности и охраноспособности. В законодательстве о товарных знаках и знаках обслуживания уста­навливаются абсолютно и относительно неохраноспособные обозначения. Обозначения считаются неохраняемыми, поскольку их нельзя включать в охраняемые товарные знаки, т. е. их нельзя охранять как товарные знаки.

Две категории обозначений впервые установлены в ст. 6quinquies Париж­ской конвенции и введены в законодательство многих стран. Разделение на категории «абсолютные» и «относительные» объяс­няется тем, что абсолютные обозначения не связаны с правами третьих лиц, а относительные – с ними связаны.

Абсолютно неохраноспособные обозначения – это обозначения, кото­рые:

- противоречат принципам гуманности, морали или общественному рядку;

- вводят в заблуждение потребителя в отношении товара и его производителя;

- вошли во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

- являются общепринятыми символами и терминами;

- характеризуют товары, в том числе указывающие на их вид, качество,
количество, свойства, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства;

- представляют собой форму товаров, которая определяется ис­ключительно или главным образом свойством либо назначением товара;

- представляют собой государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки или сходные с ними до степени смеше­ния;

- представляют собой сокращенные или полные наименования меж­дународных и межправительственных организаций, гербы, флаги и другие символы и знаки или сходные с ними до степени смешения;

- представляют собой официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения.

Обозначения, относящиеся к трем последним группам, могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это име­ется согласие соответствующего компетентного органа. Другими словами, отнесение данных обозначений к абсолютным не вполне соответствует смыслу, поскольку при наличии разрешения указанные объекты могут быть элементами товарного знака, что позволяет считать такие неохраняе­мые обозначения скорее относительными, чем абсолютными. Данные положения сохранились и в Проекте изменений в раздел VII ГК РФ.

Запрещение использовать в товарных знаках изображения государст­венных гербов, флагов, эмблем, официальных клейм контроля, полных и сокращенных наименований межправительственных организаций уста­новлено в 1952 г. в ст. 6ter Парижской конвенции. Для применения этих по­ложений члены Парижского союза сообщают друг другу при посредниче­стве ВОИС список соответствующих объектов, которые публикуются ВОИС. Данная статья Конвенции применяется к товарным знакам, но не к знакам обслуживания.

Вышеназванные абсолютно неохраняемые обозначения установлены в ч. 1 ст. 1483- ч. 3 ст. 1483 ГК РФ. В ч. 1 ст. 1483 ГК РФ перечислены четыре категории обозначений, которые не могут охраняться как товарные знаки.

Первая категория обозначений, которая не может охраняться в качестве товарных знаков в соответствии с п. 1 комментируемой статьи, – обозначения, «вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида». Под этим выражением скрываются обычные названия товаров. Т.е. обозначение «цемент» не может быть зарегистрировано как товарный знак для цемента, бетонных изделий. Но нет препятствий, чтобы это обозначение было зарегистрировано как товарный знак для иных товаров, например, для хлебобулочных изделий.

Некоторые обозначения, подпадающие под п. 1 ч. 1 ст. 1483 ГК РФ, могли ранее, до того, как вошли во всеобщее употребление, ассоциироваться с определенными производителями («Термос», «Ксерокс») и быть зарегистрированы как товарные знаки. Если после такой регистрации они стали входить во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, чему владелец товара не препятствовал, то теперь они подпадают под п. 1 ч. 1 комментируемой статьи. Но если владелец товарного знака этому препятствовал или не мог препятствовать по объективным причинам, то комментируемая норма не должна применяться.

Вторая категория обозначений, не обладающих различительной способностью и потому не охраняемых как товарные знаки, – это обозначения «являющиеся общепринятыми символами и терминами». Данную норму следует понимать как запрет регистрировать в качестве товарного знака символ или термин, но только для соответствующей области.

В п. 3 ч. 1 комментируемой статьи названа третья категория обозначений, которые не могут охраняться как товарные знаки из-за отсутствия у них различительной способности. Это обозначения, «характеризующие товары», то есть содержащие определенные характеристики товара или определенные данные о товаре, предназначенные для покупателей (потребителей). Примеры таких характеристик прямо указаны в комментируемой норме.

Четвертая категория обозначений, не охраняемых в связи с отсутствием у них различительных способностей (п. 4 ч. 1) – это обозначения, представляющие собой форму товара, если эта форма целиком и полностью, либо в основном определяется свойствами, либо назначением товара. Из этой формулировки следует, что речь идет о такой форме товара, которая целиком или в основном обусловлена либо самим товаром, либо его функцией. Следует полагать, что данная норма распространяется не только на трехмерные обозначения, но и на обозначения, спроецированные на плоскость.

Относительно неохраноспособные обозначения – это обозначения, которые тождественны или сходны до их смешения с:

- зарегистрированными или заявленными на регистрацию товарными знаками на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом и отношении однородных товаров. Проект изменений в раздел VII ГК РФ, распространяет данную норму и на заявки, по которым не принято решение об отказе в государственной регистрации (п. 1 ч. 6 ст. 1483 ГК РФ)

- товарными знаками других лиц, охраняемыми на основе междуна­родных договоров в отношении однородных товаров;

- товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными, в отношении любых товаров. Проект изменений в раздел VII ГК РФ, уточняет данную норму указанием на срок признания знаков общеизвестными:с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения (п. 3 ч. 6 ст. 1483).

Данная группа обозначения считается относительно неохраняемой, поскольку при наличии письменного согласия владельца соответствующего товарного знака эти обозначения могут охраняться.

Специалисты называют неохраняемые элементы «дискламированными элементами» (от англ. «disclaim» – отказ от притязаний); применяется и устойчивое словосочетание «формула дискламации» – указание на то, что заявитель не претендует на охрану определенных элементов товарного знака. «Неохраняемые элементы» появляются либо потому, что они вообще не обладают различительной способностью, либо потому, что права на них принадлежат другим лицам или затрагивают права других лиц. Неохраняемые элементы используются в составе товарного знака, но при возникновении спора о нарушении исключительного права на товарный знак они исключаются из составляющих его частей и не влияют на исход спора о наличии нарушения права на товарный знак.

Включение неохраняемого элемента в состав товарного знака, с одной стороны, увеличивает престиж владельца товарного знака (например, если этот элемент – герб России), но, с другой стороны, увеличивает материальные затраты заявителя (иногда включение в товарный знак такого элемента необходимо согласовать с регистрирующим органом) и, кроме того, может ограничивать распоряжение таким товарным знаком (см. ч. 3 ст. 1488, ч. 3 ст. 1489 ГК РФ).

Сохраняют силу разъяснения Президиума ВАС РФ, касающиеся товарных знаков, включающих неохраняемые элементы: «Несанкционированное использование охраняемого элемента товарного знака без элемента, не подлежащего правовой охране, является нарушением прав на товарный знак. Нарушением прав на товарный знак является как использование товарного знака в целом, так и только одного охраняемого элемента».

Неохраняемый элемент может быть включен в товарный знак только в том случае, если не занимает в товарном знаке доминирующего положения. Поскольку ГК не определяет понятие «доминирующее положение», следует давать его толкование, исходя из общего смысла этого выражения. Очевидно, что неохраняемый элемент (если речь идет о пространственном знаке) не должен находиться в центре «поля» или занимать более 50% его площади.

Как и в раннем законодательстве Российской Федерации, к неохраняемым обозначениям отнесены обозначения, обозначенные в ч. 4 ст. 1483 и ч. 5 1483 ГК РФ. В последней норме имеется в виду Мадридское соглашение о пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах и Лиссабонское соглашение об охране указаний мест происхождения и их международной регистрации. На момент принятия ч. 4 ГК РФ Российская Федерация не являлась членом ни одного из этих международных договоров, поэтому данная норма представлялась преждевременной. На сегодняшний день к Лиссабонскому соглашению Россия не присоединилась, но ратифицированное Мадридское соглашение позволяет совершенно осознанно использовать его нормы в национальном законодательстве.

Кроме вышеназванных к относительно неохраноспособным обозначениям относятся и такие, которые воспроизводят:

- промышленные образцы;

- наименования мест происхождения товаров;

- фирменные наименования или их части;

- наименования селекционных достижений;

- названия произведений литературы, науки и искусства;

- персонажи или цитаты из таких произведений;

- произведения искусства или их фрагменты;

- имена, псевдонимы, портреты, факсимиле известных лиц;

- доменные имена.

Запрещение использовать в качестве элементов товарных знаков названий персонажей, цитат, фрагментов из произведений литературы, науки и искусства было бы правильным, если бы не оговорка – «известного в Российской Федерации». Хотя эта норма была в Законе СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», у патентного ведомства нет оснований для отказа в регистрации товарного знака, в котором использованы персо­нажи, цитаты, фрагменты из произведения, неизвестного в стране.

Во-первых, неточен смысл фразы «произведение, известное в Россий­ской Федерации». Для одних лиц любое произведение является неизвестным, а для других – из­вестны произведения, которые могут быть неизвестны экспертам патентного ведомства. Однако субъективизм не должен иметь отношения к правомерности использования произведений.

Во-вторых, в любой стране охраняются все произведения стран Бернского союза, если они не перешли в общественное достояние. Причем охрана распространяется как на фрагменты из произведений, так и на их названия, которые можно использовать только по разрешению правооб­ладателя.

Таким образом, предоставление охраны товарным знакам, в которых используются неизвестные патентному ведомству произведения без раз­решения правообладателей, противоречит не только Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, но и положени­ям Гражданского кодекса в отношении авторского права.

Признание неохраноспособными названий и персонажей произве­дений литературы, науки и искусства связано с проблемой их коммерче­ского использования. Коммерциализация персонажей – это исполь­зование изображений вымышленных персонажей, знаменитых лично­стей, образов и т. д. на разнообразных товарах, а также для создания товарных знаков и знаков обслуживания. Использование допустимо, если получено разрешение на использование в товарном знаке названия любого произведения и изображения любого персонажа.

Международные нормы по охране товарных знаков установлены в ря­де международных договоров.

20 марта 1883 г. была подписана Конвенция, учреждающая между подписавшими ее странами Союз по охране промышленной собственности. Положения Парижской конвенции применяются в российском праве в силу ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1968 года № 3104-VII «О ратификации Стокгольмского акта Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности», ст. 7 ГК РФ и ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Парижская конвенция в своей большей части посвящена правовой ох­ране товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест и указа­ний происхождения товаров, а также фирменных наименований. Фундаментальное правило Парижской конвенции заключается в том, что любой гражданин каждой из стран, входящей в Со­юз, пользуется в других странах Союза теми же правами в отношении охраны промышленной собственности, что и собственные граждане этих стран. Следовательно, гражданин из страны Союза пользуется в Российской Федерации российским правом.

Важнейшее преимущество, которое предоставляется странам-участницам Конвенции – право приоритета (конвенционный приоритет). Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Для товарных знаков этот срок равен 6 месяцам со дня подачи первоначальной заявки. Правило о конвенционном приоритете позволяет заявителю оформить заявочную документацию для подачи ее в патентные ведомства стран-участниц без опасения в течение установленного срока утратить новизну предмета заявки, так как любые действия, совершаемые в период между датами подачи первой и более поздних заявок в пределах оговоренного срока, не лишают заявителя права на получение охранного документа по более поздней заявке (ч. 1 ст. 1495 ГК РФ).

В целях сохранения новизны страны-участницы в соответствии со своим законодательством предоставляют временную охрану товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран. В Российской Федерации выставочный приоритет устанавливается с даты начала открытого показа экспоната на выставке на 6 месяцев (ч. 2 ст. 1495 ГК РФ).

Парижская Конвенция содержит меры, направленные на гар­монизацию права на товарные знаки в странах-участницах. Эти меры включаются в российское право на товарные зна­ки, к примеру, п. 2 ч. 6 ст. 1483 ГК РФ соответствует п. (2) ч. С ст. 5 Парижской конвенции.

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков принято в 1891 г. последний раз изменялось в 1979 г. Протокол к Мадридскому соглашению принят 27 июня 1989 г. и вступил в силу 1 декабря 1995 г. для первых четы­рех стран, ратифицировавших его. Советский Союз стал членом Мадридского соглашения 1 июля 1976 г., а Российская Федерация – 25 декабря 1991 г. Членом Мадридского протокола Российская Федерация стала 10 июня 1997 г.

Мадридское соглашение заключено с целью преодоления трудностей международной регистрации товарных знаков. Оно определяет, что граждане каждой Договаривающейся страны могут обеспечить во всех других странах-участницах Соглашения охрану своих знаков, применяемых для товаров или услуг и зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро интеллектуальной собственности, при посредстве ведомства указанной страны происхождения. С даты регистрации, произведенной в Международном бюро, в каждой заинтересованной Договаривающейся стране знаку предоставляется такая же охрана, как если бы он был заявлен там непосредственно. Причем, такой знак пользуется конвенционным приоритетом без соблюдения формальных требований, предусмотренных в случае подачи национальной заявки.

Подача заявки от имени отечественного заявителя может осуществляться по условиям рассматриваемого соглашения только на базе национальной регистрации.

В случае выполнения всех требуемых условий, включая уплату пошлин, Международное бюро регистрирует знак в Международном реестре, незамедлительно уведомляет о международной регистрации ведомства указанных в заявке стран, в которых испрашивается охрана и публикует информацию об этом в ежемесячном и периодическом бюллетене ВОИС.

Мадридское соглашение определяет срок регистрации товарного знака и его правовой защиты в 20 лет. В течение первых пяти лет, считая с даты международной регистрации, действие международной регистрации зависит от судьбы «базовой регистрации» в стране происхождения. Если в течение этих пяти лет «базовая регистрация» аннулируется, международная регистрация больше не является действующей ни в одной из стран. Она должна быть аннулирована на основании уведомления ведомства страны происхождения. Уведомление страны происхождения применяется также для случая, когда национальная охрана в стране происхождения прекращается вследствие возбуждения судебного дела, начатого до истечения пятилетнего срока с даты международной регистрации.

Установленный в указанной статье принцип называется принципом центральной атаки, поскольку его использование позволяет заинтересованному лицу, аннулировав регистрацию знака в стране происхождения, добиться аннулирования международного знака во всех странах, где он получил охрану на основе Мадридского соглашения.

По истечении пятилетнего срока, считая с даты международной регистрации, эта регистрация становится независимой от национальной регистрации, обеспечиваемой знаку в стране происхождения. В этом случае прекращение охраны в стране происхождения уже не может затрагивать охрану, возникшую в результате международной регистрации, в других странах-участницах Мадридского соглашения.

Суммируя преимущества Мадридской системы, следует отметить также то, что на ее основе заявитель путем подачи одной заявки на одном языке (французском), на типовом бланке, уплатив пошлину в МБ ВОИС в единой валюте (в швейцарских франках), получает в течение года правовою охрану в странах-участницах Соглашения.

Международная регистрация, производимая с использованием Мадридской системы, сокращает также объем работы патентных ведомств, освобождая их, к примеру, от публикации знаков.

Несмотря на преимущества мадридской системы регистрации товарных знаков ей были свойственны некоторые недостатки, которые попытались устранить в 1989 году путем заключения Протокола к данному соглашению. Протокол включает положения, позволяющие странам Соглашения осуществлять выбор приемлемых для них условий в целях обеспечения международной регистрации знаков, тем самым давая возможность расширить количество стран-участниц Соглашения.

Среди таких положений можно назвать следующие: международная заявка может основываться не только на национальной регистрации, но и на национальной (или региональной) заявке; любая Договаривающаяся сторона может сделать заявление о том, что срок уведомления об отказе в предоставлении охраны товарного знака в один год заменяется сроком в 18 месяцев. Важным нововведением Протокола является возможность для стран-участниц выбирать систему пошлин. Согласно статье 9 quinquies предусматривается возможность преобразования международной регистрации в национальные и региональные заявки. Кроме этих новшеств, призванных устранить препятствия для привлечения к системе международной регистрации знаков более широкого круга стран, Протокол, исходя из статьи 14 (1)(в), дает возможность межправительственным организациям стать его участниками, т. е. быть стороной соглашения, если такая организация имеет региональное ведомство для целей регистрации знаков, действующих на территории этой организации.

В целях привлечения к участию в системе международной регистрации знаков англоговорящих стран Протокол предусматривает введение английского языка в качестве рабочего языка Соглашения наряду с французским.

Ассамблеей Мадридского союза по международной регистрации знаков, которая происходила 15-18 января 1996 г. была одобрена Общая инструкция к Мадридскому соглашению и Протоколу, устанавливающая правила процедуры для Мадридского соглашения и Протокола, а также для обоих соглашений одновременно.

Ниццское соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков принято 15 июня 1957 г. и вступило в силу 08 апреля 1961 г. Оно регулярно пересматривается, и с 2002 г. действует его восьмая редакция. Российская Федерация стала членом Соглашения 25 декабря 1991 г.

Ниццким соглашением предусмотрено принятие странами, подписавшими его, единой классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. Соглашение представляетсобой переченьклассов товаров и услуг с примечаниями (пояснениями) по их содержанию с снабжена алфавитно-предметным указателем наименований товаров и услуг с отнесением их к соответствующим классам (АПУ). Соглашение открыто для государств - участников Парижской конвенции.

Нормы международного правового регулирования содержатся также в Соглашении ТРИПС. Товарным знакам и знакам обслуживания посвящены ст. 15-21, в которых установлены нормы в отношении охраняемых объектов, предоставляемых прав, исключения из охраны, срок охраны, требование использования, лицензирование и передача прав. Некоторые положения введены впервые на международном уровне.

Соглашение ТРИПС в части охраны промышленной собственности подтверждает действенность для членов ВТО положений Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Но при этом Соглашение ТРИПС устанавливает ряд дополнительных обязательств для своих участников.

Положения названного документа предусматривают достаточно жесткие меры наказания в связи с недобросовестной конкуренцией, включая тюремное заключение. Применение установленных санкций сопровождается конфискацией товара иего уничтожением. Одновременно уничтожаются материалы и оборудование, при помощи которых такие товары и товарные знаки изготовлены. В Российской Федерации часть данных норм нашли отражение в УК РФ (ст. 180) и КоАПе (ст.14.10), а также в ст. 1515 ГК РФ.

Соглашение ТРИПС предусматривает «существенное сокращение сроков осуществления ряда юридически значимых действий, что в полной мере отвечает интересам заявителей». Так, к примеру, ст. 15 Соглашения ТРИПС требует незамедлительной публикации товарного знака после его регистрации и выдачи свидетельства на товарный знак в течение одного месяца. Данные требования внесены и в российское законодательство: ч. 1 ст. 1504 ГК РФ.

Сингапурский договор о законах по товарным знакам принят 27 марта 2006г. Договор завершает усилия государств-членов ВОИС, направленные на модернизацию действующего Договора о законах по товарным знакам, принятого 27.10.1994 г. Также принята Инструкция к Договору, которая является приложением к нему и содержит подробности в отношении применения Договора, включая типовые международные бланки.

В целом, Договор направлен на гармонизацию национальных законодательств по товарным знакам в части, касающейся административных процедур. Упрощение и унификация таких процедур направлены на облегчение для заявителей получения правовой охраны товарных знаков в странах-участницах Договора. Договор состоит из 32-х статей.

Договор предусматривает возможность для стран-участниц регистрировать новые виды знаков – объемные, голографические, изменяющиеся, цветовые, позиционные, а также представляющие собой невизуальное обозначение, например, обонятельные или звуковые знаки. ГК РФ в своих нормах определяет товарный знак как обозначение (ч. 1 ст. 1477, ст. 1483), но перечень видов товарных знаков оставляет открытым, допуская возможность для признания товарным знаком других, в частности, невизуальных, изображений.

Ст. 8 Договора отражает необходимость учета технических достижений последних лет, в частности электронных средств связи, и предусматривает возможность для любой Договаривающейся стороны выбрать средства и форму передачи сообщений, а также форму, в которой она принимает такие сообщения – на бумаге, в электронном виде или с использованием электронных средств связи. Таким образом, Договор предусматривает возможность перехода ведомства Договаривающейся стороны на электронный документооборот. Ни в ГК РФ, ни в Проекте изменений в раздел VII ГК РФ, такие нововведения не предусматриваются. Абзац 2 п. 1 ст. 1 Приказа Роспатента от 05 марта 2003 г. № 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» говорит о том, что заявка и прилагаемые к ней документы представляются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности непосредственно или направляются почтой. Заявка и прилагаемые к ней документы могут представляться по факсу с последующим представлением их оригиналов. Других способов, в том числе электронных, не предусмотрено.

Положения ст.14 Договора призваны способствовать облегчению положения заявителя, владельца или иного заинтересованного лица в ходе процедур в ведомстве в отношении заявки или регистрации путем предоставления возможности продления срока для совершения какого-либо действия, продолжения делопроизводства или восстановления прав при определенных условиях. При этом Правилом 9(3)(с) Инструкции установлен максимальный срок – шесть месяцев после истечения установленного срока для выполнения требований в случае восстановления прав при наличии уважительных причин невыполнения действия в ведомстве. Ст. 1501 ГК РФ предусмотрено аналогичное послабление для заявителя в национальном праве. Проект изменений в раздел VII ГК РФ, делает данную норму еще мягче, т.к. заменяет «уважительные причины» на просто «причины», по которым не был соблюден срок. Таким образом, у заявителей может появиться дополнительная возможность для регистрации своих прав, а с другой стороны, возможность затягивания процесса такой регистрации. Включение в Проект требования о представлении документа, подтверждающего уплату соответствующей пошлины, соотносится с п. 1(с) Сингапурского договора. Российское законодательство, в основном, соответствует Договору, а положения Договора, в свою очередь, отвечают интересам России и российских заявителей, регистрирующих свои товарные знаки за рубежом. Принятие Проекта изменений в раздел VII ГК РФ еще больше приблизит наше законодательство к международным стандартам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: