Театр Петровского времени

Феофан Прокопович. Трагедокомедия «Владимир», театр Петровского времени.

А) Трагедокомедия «Владимир»

Яркой публицистичностью и панегиризмом пронизаны и художественные произведения Феофана Прокоповича. Примером может служить написанная им еще в 1705 году трагикомедия «Владимир». Во многом традиционная по форме (автор пишет по правилам схоластической теории школьной драматургии), трагикомедия ставит важнейшие вопросы современности. Сюжет пьесы – принятия Владимиром христианства и борьба с жрецами – освещается им публицистически. «Историческая» тема принятия Владимиром христианства и борьба с невежественными корыстными жрецами воспринималась читателями иносказательно, как политическое уподобление современности.

Пьеса Феофана Прокоповича была пропагандой петровских преобразований, которые автором по своему значению приравнивались к крещению Руси. Владимир показан как историческое соответствие Петру, а образами корыстных и грубых жрецов Курояда, Пияра, Жеривола – врагов христианства – он сатирически разоблачал современное ему невежественно-реакционное духовенство. Как требовала теория школьной драматургии, пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога.

В прологе тень Ярополка сообщает жрецам о решении Владимира принять христианство. В эпилоге хор ангелов с апостолом Андреем предсказывает процветание Киева в позднюю, современную Феофану Прокоповичу, пору. Завязкой трагикомедии является начало борьбы Владимира с жрецами (второй акт) из-за решения Владимира упразднить язычество.

Интересен третий акт, кульминация действия, в котором показано психологическое состояние Владимира, его сомнения, тревога и спор Жеривола с философом-христианином. Борьба в душе Владимира приводит к победе истины, и по приказу Владимира идолы разрушены, жрецы посрамлены. (пятый акт). Христианство (просвещение) торжествует.

Для современников Прокоповича был понятен смысл его пьесы, недаром в доносе церковников говорилось, что Феофан «архиереев, иереев православных жрецами и фарисеями называет.. священников российских называет жериволами, лицемерами, идольскими жрецами»…

Трагедокомедия содержит новые черты, свидетельствующие о дальнейшем развитии русской драматургии. Школьные драмы обычно выдерживались в строгом, серьезном тоне, в трагикомедии трагедийные, драматические эл-ты переплетаются с комедийными, сатирическими. Далее автор делает попытку изобразить психологический конфликт в сознании Владимира, его колебания и постепенное преодоление старых представлений во имя новой веры, нового высокого идеала морали.

В пьесе много ярких бытовых деталей, с большой сатирической силой, гротескно даны образы корыстных, преисполненных предрассудков жрецов. Алчные жрецы не хотят упразднения языческого культа из корыстных целей, они боятся лишиться жервтоприношения. Между тем аппетиты их чрезмерны. Иронически пишет Феофан Прокопович о Жериволе: «И во сне жрет Жеривол». Гротескность образа Жеривола раскрывается, когда мы узнаем, что лишившийся аппетита Жеривол «единого токмо пожирает быка на день».

Трагедокомедия пронизана пафосом борьбы невежества и просвещения и победой последнего. Старые боги низвергнуты, народ ликует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов.

Одним из важнейших мероприятий Петра было создание общедоступного театра в Москве, к-ый должен был служить целям пропаганды петровских преобразований и воспитания зрителей.

Театральные зрелища, носившие придворный характер, были известны еще с 1672 г. И устраивались они при дворе царя Алексея Михайловича. Спектакли носили религиозный характер.

Новый театр должен был быть публичным, доступным широким слоям населения, иным должен был быть и его репертуар. Посольскому приказу Петр поручил подобрать за границей труппу актеров. В 1702 г. Появилась труппа во главе с немцем Иоганном Кунстом. Его жена Анна Кунст – первая актриса на русской сцене. Для театральных представлений построили «комедиальную храмину» на Красной площади, непосредственно с храмом Василия Блаженного, что вызвало недовольство духовенства. «Театральная храмина» вмещала 400 зрителей. Плата была в зависимости от места. Ходить в театр можно было всем.

Репертуар театра состоял преимущественно из пьес немецкого театра, к-ые в свою очередь переделывали итальянские комедии масок, иногда перерабатывали английские трагедии, написанные в духе шекспировской традиции. Театр не смог оправдать ожиданий Петра, к-ый хотел видеть на его подмостках спектакли на современные темы, пропагандирующие его нововведения.

Представления не пользовались большим успехом, т. к. репертуар состоял только из переводных пьес шутовского и трагедийного характера. После смерти Кунста руководителем театра стал Отто Фюрст, но это ничего не изменило.

Репертуар был самый пестрый, общими чертами пьес была крайне запутанная любовная интрига, нагромождение ужасов, убийств. Язык переводных пьес был тяжелый, неуклюжий, порой непонятный, т. к. переводили часто буквально, - все это мешало восприятию.

Общедоступный театр был закрыт в 1706 году. И хотя театр не оправдал надежд правительства, интерес к зрелищам, пробудившийся в эпоху Петра, способствовал дальнейшему развитию школьной драматургии.

Например, ставились спектакли в придворных театрах. (репертуар – инсценировки популярных житий святых и библейских легенд).

В промежутках между действиями устраивались интермедии шутовского характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: