Рост личностного начала во всех сферах литературного творчества, развитие изобразительности, появление народной литературы – это было симптомом зарождения новой литературной системы, отошедшей от средневекового типа. Влияние традиций древнерусской литры, с одной стороны, и новые влияния, вызванные реформаторской деятельностью Петра, определили развитие лит. процесса в первые десятилетия 18 века. Литература 18 века – важный этап в развитии национальной литературы на пути к ее мировому признанию. Этот период – конец 17 века- первые десятилетия 18 века – «Литература петровского времени». Он характеризуется борьбой старых и новых тенденций, которые находят выражение в публицистике.
Повесть о Василии Кориотском Это одна из наиболее распространенных в петровское время повестей – анонимная повесть, или «гистория». Отличается новизной содержания.
С повестями предшествующего периода ее связывает усилившийся интерес к личности обыкновенного человека, роль любовной интриги, стремление к занимательности сюжета. Однако герои русской бытовой повести менее просвещенны.
Новая тематика, новый герой в повестях петровского времени, особенности стиля были связаны с культурными и бытовыми сдвигами, происшедшими в дворянской и торговой среде. Повести петровского времени отражают поворот в мировоззрении русских людей от аскетических взглядов московской Руси к светским воззрениям.
Герой повести петровского времени – русский юноша, осознающий себя представителем «Российской Европии». Петровские реформы открыли перед ним путь к достижению славы и богатства. Для этого ему нужны прежде всего сила воли, жизненная стойкость, настойчивость в достижении цели. Петровский «Табель о рангах» внушал уверенность в том, что не благородное происхождение, а личные достоинства, ум – залог успеха в жизни. И практика петровского времени давала этому наглядные примеры.
Новый герой предприимчив, ловок, удачлив, он благовоспитан, умеет галантно изъсняться с женщиной, при случае сочинять любовные арии и даже играть на арфе. Наиболее ярким примером любовно-бытовой и сказочно-авантюрной повести может служить возникшая, очевидно в дворянской среде «Гистория о российском матросе Василии Кориотском…», известная по 3 спискам 18 века. Герой повести Василий Кориотский – сын бедного дворянина, который вынужден покинуть родительский дом, чтобы выбраться из «великой скудности». Он решает стать матросом Российской Европии и вместе с другими молодыми дворянами отправляется «для лучшего познания наук» в Голландию. Василий скоро отличился. Благодаря своим способностям он выдвигается из среды товарищей, «понеже он знал в науках матросских вельми остро». Имея «достойный разум» и быстро усваивая науку, Василий был почитаем «галанским гостем», у которого брал уроки практики. И здесь, на Западе, он выдвигается на первые места.
Василий – типичный герой петровского времени, предприимчивый и преуспевающий, недаром он видит пользу в «навигацкой науке», а его продвижение говорит о том, что это не порода, а личные дарования дают успех в жизни. Вместе с тем Василий олицетворяет собой и старинный идеал благонравия, почтения к родителям (помощь отцу, отъезд за родительским благословением). Эта часть повести носит реально-бытовой характер, раскрывая жизненность ситуации и характера российского матроса Василия.
Дальнейшее развитие сюжета уже напоминает любовно-авантюрную повесть, построенную по мотивам русских сказок. По пути в Российскую Европию с Василием приключилось несчастье: кораблекрушение и плен на разбойничьем острове. Однако и здесь ум и сила характера дают себя знать. Василий в силу необходимости становится атаманом разбойников, спасает пленницу королевну Ираклию, бежит с ней, потом теряет ее, долго странствует и, наконец, победив вероломство соперника-адмирала, женится на Ираклии, став после смерти тестя Флоренским королем.
В этой части повести Василий по-прежнему деятелен, а в отношении с Ираклией он предстает как «учтивый кавалер», который успел быстро приобщиться не только к науке, но и к новой культуре, во многом почерпнутой из галантной европейской лирики (пение арий, игра на арфе, благородное платоническое отношение к возлюбленной). Любовь в этой повести не дьявольское наваждение, а идеальное чувство, облагораживающее влюбленных.
Типичен для петровского времени и язык повести. В нем есть слова, встречающиеся в народном творчестве, есть и варваризмы (арфа, персона, шпага, вексель, ария). В повести сильна струя народного творчества.