double arrow

Газета «Ведомости»

Публицистика петровского времени (Ведомости, слова Феофана Прокоповича).

I. Литература и журналистика первых десятилетий 18 века.

Проблематика и поэтика романа «Доктор Живаго» Б. Пастернака.

Это проза поэта, насыщенная образам, философскими мотивами.

Центральная проблема – судьбы интеллигенции в 20-м веке.

Роман написан о человеке, который сумел в условиях революции, 1-о1 мировой войны, гражданской войны, а потом в эпоху обезличивания сохранить в себе личность. Т.е. П. утверждал самоценность человека.

В момент публикации романа наиболее острой казалась проблема авторской трактовки событий революции и войны. Главный герой видит в этом трагедию России.

Эпическая структура романа - осложнена лирическим началом (субъективность).

Природа одухотворена автором, и наряду с персонажами в движении сюжета участвуют пурга, метель, буря, снегопад. Пурга меняет жизнь (мотив поэмы «12»).

Одна из тем – любовь (стихия, которая вторгается в жизнь человека).

В худ.-фил. концепции романа природа, история, мироздание объединены. Слияние души человека и природы, единство небес, земли и человека, а это конечная цель истории.

Смерть не воспринимается как непроходимая граница между живым и мёртвым. С темой бессмертия связана проблема назначения искусства. Искусство размышляет о смерти и непрерывно творит жизнь.

В центре романа – повествование о Юрии Живаго (живой). Его драма – он живёт в эпоху, когда жизнь не ценится. Живаго умирает в конце августа 1929 года оттого, что ему нечем дышать.

Тоня, Лара, Павел, Юрий – их судьбы пересекаются, много случайностей, совпадений.

Пастернак писал: «Мне посчастливилось высказаться полностью…»

Существенная особенность поэтики романа – стихотворения Ю. Живаго, которые связаны с сюжетом романа. Не все они писались специально для р-на. «Гамлет» соотносится с обликом главного героя – право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи. «Август» - драма Лары и Юрия. Несколько автобиографичных – «Осень» и «Свидание» - посвящены Ольге Ивинской.

Важнейшим событием русской культурной жизни было издание первой официальной газеты «Ведомости», положившей начало русской периодической печати. Указом от 15 декабря 1702 года Петр I объявил об издании первой русской газеты. «Куранты» были до «Ведомостей» - рукописная газета, носившая характер информации о событиях за рубежом. Предназначалась для царя и узкого придворного круга.

В отличие от «Курантов» петровские «Ведомости» - первая газета, рассчитанная на широкие круги русских читателей, она предназначалась для продажи в мир. «Ведомости» носили преимущественно информационный характер, знакомя читателей с важными событиями внутри страны и за рубежом. Газета с момента своего появления носила ярко выраженный агитационный характер. Она отразила насущные потребности эпохи крупных преобразований в России. В «Ведомостях» велась пропаганда науки, культуры, утверждалась необходимость и справедливость войн со Швецией и Турцией, сообщалось об обороноспособности страны, о развитии экономики. С помощью газеты правительство впервые обратилось к общественному мнению.

Первый дошедший до нас печатный номер – 2 января 1703 г.

«В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют».

Эти известия должны были вызвать чувство гордости за развитие просвещения и за рост международного авторитета России.

Газета часто писала о богатстве недр русской земли. Большое внимание уделялось военной информации, военным успехам.

«Ведомости» - официальная правительственная газета.

В газете много фактических событий, ясно выражен правительственный взгляд на политические события. До 1715 года газета издавалась в Москве, с 11 мая этого же года стала выходить и в Петербурге, ее редактором был Федор Поликарпов, директор Печатного двора.

Основной жанр газеты - информация, корреспонденция, газетный репортаж (сообщения о празднествах, иллюминациях).

Большое место в «Ведомостях» занимала иностранная информация, что объяснялось усилением экономических и культурных связей с европейскими странами.

В издании первой русской газеты деятельное участие принимал сам царь. Он редактировал отдельные номера газеты, привлекал к участию в газете своих ближайших сподвижников — Меншикова, Апраксина. Следил и за внешним оформлением газеты, требуя простоты стиля, ясности. Печатные "Ведомости" продавались по 1-4 деньги, а иногда выдавались народу бесплатно. Газета была небольшого формата (в восьмую долю листа), версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков.

Выходили "Ведомости" нерегулярно. Непостоянен был тираж газеты.

(из хрестоматии)

«На Москве вновь ныне пушек медных, гоубиц и мартиров вылито 400. Те пушки ядром по 24, 18 и по 12 фунтов.и т. д.

Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили.

На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеска и женска полу 386 человек.

Из Персиды пишут. Индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало.

Из Казани. На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству.

б)Слова Феофана Прокоповича(г.ж.1681-1736)

Крупнейшим деятелем Петровской эпохи был талантливый писатель-публицист, искренний и последовательный защитник идей Петра, всех его гражданских и церковных преобразований ученый-монах Феофан Прокопович. Он пишет ученые сочинения, проповеди, выступает как драматург и стихотворец. Будучи сторонником светского образования и знатоком античной и западноевропейской истории и культуры, он очень выделялся из среды русского духовенства, по праву называя своих противников «неуками». Свободно мыслящий человек, просветитель, Феофан Прокопович горячо поддерживает начинания Петра.

В 1709 году он выступает с похвальным словом, посвященным Полтавской битве. Вызванный Петром в 1716 году в Петербург, Феофан сделался правой рукой царя, особенно в делах церковных. Он стремился подчинить богословскую догму и церковную практику светским интересам. Главная идея, лежащая в основе проповедей Феофана Прокоповича, - идея абсолютной монархии – вытекала, по его убеждению, из опыта мировой истории. На примере Римской империи доказывает он гибельность многовластия и неизбежность и благо последствий единодержавной власти. «слова-проповеди» Феофана Прокоповича являлись одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ. Уже названия «Слов» Феофана раскрывают пафос его проповедей. Так, в «Слове о пользе путешествий» содержится доказательство необходимости заграничных путешествий с образовательной целью и резкое осмеяние тех, кто препятствовал отправке молодых людей в чужие края. Победа над шведами, подтвердившая необходимость создания в России могучего флота, вызвала появление «Похвального слова о флоте российском». (1720).

Слова» Феофана, живо и ярко произносимые с церковной кафедры, были пронизаны пафосом утверждения петровских преобразований и пользовались огромным успехом.

Многие его произведения не только произносились в церкви, но и печатались. Лишь в незначительной мере (использование прежде всего церковного жанра – проповеди) носили они церковный характер. Написанные ясным слогом, без лишней риторики, ритмически построенные «Слова» отличались глубиной содержания и литературными достоинствами. С гордостью пишет Феофан Прокопович: «Которые нас гнушались, яко грубых, ищут усердно братства нашего, которые бесчестили, славят, которые грозили – боятся и трепещут, которые презирали – служити нам не стыдятся» («Слово похвальное в день рождения Петра Петровича».)

Политическая агитационность, присущая проповедям Феофана Прокоповича, была направлена на разъяснение мероприятий, проводимых Петром в защиту просвещения. В своих произведениях он часто выступает как памфлетист и сатирик. В известной проповеди «Слово о власти и чести царской», произнесенной им в 1718 г. Он резко обличает реакционных церковников, сгруппировавшихся вокруг царевича Алексея. Он изображает «злобных и понурых» меланхоликов, к-ые больше плохие вести, чем хорошие. Рисуя сатирический образ такого церковника, Феофан Прокопович сравнивает его с саранчой.

В сатирический памфлет вылился и написанный им «Духовный регламент, или устав Духовныя коллегии» (1721), в к-м содержалось официальное положение Церкви. Резкой критике подвергаются старые церковные порядки, сатирически изображаются проповедники, надменные епископы, жадные попы.

Пафосом патриотизма, верой в будущее России наполнено знаменитое его «Слово на погребение Петра Великого» (1725). Пронизанная глубокой скорбью проповедь эта подводит итог блестящей деятельности Петра, и с потрясающей силой звучит в ней призыв Феофана Прокоповича продолжать в интересах России его дело: «Какову он Россию свою сделал, такова и будет. Сделал добрым любимою – любима и будет, сделал врагам страшною и быти не перестанет». В образе Петра он воплотил черты «идеального монарха», при котором только и возможно упрочение и благоденствие гос-ва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: