Информационные манипуляции при стратегическом поведении фирм

МАНИПУЛЯЦИИ НА РЫНКЕ

АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора»

Пусть издержки производства товара хорошего качества постоянны и больше издержек на товар плохого качества. Если покупатель не различает качества, то фирма заинтересована продать товар низкого качества, так как прибыль будет выше из-за более низких затрат.

Для производства товара высокого качества необходимы осведомленные покупатели. Их доля тем выше, чем больше разница между издержками производства товара высо­кого качества и низкого, и чем меньше готовность платить за товар высокого качества. Снижение реальных доходов населения сокращает максимальную готовность платить за такой товар.

Цена, которую покупатель готов платить независимо от качества, может оказаться ниже затрат на высококачественный товар. Чем меньше покупа­тель верит в покупку хорошего товара, тем вероятней, что ему предложат плохой товар. Покупатели своими реше­ниями способствуют вытеснению с рынка хорошего товара. Поэтому фирма с высоким качеством должна выбрать такую стратегию, которую фирма с низким качеством не смогла бы скопировать:

1. репутацияфирмы, которой невыгодна продажа некачественного товара;

2. предоставление гарантий возмещения потерь, если качество товара не соответствует фактическому;

3. расточительные расходы на рекламу при низкой цене. Чем их больше, тем доль­ше фирма должна их компенсировать и тем сильнее стимул производить качественный товар. Это сигнализирует потребителю о качестве товара.

4. Низкая входная цена. Если потребитель не хочет покупать товар низкого качества, то после его пробной покупки повторных уже не будет и продавец останется с убытком. Производитель же высококачественного товара, в будущем компенсирует убытки.

Если у потребителя нет времени на обход магазинов и сравнение цен, он покупает товар в ближайшем из них. Из-за не информированности потребителя цены могут подняться до уровня монопольных (ловушка для потребителя).

На практике фирмы продают од­ин и тот же товар под разными марками.

Асимметричная информация о качестве служит одним из основ­ных типов «провалов рынка». Расходы на информацию, как и расходы на сигналы о качестве повышают барьеры входа на рынок для новых фирм.

Олигополисты не могут точно оценить потенциал рыночного спроса, функции затрат соперников и их страте­гические решения. При многократном взаимо­действии фирм частная информация становится частично общедоступной. Поэтому фирмы могут манипулировать ею - «инвестиции в дезинформацию».

Если у фирмы высокие затраты и она может бесплатно передать проверяемую информацию о них, тогда в ее интересах сообщить о затратах с целью смягчения ценового поведе­ния конкурентов. Фирма с низкими затратами не имеет такого интереса, поскольку сообще­ние спровоцирует назначение низких цен у конкурентов, что усилит конкуренцию. Однако нераспространение информации о затратах сигнализирует об их низком уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: