Место трагедии «Борис Годунов» в творчестве Пушкина
Действие трагедии охватывает 7,5 лет. Действие развертывается с необыкновенной калейдоскопичностью – переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, из палат патриархана поля сражений, переносится из одной страны в другую – из России в Польшу. Фабула трагедии классицизма строилась на непременной основной интриге. П строит свою трагедию почти без любовной интриги. Страстное увлечение Самозванца Мнишек составляет один из боковых эпизодов пьесы и играет в ней служебную роль. Стремясь как можно шире охватить изображаемую эпоху, П использует около 60 персонажей различных сословий: от царя, патриарха, бояр, дворян, казаков, до бродяг-чернецов, простой бабы. Трагедия называется в честь царя хотя сам он фигурирует только в 6 сценах из 23. Русь 16-нач 17 в является главным действующим лицом, коллективным героем трагедии. П пытается придерживаться исторической правде, наделяя каждого персонажа особым языком, используя возвышенную речь (в обращении к Борису) и низкую речь (в общении между сослуживцами). Наряду с единством слога, П порвал и с единством жанра классической трагедии. С многообразием и многосторонностью показан образ Самозванца. Он не похож на «Дмитрия Самозванца» Сумарокова, который был лишен и тени исторического и психологического подобия. Пушкинский самозванец честолюбив, ради захвата власти он совершает преступление – ведет на Москву врагов – польских панов. В то же время он пылок, беспечен, полон детской отваги, способен на большой прорыв, на искреннее увлечение. В связи с ограниченными историческим сведениями, П допускает некоторые неточности, в образе Б П воспроизводит типичного представителя и носителя московского самодержавия. Народу отводится большое место, они натирают глаза луком, когда плачут. В финале подчеркивается то, что П пытался сделать свою трагедию народной. Безмолвна народа – временное явление - это не только судьба самозванца, но и грозный гул грядущих крестьянских восстаний под предводительством Болотников, Разина, Пугачева.
Трагедия развертывается как «мирский суд» над царем Борисом – суд истории, причем среди причин, обусловивших осуждение и гибель Борис, убийство им Дмитрия играет второстепенную роль. Самозванец является лишь толчком к проявлению враждебных сил Бориса. Главной движущей силой является народ, но радостями обеды пользуются бояре, а народ всегда оставался в стороне.
П назвал свою трагедию романтической, те верною изображению лиц и времени, правдивое и верное воссоздание исторической эпохи.
Ещё:
«Борис Годунов» Историзм, конфликт, новаторство:
Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской литературы. Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают своё понимание поэта, видя в нём современника, думая о символическом Пушкине. Пушкина изучают, о нём спорят, его боготворят и отвергают. Он давно уже вышел за переделы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети 19 века. Пушкина не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в единое целое. Факты жизни становились фактами творчества.
Среди пушкинской Со Язык был самым близким к рев. романтикам, и по-своему выразил вольнолюбие прогрессивной молодежи декабристской поры. Но его это колбасило только в первый период его лит. деятельности, т.е. до конца 20-х годов. Затем он поумнел, и в его творчестве случился резкий перелом, и поэт Языков стал воспевать реакционный лагерь.
Развитие наиболее своеобразного жанра его лирики было связано с бытовой обстановкой Дерптского университета, в кот. проходили его молодые годы. Накосорезил он в молодости, видимо, нехило, и в его творчестве немеренное кол-во разнокалиберных студенческих песен, полных юношеского задора и смелого вольномыслия. Колян родил образ гуляки-студента, за внешней бравадой кот. непременно скрывается love к родине и freedom. Его лирический герой с бокалом вина заплетающимся языком призывает еще способных что-то воспринимать друзей-студентов: «Сердца – на жертвенник свободы!», благоразумно опуская последовавший за этим дружный одобрительный мат любящих родину студентов («Мы любим шумные пиры…» 1823). Среди демокр. молодежи были популярны его поздние песни «Из страны далекой…» (1827), «Пловец» (1829). В Языковском студенческом вольнолюбии не было сознательности дворянских революционеров, хотя и антиправительственные вещи порой случались – «Счастлив, кому судьбою дан…» (1823), «Послание Н.Д. Киселеву» (1823).
Много места в его творчестве занимает жанр исторической баллады, популярный среди рев. романтиков. С декабристами Колю сближает и выбор и трактовка исторической тематики – разномастные «святые битвы за свободу», показанные в свете общественно-полит. задач, стоявших перед дворянскими революционерами. Но если декабристы предпочитали тему вольного Новгорода, то Мыкола особенно тащился от борьбы рус. с монголо-татарским игом – «Песнь барда во время владычества татар в России» (1823), «Баян к рус. воину при Димитрии Донском, прежде знаменитого сражения при Непрядве» (1823), «Евпатий» (1824). Образ древнерус. нар. певца, популярный в ром. поэзии, говорит о том, что Николаша связывал жанр историч. баллады с нац.-нар. традициями. Да и сам он без обиняков и древнерусских певцов так прямо и заявлял, что сторонник нац. – самобытного содержания и формы лит-ры. Поэтому любил рус. нар. творчество, а элегический ром-м Жуковского не любил и пропагандировал высокую гражданскую поэзию.
К декабристам относился нежно и трепетно, что и выразил в вирше на смерть Рылеева и его другов 1826 г.:
«Не вы ль, убранство наших дней,
Свободы искры огневые, -
Рылеев умер, как злодей! –
О, вспомяни о нем, Россия,
Когда восстанешь от цепей
И силы двинешь громовые
На самовластие царей!»
Оригинальная тематика Колиного ром-ма проявилась и в своеобразии его поэтич. речи – его элегии, дружеские послания (на …), исторические баллады содержали черты «высокого», гражданского стиля. Про это свистели почти все его современники – Гоголь: «Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет языком, как араб диким конем своим.»
Стилистическая резкость проявилась у Языка в необычной метафоризации, в сочетании слов различных семантических и стилистических рядов. Сам он о своей поэзии скромно сказал:
«Не удивляйся же ты в ней
Разливам пенных вдохновений,
Бренчанью резкому стихов,
Хмельному буйству выражений
И незастенчивости слов»
Неплохо пользовался он и звуковой формой стиха – «Волги вал белоголовый…»
Но все это относится к первому периоду его творчества. Но и тогда он мало задумывался о протекавших в России процессах, т.к. считал, что «столетья грозно протекут», прежде чем она воспрянет ото сна («Элегия «Еще молчит гроза народа…» 1824). В исторических балладах прикалывался по ливонскому рыцарству, кот. ром. идеализировал («Ала» 1824).
Разгром восстания декабристов 14 дек. 1825 толкнул его в стан реакционеров, и не спасла его даже дружба с Пушкиным. К тому же в 20-х годах он стал якшаться с религиозно-националистически настроенной публикой, и Коля в конце концов превратился в воинствующего защитника славянофильства и даже писал бяки против только проснувшегося Герцена, Чаадаева и всей Со.
Интересно, что в 1824 году в Михайловском П. написал о Языкове в стихотв. «Из письма к Вульфу» (А.Н. Вульф – сын П.А. Осиповой, помещицы Тригорского – имения, находящегося рядом с Михайловским. Письмо – в Дерпт, где Вульф учился в университете вместе с поэтом Н.М. Языковым):
«Здравствуй, Вульф, приятель мой!
Приезжай сюда зимой,
Да Языкова поэта
Затащи ко мне с собой
Погулять верхом порой,
Пострелять из пистолета…»
И написал самому Языкову в стихотв. «К Языкову»:
«Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по влохновенью.
Клянусь Овидиевой тенью:
Языков, близок я к тебе…»
А в 1826 году он написал «К Языкову»:
«Языков, кто тебе внушил
Твоё посланье удалое?
Как ты шалишь, и как ты мил,
Какой избыток чувств и сил,
Какое буйство молодое!..»
В ответ на послание ему Н.М. Языкова:
«О ты, чья дружба мне дороже
Приветов ласковой молвы,
Милее девицы пригожей,
Святее царской головы!
Огнём стихов ознаменую
Те достохвальные края
И ту годину золотую,
Где и когда мы: ты да я,
Два сына Руси православной,
Два первенца полночных муз,
Постановили своенравно
Наш поэтический союз.
Пророк изящного, забуду ль,
Как волновалася во мне,
На самой сердца глубине,
Восторгов пламенная удаль,
Когда могущественный ром
С плодами сладостной Мессины,
С немного сахара, с вином,
Переработанный огнём,
Лился в стаканы-исполины?
Как мы, бывало, пьём да пьём,
Творим обеты нашей Гебе,
Зовём свободу в нашу Русь,
И я на вече, я на небе
И славой прадедов горжусь?
Мне утешительно доселе,
Мне весело воспоминать
Сию поэзию во хмеле,
Ума и сердца благодать.
Теперь, когда Парнаса воды
Хвостовы черпают на оды,
И простодушная Москва,
Полна святого упованья,
Приготовляет торжества
На светлый день царевенчанья,-
С челом возвышенным стою,
Перед скрижалью вдохновений,
И вольность наших наслаждений,
И берег Сороти пою!»
21.1. Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1795, Москва – 30.01 (11.02) 1829, Тегеран, убит)
«Горе от ума» (1822-24) – комедия в стихах, в 4 действиях. Ещё в рукописи в 1824 год стала сенсацией. Первая русская реалистическая комедия. Это и картина нравов (комедия нравов поднимает социально-политические проблемы), и сатира. Ок. 20 действующих персонажей, кроме них просто упомянутые герои, что зрительно расширяет картину действия. Действие происх. в Москве, в доме Фамусова. Основные темы: изображение жизни и нравов дворянского общества, изображение передового человека с его взглядами и идеалами.
Конфликт: столкновение двух антагонистических общественных сил: дворянина-революционера (Чацкого) и реакционного лагеря дворян-крепостников (фамусовского общества).
Своеобразие конфликта – в органическом слиянии двух конфликтов: любовного и социально-политического.
Идейное содержание: обличение низкопоклонства и нравственного убожества, произвола крепостников; отстаивание идей национальной самобытности русской культуры; защита патриотизма и просвещения (политическая злободневность).
Художественное своеобразие: победа реализма. Жизнь раскрывается не в статических образах, а в движении, в борьбе нового с старым. Историческая достоверность (показана русская действительность 20-х годов 19 века), на первый план выдвинуто столкновение героев на идейной почве, до этого в комедиографии встречались лишь столкновения характеров, вкусов, возрастов, общественных положений. Даже конфликт двух соперников в любви соединён с конфликтом в понимании правильного поведения и жизни. Софья – один из первых реалистичных образов русской женщины. Она полюбила неравного себе (Молчалин – чиновник при Фамусове, ходит с его бумагами) и тем самым бросила вызов домостроевским правилам. В ней – задатки самостоятельности. Она обосновывает Чацкому свой выбор Молчалина.
Черты классицизма: русская драматургия начала своё формирование в эпоху классицизма. Грибоедов разработал много драматургических приёмов, которые не встречались ранее. Он сумел избежать схематизма в изображении душевной жизни и поведения героев. Именно в этом он заметнее всего разрушал традиции рационалистического классицизма.
Черты романтизма: любовная интрига, народность. Чацкий романтик по своим убеждениям и темпераменту, он человек страсти.
Образ Чацкого: в нём выражаются основные идеи и взгляды декабристов. Ему присуща глубокая любовь и уважение к русскому народу, ненависть к крепостникам. Он желает служить «делу, а не лицам» и «служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкому присуще чувство собственного достоинства, понимание истинного просвещения и культуры. Он умнее прочих лиц, его речь остроумна. Он – наиболее живая личность. В своём монологе «А судьи – кто?» он поднимает проблему крепостного права – обличает крепостников, превративших русский народ в предмет купли-продажи:
«А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма…
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве?..
…Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окружённый слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!...
…Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдье!
Вот наши строгие ценители и судьи!»
Чацкий уехал когда-то, несмотря на то, что был влюблён в Софью. Софья не смогла понять, как можно, любя, взять и уехать. Теперь Чацкий вернулся и говорит:
«Дождусь её и вынужу признанье;
Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!
Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?.. А тот –
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,
Но есть ли в нём та страсть? То чувство? Пылкость та?
Чтоб кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем и всем его делам
Душою – вы, вам угожденье?..»
Софья выбирает Молчалина:
«Конечно, нет в нём этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, -
Вот я за что его люблю»
Молчалин:
«В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь»
И Молчалин Лизаньке:
«…Как я тебя люблю!»
Лизанька: «А барышню?»
Молчалин: «Её по должности, тебя…»
Лизанька: «От скуки. Прошу подальше руки»
Фамусовское общество: считают, что «ученье – вот чума», правильным считают сжечь книги, не учиться, а прислуживаться. Фамусов считает важным посещать «нужных» людей – ходить на приёмы, обеды, крестины. Идеал для него – Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью «расшаркаваний» перед императрицей и «жертв собственным достоинством». Все мечтают о богатстве, власти, удачной карьере. Фамусов хочет выдать Софью за богатого. Чацкого он считает опасным после того, как наслушался его суждений. Чацкий высказывается и против иностранщины.
Софья назвала Чацкого безумным, раздражённая его замечаниями по поводу Молчалина и прочими (он говорил ей, что она – «людей с душой гонительница» и что «Молчалины блаженствуют на свете»). Чацкий разочаровался в Софье, понял, что зря он в ней искал «награду всех трудов» и успокоил Фамусова, что «сватаньем своим не угрожает», говорит, что если Молчалин и Софья помирятся, из него получится хороший муж-слуга. Решает уехать из Москвы, из душной атмосферы этого общества.
Ещё:
Новаторство Грибоедова в «Горе от Ума». Язык, стиль, проблема Ума. Александр Сергеевич Грибоедов вошёл в русскую литературу как человек одной книги. А всё оттого, что другие произведения мало известны широкой аудитории. В университете он написал комедию «Дмитрий Дрянской», в 1815 году перевёл французскую пьесу «Молодые супруги», позднее в тандеме с различными писателями (Катениным, Вяземским, Шаховским) разработал такие комедии, как «Студент», «Своя семья, или Замужняя невеста», «Притворная неверность». В жанре комедии (До «Горя») Грибоедов стремился совместить два её вида - злободневную, памфлетно-сатирическую, ставящую целью исправление нравов, и «легкую», светскую, свободную от нравоучений, с интригой и непринуждённым салонным диалогом.По своим пристрастиям Грибоедов разделял позиции «младоархаистов», и во время полемики «Арзамаса» и «БЛРС» встал на сторону последней. Что касается социально-политических взглядов, то Грибоедов разделял позицию декабристов, однако испытывал по этому поводу глубокий пессимизм, считая, что силы самодержавия превосходят силы дворян и что общество по своему быту ещё не готово к переменам. Комедия «Горе от Ума» принесла автору славу блестящего комедиографа. В этом произведении парадоксально сочетались идеи гражданского, или социального, течения русского романтизма с просветительскими взглядами и со старой, обновлённой и преобразованной формой классицистической комедии. Во времена Грибоедова на русской сцене господствовали два вида комедий: «лёгкая комедия» и «комедия нравов». Первая не ставила перед собой цель исправлять нравы, вторая делала такие попытки. Замысел комедии с самого начала включал сочетание обеих с водевилем. Само выражение «Горе от ума» пришло из водевиля, но лишилось шаловливого оттенка, становясь более серьёзным, более драматичным.Для воссоздания общественного конфликта Грибоедову понадобилась традиция «высокой» комедии, восходящая к Аристофану и Мольеру. Как отметил Пушкин, «высокая» комедия близка трагедии, хотя и лишена обязательной для трагедии неумолимой роковой предначертанности судьбы. Но общественные проблемы составили лишь одну линию, другая же, связана с любовной интригой, и поэтому жанр «высокой» комедии нуждался в «прививке» комедии нравов и «легкой» комедии. Помимо комедийных, в создании «Горе от Ума» заметно участие и других жанров – гражданской оды, близкой к ней обличительной сатиры, а так же похвальные оды, проявляющиеся в монологах героев. Кроме «высоких» жанров, легко заметить в «горе от Ума» и «низкие», такие как эпиграммы на явление или «лицо», пародию на балладу, на сентиментальные сюжеты и язык. Система образов традиционно классицистическая – портретная галерея из масок, причём, в отличие от прочих персонаже, у Чацкого масок аж целых четыре – говорун, резонёр, ложный жених и злой умник. Эти нестыковки, вкупе с возвышенностью героя, почти трагического персонажа, то и дело попадающего в комичные ситуации, это противоречивость героя подмечал ещё Пушкин, обличая тем самым несовпадение замысла и исполнения комедии. В письме к Вяземскому он отозвался о комедии так: «…во всей комедии ни плана, ни мысли главное, ни истины. Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умён». И далее, в письме к Бестужеву: «А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными…». Пушкин сразу же отделил Чацкого от Грибоедова: Чацкий добрый, но судя по его поведению, не очень умный малый, тогда как Грибоедов, судя по речам Чацкого, очень умён. Стало быть, Чацкий наивен, смешон, и роль трагического героя ему не по плечу. Герой, изобличающий общество, может иметь слабости и недостатки, но он обязан быть положительно умён. Без этого самые умные речи его не были оправданы драматургически. С точки зрения Пушкина, это произошло потому, что Грибоедов не смог до конца преодолеть правил драматургии классицизма, реализм грибоедовский ещё очень условен.Комедия Грибоедова, как и басни Крылова, демонстрировали путь к реалистическому искусству слова, минуя стадию романтизма, хотя герой, независимо от воли автора, в известной мере подчинившегося логике развития характера, в финале всё-таки становится в своём роде романтическим скитальцем, которого «отчуждает» общество и от которого он «спасается бегством». Реалистические тенденции проявились, главным образом, в описании нравов, в изображении быта и характеров отрицательных персонажей, в широком использовании разговорного языка, в особенности устного «московского наречия», в виртуозном владении разностопным ямбом, непринуждённой живой речи. Однако реалистические свойства комедии воплотились в «Горе от Ума» лишь частично. Основное препятствие, ставшее перед Грибоедовым, - то же, что и перед искусством классицизма и романтизма: художественно не убедительный способ выражения авторской точки зрения. В классицизме герой (резонёр) идеологически сближен с автором и является его рупором. В романтизме между героем и автором существует эмоциональная связь. Герой так же неотделим от автора и говорит авторским «голосом». Между тем, задача заключалась в том, чтобы авторская позиция выявлялась и была ясна в поэме, в прозе, в комедии в драматическом роде из самого действия, из взаимоотношений действующих лиц, где каждый персонаж, равно и главный герой, говорили бы своими голосами.