Деятельность общества любомудров. Веневитинов

Ранняя лирика Пушкина (лицейский и петербургский периоды)

Первый период творчества – время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути.Пушкин родился на исходе 18 века, 26 мая (6 июня) 1799 года. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Царскосельский лицей, открывшийся 19 октября 1811 года. Через 6 лет, окончив лицейский курс, Пушкин стал не только высокообразованным человеком, но и самым многообещающим поэтом России.В лицее началась дружба с Вяземским. Там была весьма насыщенная литературная атмосфера. Стихи слагались не только индивидуально, но и коллективно, возникали своеобразные литературные кружки, выпускались рукописные лицейские журналы, антологии лицейских поэтов. Пушкин скоро стал душой всего этого литературного оживления. Его известность скоро вышла за пределы лицея. Первые стихотворения датированы 1813 годом. За следующие три года написано свыше 130 произведений. В 1814 он печатается в «Вестнике Европы» - сатирическое послание к «Другу стихотворцу» (ему было 14 лет). Он пишет в классическом жанре, там же звучат и задушевные переживания, мечты начинающие складываться убеждения молодого поэта. 1815 - первый триумф Пушкина-поэта: стихотв. «Воспоминания в Царском Селе», в значительной части посв. войне 1812 года. Стихотв. Было напичано по предложению одного из уважаемых им лицейских профессоров, Галича, и являлось своего рода публичным испытанием для поэта, кот. он выдержал: публичное прочтение стихотв. повлияло на дальнейший путь поэта: на лицейском экзамене присутствовал крупнейший русский поэт прошлой эпохи Державин – он предугадал, что в смуглом и кудрявом отроке зреет его подлинный исторический преемник, как он сказал, растёт второй Державин. Одобрение д. произвело большое впечатление и на окружающих, и на самого П. В апреле 1815 г. стихотв. было опубликовано в журнале «Российский музеум» и впервые подписано полным именем: Александр Пушкин. «Воспоминания» были проникнуты патриотическим чувством, отражали общее настроение людей того времени. Царскосельский лицей был задуман был задуман Сперанским, как учебное заведение для подготовки новых кадров, которые помогали бы ему с проведением буржуазно- либеральных реформ. Это отражалось на программе лицея, где большое место отводилось политическим наукам. Французский язык и литературу преподавал де Будри, кот. не раз вспоминал и рассказывал на занятиях о французской революции.В 1815 П. нап. послание «К Линицию» - первое произв., в котором он выразил ненависть к угнетению, к царям-тиранам. Это было начало гражданской лирики, предвестие «вольных стихов»:«О, Ромулов народ! Пред кем ты пал во прах?Пред кем восчуствовал в душе столь низкий страх?Квириты гордые под иго преклонились!..Кому ж, о небеса! Кому поработились?Любимец деспота Сенатом слабым правит,На Рим простёр ярем, отечество бесславит» Интересны сроки:«Я сердцем римлянин, кипит в груди свобода,Во мне не дремлет дух великого народа»Пушкин-лицеист много читал. В стихотворении «Городок» рассказывается о составе своей библиотеки, называя любимых ему поэтов: Гомер, Вергилий, Гораций, Тассо и Ариосто. Щедро представлены и русские авторы: Державин, Карамзин, Дмитриев, Крылов, Батюшков и другие. В первых пушк. стихах отражены различные воздействия: от иронии Вольтера до меланхолии Оссиана. А в его первых стихах отражаются самые различные воздействия, потом начинают проявляться опред. влечения и вкусы.Первое время он пишет в стиле Батюшкова, в его тоне прослеживаются элегические настроения, свойственные романтизму. На П. повлияла поэзия Батюшкова и Жуковского: у Б он заимствует пластичность, скульптурность, зримость глазу, а в стихах Жуковского заимствованы музыкальность, способность передавать различные переживания сердца. В 1815 году Жуковский назвал Пушкина «надеждой нашей словесности», увидел в нём «будущего гиганта», но подчеркнул, что он ещё пока «бродит около чужих идей и картин». Элегии 1815-16 годов («Мечтатель», «К ней», «Певец») написаны под влиянием поэзии Жуковского. Лицейское творчество носит по преимуществу лирический характер. Но уже тогда П. начинает писать комедии, романы, поэмы. Большинство из этих произведений было не закончено и, к сожалению, до нас не дошло. Тогда в поисках образцов П. обращался к писателям 18 в., произв. кот. содержали элементы народности реализма: автору «Недоросля» Фонвизину, Крылову. На формирование его литературных взглядов оказывают влияние и суждения Радищева. Окончив лицей, П поселяется в Петербурге в 1817г, зачисляется в коллегию иностранных дел. он вошёл в «петербургский свет» и оказался в совершенно незнакомом, пёстром мире. Это мир чинов и наград, балов и развлечений, интриг и злословия. Для Пушкина всё это слилось в порывах вихрей «жизни молодой»: светские отношения, любовные интриги, дружеское общение и занятия поэзией. Он наслаждался жизнью, ведь это время его ранней молодости (18-20 лет). Петербургские впечатления отразились в лирике тех лет, о них Пушкин постоянно вспоминал и в последующие годы. Он живет светской жизнью, вступает в «Арзамас», литературно-театральное общество «Зеленую лампу» - негласный филиал Союза Благоденствия, сближается с наиболее прогрессивными писателями – Грибоедовым, Катениным, Тургеневым и Глинкой. Поэт дружит с Чаадаевым.В его творчестве – беспечно-весёлых стихах, в которых он славил радости земного бытия, все чаще наряду со словами «Вакх». «Амур», «Венера» появляется слово «Свобода». Это не только личная независимость, но и вольнодумие, свобода от предрассудков. П. ставил себе в заслугу то, что он воссоздал свободу вслед за Радищевым. В послании Пушкина к «NN», одному из членов «Зелёной лампы», строки:«С тобою пить мы будем снова,Открытым сердцем говоряНасчёт глупца, вельможи злого,Насчёт холопа записного,Насчёт небесного царя,А иногда насчёт земного»В тайное общество, о сущ. кот. П. догадывался, он не был принят: считали, что он слишком близок с людьми ненадёжными. П. по укоризненным словам Пущина, кот. к нему относился дружески, почти братски, «кружился в большом свете», но настойчиво рвался из этого круга, задыхаясь в атмосфере придворного и светского ханжества, мракобесия, самодурства, низкопоклонства, лести и карьеризма, он страстно искал людей высокой гражданской настроенности. Это и в его стихах:«…в отечестве моёмГде верный ум, где гений мы найдём?Где гражданин с душою благородной,Возвышенной и пламенно свободной?» (1817 г.) Полемика о литературе, активная борьба с архаистами также захватили Пушкина. Они накладывались на его размышления об общественном благе, о просвещении, тирании и свободе. Политические идеи становились источником вдохновения, основой политических образов.В пору нараставшего общественно-политического подъёма п. стал требовать от поэзии большой общественной значимости и передовой идейности.В оде «Вольность» (1817) и стихотв. «Деревня» (1819) П. резко ополчается против самодержавия и крепостничества, продолжая тему Радищева (тема крепостничества на фоне идилличесого восприятия деревни). «Вольность»: П. осуждает и казнь народом французского короля Людовика 16, и убийство дворянами-заговорщиками Павла 1, и выступает за ограничение самодержавия «законом». «Деревня»: выраж. Желание увидеть зарю «просвещённой свободы» и «рабство, падшее по манию царя». Поэт может свободно предаться вдохновению только в случае разрешения социальных противоречий, а до тех пор он должен обличать все пороки, мешающие ему воспевать здоровое общество, славить красоту мироустройства. А на других его стихи оказывали революционизирующее воздействие. Горячая вера в торжество «святой вольности» запечатлена в стихотв. «К Чаадаеву» - ожидание святой вольности сравнивается с нетерпеливостью пылкого любовника, ожидающего «минуты верного свиданья» с любимой. Здесь соединяются гражданская и личная темы. Эти 3 стихотворения, хотя и разные по своему стилю, зачинают в русской литературе политическую поэзию декабристов. Пушкин первым из всех своих вольнолюбивых друзей и единомышленников подвергся преследованиям правительства. Его хотели сослать в Сибирь, и лишь благодаря настойчивым усилиям и хлопотам высоко ценивших П. Чаадаева, Жуковского, расположенного к нему Карамзина и других удалось заменить эту суровую кару более лёгкой – ссылкой на юг. По распоряжению царя он отправился не в Сибирь, а в Екатеринослав, в распоряжение генерала Инзова. Ссылка была оформлена как перевод по службе.Пушкинская поэзия конца 1810 г. носит во многом «лабораторный» характер. Ей присущи резкие жанровые и стилевые контрасты. Рядом оказываются архаическая ода и романтическая элегия, высокие гражданственные стихи и грубоватые экспромты. Взаимодействие трёх стилевых стихий – архаической, субъективно-романтической и «прозаически» - сниженной, бытовой – уже не были следствием ученичества, скорее следствием неудовлетворённости Пушкина ни одной из существовавших поэтических систем. Его выбор – движение к художественному синтезу, который позволил бы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений. Это движение ощутимо в первой поэме Пушкина «Руслан и Людмила», задуманной ещё в лицее и завершённой незадолго до ссылки (над ней он работал с 1817 по 1820). Поэма создана излюбленным стихотворным размером Ломоносова – четырёхстопным ямбом, который станет любимым размером и Пушкина. В поэме, несмотря на сказочный сюжет, хорошо развиты разнообразные характеры действующих лиц. В ней соединены героическое и обыденное, возвышенное и шутливое, драматическое и смешное. Поэта ставила критиков в тупик: они не могли соотнести её ни с одним из ранее существовавших видов, но находили в ней элементы их всех.

Рос в мос барстве, получил домашнее образование, слушал лекции в МГУ. На почве увлечения поэзией Шеллинга, вместе с Одоевским встал во главе «любомудров» - интерес к самопознанию. 1827 – с помощью Пушкина начал издаваться журнал «Московский вестник», он изучал немецкую поэзию – Гете, теоретик философского романтизма. Культ дружбы, страстной любви, поэзии и поэта, - мотивы его стихов. Был безнадежно влюблен, обаятелен, безвременная смерть,

Стихи: сонет, моя молитва, три участи, жизнь, к моему перстню.

В 1823 в Москве возник философский кружок «Общество любомудрия» во главе с В.Ф. Одоевским (председатель) и Д.В. Венивитиновым (секретутка). Основные члены – Кошелев, Киреевский, Рожалин, Титов, Погодин и еще куча клонов. Они не стремились, как декабристы, выработать полит. мировоззрение, а пытались построить цельную философскую систему как основу всего знания. Любомуды эти отвергали просветительскую философию декабристов за ее материалистические и соц. – прогрессивные традиции, а себя считали сторонниками «чистой мысли» - отсюда это извращенское название. Остро стояла задача упорядочения литературного языка. В 1826 году Д.В. Веневитинов выступил за формирование языка любомудрия, или философствования («О состоянии просвещения в России»).

Муды занимались изучением немецкой идеалистической философии Канта, Фихте и Шеллинга, а в центре их внимания оказалась эстетика, кот. по их мнению должна была получить прочную философскую основу. Полного единства взглядов мудолюбы так и не добились, т.к. часть их все же испытала воздействие освободительных идей и признала необходимость «произвести в России перемену в образе правления». К этой части относился тов. Веневитинов, и еще пара человек, что уже не важно. После восстания декабристов прелюбомуды наложили в штанишки и решили прекратить свои оргии, дабы не привлекать к ним полиции. Тов. Одоевский торжественно спалил все протоколы заседаний и уставы, а также сожрал все списки членов и размеров их членов, а зачем нам с вами вся эта информация, боюсь, не знает и сама мадам Прохорова.

Веневитинов. Был такой парень, склеил ласты на двадцать втором году жизни, но был талантливым юношей и успел напакостить будущим журналистам своим богатым творческим наследием. Декабристом не был, но сильно сочувствовал. В «Обществе мудов» возглавлял прогрессивную группу, ожидавшую полит. перемен. В 1826 его арестовали, но за отсутствием улик освободили.

В стихах Димона звучат мотивы прогрессивного ром-ма. Например в «Песне грека» (1825) он обращается к популярной в среде дек-в теме борьбы греков за свободу. В 1826 пишет подобную байду, но уже на тему вольного Новгорода, где обзывает вечевую площадь святым местом и сильно переживает о падении древней новгородской свободы. В Димочкином мировоззрении и творчестве вольномыслие сочетается с «любомудрием». От последовательных борцов за свободу он себя отделяет –

«Так! счастье нам всем суждено:

Мне – пеною выкипеть в праведном бое,

А вам – для свободы созреть, как вино!» («Импровизация» 1825)

Основные мотивы его стихоплетства характерны для ром. идеализма. Вот, скажем, стих «Сонет» (1825). Здесь Дима мыслью устремляется к «чистому Духу, источнику вдохновения», облекшему себя «в завесу тайны вечной» и постигаемому только «во глубине сердечной». А вот, к примеру, стих «Сонет» (1825), но другой. здесь Дима называет своей отчизной «мир фантазии». Ах… Вообще парню не чужды и настроения ром. индивидуализма – «Не ищет вчуже утешенья душа, богатая собой».

Под влиянием общественной атмосферы опосля асисяя с декабристами индивидуалистические и пессимистические настроения в Димановой поэзии усиливаются. Появляется прикол про поэта, «небесный пламень» которого остается тайной, непонятной «толпе бездушной и пустой» («Послание к Рожалину» 1826). Этот же образ в стихе «Поэт» того же года, где «любимец муз и вдохновенья», погруженный в «священные тихие сны», спокойно и безмолвно взирает на толпу вокруг. Короче, так и не стал Димыч поэтом «чистого искусства», и в вирше «Утешение» 1826 выражает Прусенкову, что поэт недаром уронит сильное слово:

«Оно чужую грудь зажжет,

В нее как искра упадет,

И в ней пробудится пожаром.»

Таков будет «плод… муки тайной», на кот. обрекли поэта условия его времени. Бог в помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: