Тема Наполеона в творчестве П

в 1814 году -"Воспоминания в Царском Селе". В стихотворении есть не только описание всех красот Царского Села, но и размышление Пушкина об Отечественной войне 1812 года:

И быстрым понеслись потоком

Враги на русские поля.

Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,

Дымится кровию земля;

И селы мирные, и грады в мгле пылают...

... Сразились. Русский -победитель!

И вспять бежит надменный галл;

Но сильного в боях небесный вседержитель

Лучом последним увенчал...

Там Наполеон упомянут как "любимый сын и счастья, и Белонны"(римская богиня, сестра бога войны Марса),... презревший правды глас, и веру, и закон", который "в гордыне возмечтав мечом низвергнуть трон, исчез, как страшный сон".

В этом стихотворении Пушкин однозначно выражает свое негативное отношение к Наполеону как к захватчику. Это можно объяснить тем, что война закончилась только два года тому назад и патриотические чувства еще горели в нем. Также стоит отметить, что во время войны русские полки проходили через Царское Село, и ещё тогда в молодом Пушкине взыграл патриотизм, который отражен в стихотворении:

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены...

Следующее стихотворение "Наполеон на Эльбе" было написано в 1815, в первые дни "100 дней" (период, когда Наполеон сбежал с о-ва Эльбы, куда был сослан). В связи с этим Наполеон представлен нам как "губитель", "хищник", который "новую в мечтах Европе цепь ковал". По этому стихотворению мы видим, что по прошествии года мнение Пушкина о Наполеоне не изменилось. И он как бы предвидит, что Бонапарт ещё сыграет свою роковую роль в истории.

Следующее стихотворение, под названием "Наполеон", которое стоит отметить, было написано в 1821 году (сразу после смерти Наполеона). По этому стихотворению сразу видно, как изменилось отношение Пушкина к Бонапарту. В то время Александр Сергеевич вступает в романтическую пору своего творчества, а Наполеон идеально подходит под образ романтического героя (одинокий, всеми отвергнутый, непризнанный гений и др.). Это становится понятно уже по эпиграфу, который, кстати, был написан только в черновой рукописи поэта: "Ingrata patria, ne ossa quidem mea habebis", который переводится так: "Неблагодарное отечество, даже и кости мои тебе принадлежать не будут". Вот что пишет Пушкин:

Чудесный жребий совершился:

Угас великий человек.

В неволе мрачной закатился

Наполеона грозный век.

Исчез властитель осужденный,

Могучий баловень побед.

И для изгнанника вселенной

Уже потомство настает.

В стихотворении также есть неоднозначные, противоречивые строки:

Над урной, где твой прах лежит,

Народов ненависть почила

И луч бессмертия горит.

Здесь Пушкин говорит, что Бонапарта, конечно, некоторые будут ненавидеть, но над ним - "луч бессмертия". Таким образом, видно, что к началу 20-х годов 19 века отношение Пушкина к Наполеону сильно изменилось: он допускает, что даже великого человека может пленить самовластие ("Тебя пленило самовластье разочарованной красой"), жажда славы может "обуять его дивный ум". Также Пушкин признает, что и Наполеон мог чувствовать, любить:

Где иногда в своей пустыне

Забыв войну, потомство, трон,

Один, один о милом сыне

В унынье горьком думал он.

С окончанием Южной ссылки закончился целый период в творчестве Пушкина. По приезде в Михайловское он пишет стихотворение "К морю". Море - это романтический символ свободы, поэтому неудивительно, что Пушкин упоминает в стихотворении Байрона - великого романтика ("Он был, о море, твой певец".). Важно отметить, что наряду с ним был упомянут и Наполеон:

Одна скала, гробница славы...

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум...

Также важно сказать, что две последние строчки можно отнести не только к Байрону, но и к Наполеону. Таким образом, Пушкин приобщает Наполеона к сонму романтических героев.

В поздней лирике у Пушкина появляется интерес к Бонапарту как к человеку, а не как к исторической личности. Например, в стихотворении "Герой" он восхищается не ратными подвигами Наполеона, а его мужеством и великодушием, когда он посещает умирающих от чумы:

Одров я вижу длинный строй,

Лежит на каждом труп живой,

Клеймённый мощною чумой,

Царицею болезней... он,

Не бранной смертью окружен,

Нахмурясь, ходит меж одрами

И хладно руку жмет чуме

И в погибающем уме

Рождает бодрость...

-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: