double arrow

Думы» Рылеева. Специфика декабристского историзма.. Родился в селе Батове Петербургской области, отец – мелкопоместный дворянин, был отдан в Петербургский кадетский корпус, Он участвует в заграничных походах

Думы» Рылеева

1795-1826

Родился в селе Батове Петербургской области, отец – мелкопоместный дворянин, был отдан в Петербургский кадетский корпус, Он участвует в заграничных походах русской армии, освобождает Западную Европу от Наполеона. Сначала служит председателем в уголовном суде, а затем принимают членом – сотрудником в Вольное общество любителей словесности. Стал членом Северного общества, воплощал в себе образ героя – гражданина, который был им воспет в поэзии. 14 дек 1825 он был на Сенатской площади среди восставших, но его опыт оказался неудачным, он был повешен 13 июля 1826года.

«к ременщику» - это стихотворение, которое Р посвящает помощнику Александра1, Аракчееву. Р дает ему конкретную политическую характеристику, в качестве угрозы выдвигается тираноубийство, о котором говорится весьма откровенно и эмоционально. Он отказывался от разнообразных жанров поэзии, но не отказывался от послания, которое становится политическим. Поэт обрушивается на высшую бюрократию, на несправедливый суд, на досужих журналистов. Рост гражданской патетики вызывает появление оды в лирике Рылеева, продолжает революционные оды Радищева, поэтов- просветителей. Пушкина. Венцом гражданской лирики явилось стихотворение «Гражданин», написанное в дни подготовки к восстания. Он заявляет о своей готовности к революционному действию и призывает к этому друзе.

«Думы». На протяжении 1821-1823 гг. Р напечатал свыше 20 дум. Они вышли отдельным сборником. Известен суровый отзыв о них, принадлежащий Пушкину. При всей своей романтической условности они увлекли читателя героическим образами русских деятелей русской истории и патриотическими чувствами автора. Стремление поэта- декабриста связать идейно – художественный замысел своих баллад с народной традицией отвечало одному из положений декабристской эстетики – признанию фольклора оплодотворяющим источником литературы. Они связаны с жанром исторической баллады. Там ж нашелся и метод революционного романтизма. Рисуя героев прошлого, поэт – декабрист стремился не столько воссоздать историческую правдивость, сколько воплотить свой идеал гражданина.




Ещё:

Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Первоначально в его поэзии соседствую два жанра – ода и элегия. Особенность его творчества заключается в том, что Рылеев сочетает традиции гражданской поэзии прошлого столетия и достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова. Герой элегий обогащается чертами общественного человека, гражданские же страсти получают достоинства живых эмоций. Так рушатся жанровые перегородки.



В 1821 году в творчестве Рылеева начинает складываться новый для русской литературы жанр – думы, лиро-эпического произведения, сходного с балладой, основанного на реальных исторических событиях, преданиях, лишённых фантастики. Дума – изобретение славянской поэзии, в качестве литературного жанра уже давно существовавшая в Украине и Польше, заимствованной ей у нас. Фольклорное начало, признаки медитативной и исторической (эпической) элегии, оды – это характерные признаки Дум Рылеева.

Первую думу – « Курбский» (21г) поэт опубликовал с подзаголовком элегия, и лишь потом появляется подзаголовок « дума». Сходство с элегией замечали многие современники Рылеева. Исторические события осмыслены в думах Рылеева в лирическом ключе, поэт сосредоточен на внутреннем состоянии истор. Личности, в какой либо кульминационный момент жизни.

Композиционно дума разделяется на две части – жизнеописание и нравственный урок. В думе соединены два начала – эпическое и лирическое, агитационное, а жизнеописание играет подчинённую роль.

Почти все думы строятся по единому плану - сначала пейзаж, местный или исторический, появление героя, речь, из которой становиться известной предыстория героя и его нынешнее духовное состояние, далее следует урок – обобщение. Так как композиция почти всех дум одинакова, Пушкин назвал Рылеева «планщиком».

В задачу Рылеева входило дать панораму исторической жизни и создать монументальные образы героев. Цель его – возбудить высокими героическими примерами патриотизм и вольнолюбие современников. Субъективно Рылеев не собирался покушаться на точность исторических фактов и «подправлять» дух истории, но это было неизбежно. Даже привлёчённый им историк Строев, писавший комментарии к каждой думе, не смог исправить вольного романтически-декабристского антиисторизма.

Этот Рылеевский антиисторизм вызвал решительное осуждение Пушкина, стремившегося к исторической достоверности. Историческое лицо любого века приравнивается к декабристу по своим мыслям и чувствам (Дмитрий Донской).

Как романтик, Рылеев ставил в центр нац. Истории личность патриота и правдолюбца. История – это борьба свободолюбцев и тиранов, силы, которые участвуют в конфликте – двигатель истории, никогда не исчезают и не меняются.

Психологическое состояние героев, особенно в портрете, всегда аналогично. Герой изображён не иначе, как с думой на челе, у него одни и те же позы и жесты. Чаще всего они сидят. Обстановка – темница или подземелье.

Среди Дум выделяются Дмитрий Донской, Курбский, Борис Годунов, Смерть Ермака, Петр Великий в Острогожске, Иван Сусанин.

Годунов – о страданиях царя, достигшего престола путём преступлений. Рок принимает его покаяние, обет творить только на благо государства и даёт ему сон.

Сусанин – о подвиге русского крестьянина. В его деревню пришли сарматы, отужинали, легли на покой. Сусанин отправляет сына к царю, предупредить, а сам по утру идёт проводником врагов. Заводит в лес и там раскрывает тайну, пав жертвой во имя спасения царя.

Гибель Ермака – буря в ночь над Иртышом, воины спят, набираясь сил перед боем, Ермак же в раздумьях об искуплении ошибок жизни молодой завоеваниями для царя Сибири. Но хан Кучум не ждёт утра, боясь открытого столкновения. Он нападает исподтишка, ночью и Ермак вынужден плыть к челнам. Тяжёлый панцирь, дар царя, увлекает его под воды. Герой не успевает добраться до челнов, а буря всё играет.

В соотв. с тематико-композиционными особенностями дум,в них преоблад. лир. начало,что находит особенно яркое выражение в обилии стилист. Фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический стиль.

Ещё:






Сейчас читают про: