double arrow

Жанрово-композиционное своеобразие романа


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ЛИТЕРАТУРА

Пушкинская поэтическая эпоха

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Практическое занятие проход в форме докладов-презентаций

Итог практического занятия: назвать художественные открытия и достижения поэтов пушкинского круга в области жанров, стиля и языка.

Ключевые понятия: «элегическая школа», послание, элегия, идиллия, романс, антологическая лирика

Индивидуальные сообщения:

1. Специфика «Элегической школы» русской поэзии (имена, причины возникновения «школы», литературные интересы, пристрастия поэтов пушкинского круга.

2. Д.В. Давыдов (1784-1839) – герой Отечественной войны, ученик А.В. Суворова, Н.Н. Раевского, А.П. Ермолова, П.И. Багратиона и глава большого семейства. Специфика гусарской лирики Давыдова (изображение быта, способы осмысления героического на фоне «военных од», образ героя-гусара). Показать на примере анализа стихотворений «Бурцову», «Гусарский пир», «Гусарская исповедь», «Песня старого гусара», «Ответ» («Я не поэт – я партизан»).

3. Русская песня как основной жанр творчества А.В. Кольцова (1809-1842). Освоение поэтом фольклорных традиций. Изображение крестьянской жизни, духовного мира крестьянина-пахаря, его религиозного мировоззрения; поэтизация земледельческого труда. Покажите на конкретных примерах (стихотворения «Урожай», «Песня пахаря», «Косарь»).




4. А.А. Дельвиг (1798-1831). Скорбная участь «полного восторга певца». Жанровое многообразие лирики Дельвига (элегии, романсы, идиллии, русская песня). Стихотворения «Идиллия», «Друзьям», «Романс», «Соловей», «Пела,пела пташечка».

5. Античный мир в поэзии А.Дельвига. Почему А. Дельвиг предпочел эллинистическую Грецию Феокрита политическим страстям республиканского Рима? («Диону», «Дориде», «К Лилете» и др.)

6. «Архивный юноша» Д.В. Веневитинов(1805-1827) и кружок «любомудров». Веневитинов в салоне З. Волконской. Философские стихи поэта («Поэт», «Поэт и друг», «К моей богине», «Завещание», «К моему перстню»).

* Каждому студенту знать наизусть 5 стихотворений поэтов пушкинского круга (по выбору)

1. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1980.

2. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994.

3. Кошелев В.А. «Анакреон под доломаном». О жизни и творчестве Д. Давыдова // Литература в школе. 1996. № 3. С. 21-37.

4. Кошелев В.А. «Блаженная страна» Н. Языкова //Литература в школе. 1992. № 3,4.

5. Скатов Н.Н. А.В. Кольцов. М., 1983.

6. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976. С.23-51.

А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Ключевые понятия: роман , роман в стихах, лирические отступления, «онегинская строфа»

I. Замысел, композиция, жанр романа («Это лучшее мое произведение»; «пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя»; «пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»). В чем отличие романа от романа, написанного стихами? Как надо понимать авторское высказывание «свободный роман»? Образ автора в произведении, лирические отступления, структурные и содержательные особенности онегинской строфы.



II. Историзм и энциклопедизм романа. Картины жизни, нравов русского общества 1820-х годов, его ценности и идеалы. «Роман А.С. Пушкина есть идеальная формула русской жизни» (Н.Н. Скатов). Покажите на конкретных примерах.

III. Система образов: Онегин, Ленский, Татьяна.

Обдумайте вопросы:

1. Образ жизни, воспитание, система ценностей Евгения Онегина (на примере 1 главы романа).

2. В чем принципиальная разница между автором и героем (по 1 главе).

3. Общее и особенное в образе жизни и характере Онегина и Ленского?

4. Почему Онегин, не желая смерти Ленского, все же убивает его на дуэли? Роль этой сцены в судьбах героев и в авторском замысле произведения?

5. Какие условия способствовали формированию «русской души» Татьяны?

6. Сон Татьяны в общем замысле романа.

7. Какие «открытия» сделала для себя Татьяна, посетив дом Онегина (7 глава), и какая тайна души героини ускользает от Онегина при встрече с нею в светском обществе (8 глава)?

8. В чем сходство и различие между письмом Татьяны и письмом Онегина?

9. Почему Татьяна, любя Онегина, все же отвергает его чувства? Сравните высказывания В.Г. Белинского и Ф.М. Достоевского о сцене последней встречи героев. Выскажите свое мнение, опираясь на текст произведения.







Сейчас читают про: