double arrow

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6


ЛИТЕРАТУРА

Поэтическая школа Н.А. Некрасова (1821-1877)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксаков И. С. Биография Ф.И. Тютчева // Чагин Г. Федор Тютчев. Женщины в его жизни и творчестве. Урал, 1999. С. 197-284.

2. Аксаков И.С. Биография Ф.И. Тютчева // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981. С.285-354.

3. Бухштаб Б.Я. Русские поэты. М., 1970.

4. Кожинов В. Тютчев. М., 1988 (ЖЗЛ)

5. Кузина Л.Н. Тютчев в жизни и творчестве. М., 2001.

6. Лотман Ю.М. Поэзия Ф.И. Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах. О поэзии. М., 2000.

7. Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева// Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000. С. 220-256.

8. Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1997.

9. Тютчев Ф.И. в документах, статьях и воспоминаниях современников/ Под ред.Г.В. Чагина. М., 1999.

10. Шайтанов И.Ю. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы. М., 2004.

Ключевые понятия:ролевая лирика, поэтическое многоголосье, трехсложные стихотворные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест)

1. «Русской земли человек замечательный». Дворянское происхождение и народные истоки мировоззрения писателя. Основные этапы творчества Н.А. Некрасова, поэтические сборники (общая характеристика).

2. Лирика Н.А. Некрасова. Обновление тематического материала, преобразование поэтики лирических жанров, повествовательность и многогеройность , многообразие поэтических приемов. Покажите на конкретных примерах:

1) Народ и народная жизнь в стихотворениях Некрасова. Религиозный смысл народных страданий, духовная мотивация крестьянского труда и богоугодность великого дела («Все претерпели мы, божии ратники, мирные дети труда»)

Стихотворения: «Тройка», В полном разгаре страда деревенская», «В дороге», «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)«Что ты, сердце мое, расходилося», «Зеленый шум», «На Волге», «Забытая деревня», «Тишина», «Влас», «Крестьянские дети» и другие.

2) Сатирические стихотворения Н.А. Некрасова («Нравственный человек», «Современная ода», «Колыбельная песня»).

3) Любовная лирика Некрасова («Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Горящие письма», «Застенчивость»).

4) Город в изображении Некрасова. Традиции Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского ( цикл «О погоде», цикл «На улице»).

5) Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова . Поэтические декларации «Поэт и гражданин», «Блажен незлобивый поэт…».

3. « Это большой и яркий талант. Он не пошел за Пушкиным и Лермонтовым, а создал свою собственную поэзию, свои ритмы, свои созвучия, свой тон» (И.А. Бунин). Традиции А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в поэтическом творчестве Н.А. Некрасова (подготовить материал по группам: 2-3 человека)

1) Сопоставьте стихотворения А.С. Пушкина «Деревня», Н.А. Некрасова «Родина» и М.Ю. Лермонтова «Колыбельная песня». Как относятся поэты к своему дому, малой родине?

2) Как понимают назначение поэзии Пушкин («Разговор книгопродавца с поэтом»), Лермонтов «Журналист, читатель и писатель») и Некрасов («Поэт и гражданин»)

3) В чем смысл творчества для Некрасова и Пушкина ? Сравните стихотворение А.С. Пушкина «Муза» (1821) со стихотворениями Некрасова «О Муза! Я у двери гроба», «Замолкни, Муза мести и печали!», «Музе».

Итоги занятия. Что нового внес Некрасов в развитие русской поэзии?

Индивидуальное сообщение: Причины успеха журнала «Современник» в 1850-1860-гг.

1.Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж, 1964.

2.Лебедев Ю.В. «Страстный к страданию поэт» (в 175-летию со дня рождения Н.А. Некрасова) // Литература в школе. 1996. № 6. 1997. № 1.

3. Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. С. 416-482.

4.Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». М., 1985.

5. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1977

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов

1. Общественная обстановка в России, отраженная в романе И.С. Тургенева

2. Творческая история романа И.С. Тургенева.

3. Нигилистическая программа Базарова (приведите примеры из текста). Авторская позиция.

4. Авторская оценка либеральной программы и ее сторонников.

5. Временное и вечное в романе.

6. Образ Евгения Базарова в оценке русской критики (Антонович М.А. «Асмодей нашего времени», Писарев Д.И. «Базаров», Страхов Н.Н. И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Чья позиция вам кажется наиболее убедительной? Аргументируйте свое мнение.


Сейчас читают про: