double arrow

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

ЛИТЕРАТУРА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 (вариант)

ЛИТЕРАТУРА

План работы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедев Ю.В. Роман Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.

2. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982. С. 186-202.

3. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий: Книга для учителя. М., 1991.

4. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.

5. Худошина Э.И. О богоборчестве Базарова // Концепция и смысл. СПб., 1996.

Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

Из литературоведческих энциклопедических словарей выпишите определение термина «роман-эпопея» и подумайте, когда, при какой общественно-исторической ситуации возможно появление эпопейного произведения? Раскройте особенности эпохи 1860-х годов.

1. История создания романа.

2. Смысл заглавия книги. Принцип эпического обобщения.

3. Романное и эпопейное в книге Л.Н. Толстого, их взаимодействие. Показать, как каждая часть, глава выражает общий смысл жизни, ее закон:

1) Почему произведение начинается с описания салона А.П. Шерер? Определите авторское отношение к салону, какие художественные средства помогают понять авторскую позицию, отношение к героям (Элен, кн. Василию, кн. Андрею Болконскому, Пьеру Безухову).

2) Как раскрываются романные и эпопейные черты в сценах сражений?

Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев и армии (Почему русские выиграли Шенграбенское сражение, но проиграли Аустерлицкое? Какую роль сыграла батарея Тушина в Шенграбенском сражении? Победы и разочарования героев книги Л.Н. Толстого.

Подумайте, на какие две группы можно разделить участников событий первого тома по тому, как они относятся к родине, к народу, к войне, к себе? Приведите примеры из текста.

3) Духовные искания главных героев произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».

Чем близки и чем далеки друг от друга Андрей Болконский и Пьер Безухов?

Как и почему изменяется характер кн. Болконского от Шенграбена и Аустерлица до Бородинского сражения?

Почему трагически обречена любовь Наташи к кн. Андрею?

Какую роль в судьбе Пьера играет его происхождение, встреча с «подлой породой» Курагиных, дружба с Андреем Болконским, участие в Бородинском сражении и общение в плену с Платоном Каратаевым?

Что отличает Наташу Ростову от других героев романа-эпопеи?. В чем источник ее обновляющей жизненной силы, неизменно действующей на кн. Андрея и Пьера? Почему историю неудавшегося побега Наташи с Анатолем Курагиным Толстой назвал «узлом, самым важным местом романа»?

Суда героев в эпилоге книги.

4) «Настоящая война». Преступление Наполеона и подвиг Кутузова. Авторское отношение к истории и роли личности в истории

5) «Дубина народной войны». Партизанское движение. Национальные особенности русского характера. Показать на конкретных примерах.

1. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

2. Жук А.А. Русская проза второй пол. XIX века. М., 1981. Гл. 3. С. 132-160.

3. Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого на уроках литературы. М., 2005.

4. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1989.

5. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.

6. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и его внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков. М., 1998.

Развитие литературы в 1880 – 1890-е гг. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко

Ключевые понятия:рассказ, «рождественский рассказ», сказка, сатирическая сказка, философская сказка

1. Судьбы эпических жанров в 1880-1890-е годы. Преобладание малых повествовательных форм.

2. Жанр «рождественского» рассказа в творчестве Н.С. Лескова(1831-1895)(«Жемчужное ожерелье», «Зверь», «Христос в гостях у мужика».

3. Философские сказки В. Гаршина (1855-1888) («Attalea Princeps», «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»).

4. Своеобразие малых эпических жанров в творчестве В.Г. Короленко(1853-1921) («В дурном обществе», «Слепой музыкант», «Река играет», «Лес шумит», «Без языка»).

5. Жанр сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина(1826-1889). Показать на примере 3-4 сказок.

1. Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Л., 1983.

2. Латынина А.Н. В. Гаршин. Творчество и судьба. М., 1986.

3. Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С. Лескова). Л., 1978.

4. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб., 1995.

5. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л., 1976.

6. Шаврыгин С.М. Вечные сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина // Литература в школе. 1993. № 6. С. 40-47.


Сейчас читают про: