Мая 2012. 1. Афанасьев Э.С. Эпическое и драматическое в пьесах Чехова // РАН. Известия АН. Серия литературы и языка. Т. 52. 1993. № 6. С. 27-37

Чехов А.П.

1. Афанасьев Э.С. Эпическое и драматическое в пьесах Чехова // РАН. Известия АН. Серия литературы и языка. Т. 52. 1993. № 6. С. 27-37.

2. Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблема интерпретации. М., 1979.

3. Карасёв П.В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. № 9.

4. Стиль прозы Чехова. Даугавпилс, 1993.

5. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х гг. М., 1994.


Федор Михайлович Достоевский

«Бедные люди».

Ветовская: герои связаны высоким родством, у них один отец – Отец Небесный. У них одно отчество (Алекс), фамилия Макара Алексеевича – Девушкин – подчеркивает невинность.

Отношение к «Станционному смотрителю» - такое могло случиться с кем угодно. Зато негодующее отношение к «Шинели» - затронуто человеческое достоинство. Девушкин – винтик бюрократической машины, но он требует уважения к себе и испытывает уважение к Человеку. Тема бедноты оскорбляет его. Слово героя имеет особый характер – он испытывает потребность в общении. «Слово с оглядкой» - Девушкин все время оглядывается, что о нем скажут другие. Мотивы переписывания и сочинительства (как в «Шинели»). «Ну и что же, что переписываю?»

Слог Девушкина развивается по ходу повествования. Ему ведомы и кризисы, не только вечное благодушие.

Рефлексия над Карамзиным, пересечение (даже в названии) с «Бедной Лизой».

Библейские отражения. Макар Девушкин в настоящее время исполнен всяких психологических аномалий, и живет он в обществе, психологически аномальном. Начинается все восьмого числа. Первые 7 дней творения были «вчера». Живет ГГ «за перегородкой, на кухне, где чижики так и мрут» - тема Ковчега. Тема униженных и оскорбленных – вообще сквозная для Достоевская.

Пересечения с Гоголем. Что Достоевский хотел показать и что так поразило Некрасова и Белинского? В этом романе он стремится показать, что человек по своей природе есть существо самоценное. Высокая психологическая устремленность. Никакая зависимость от среды не может истребить сознание своей психологической ценности. Варенька была вынуждена за господина Быкова, чтобы восстановить свою честь, но это страшная безысходная ситуация. «Быков» - подчеркивается скотоподобность. Последнее письмо ГГ – пронзительный крик души, и, возможно, он сопьется. Проанализируем сцену встречи Макара с Его Превосходительством, сцена с пуговкой. Увидя такое состояние – Его Превосходительство дало 100р. Есть мнение, что он поклонился величию генеральского мундира. Но вообще, это благодарность за то, что он увидел в нем человека, несмотря

«Двойник». Ф.М, Достоевский

Уже другой ракурс. Галеткин – собирательный образ русского чиновника. Тип чиновника бытовал в литературе в образе бедного, забитого служаги или в образе ловкого плута. По замыслу Достоевского эти 2 противоположных типа должны соединиться. Это двойники. Программа младшего – продвинуться по службе. Старший – страдает от комплекса неполноценности. Он влюбляется в дочь своего начальника. Непрошенным гостем едет на именины. Его выкидывают. «Я не ветошка, которую можно затереть!». Сюжет двойника изначально определяется волей героя к утверждению собственной личности в борьбе за личностный статус. Сознание его расстроено. Ощущение, будто его делами руководит нечистая сила. Выявляется сходство героя с марионеткой, которую дергает черт.

Перекличка с «Записками сумасшедшего». Нанимает карету с гербами. Но он не обладает данными для вхождения в высшее общество. Однажды он встречает своего двойника. Вопрос, кто это? Видение, виртуальная фигура – зависит от восприятия повести. Поскольку Галеткину видится этот двойник, он вполне реален, пусть и фантастичен. По приметам это к смерти. В данном случае это приводит к безумию.

Белинский противоречиво отнесся к повести, ему не понравилась мистика.

«Белые ночи». Ф.М. Достоевский 1847. Сентиментальный роман

Романтическая тема всевластия ночи. Ночь – пора мечтаний, подъема чувств. Она фантастична, это царство воображения. Кроме того, БН – визитная карточка города. Мечтатель встречается с Настенькой. В разговорах проводят 4 ночи. Но она уходит к своему возлюбленному.

Тип Мечтателя у Достоевского. Петербуржское явление. «Петербургом рожден, воспитан и вызван к жизни». Весь образ противоположен деловому Петербургу. Живет в сфере поэтической грезы. В глубине своего внутреннего мира он находит опору противостояния действительности. Мечтательность – особое состояние души, Мечтатель способен конструировать свой мир. Жизненное пространство сужается до одной комнаты, до угла – он прячется, подобно черепахе. На быт не обращает внимания. Угол – обозначение своеобразного духовного пространства. «Есми чего-то фантастического, горячо идеального и, вместе с тем, тускло прозаического». Боится людей и не умеет с ними общаться. Тема литературного мечтательства – автобиографический момент.

В чем двойственность отношения писателя к такому типу? У героя есть творческий потенциал, который восхищает романиста, но, тут же, неприспособленность к практическому делу, незнание действительности.

В послекаторжный период 1864 «Человек подполья».

Сорокалетний чиновник в отставке, который живет в углу, в очень скверной комнате. Мечтательность гипертрофирована с отрицательной коннотацией. Он уже 25 лет никого не видел – пытается завязать знакомства, но так смущается, что ничего не выходит. Но есть презрение к человечеству. Диапазон его психофизических состояний очень широк - от погруженности в прекрасное и высокое до падения в тину разврата. Позже Дмитрий Карамазин: «Широк челоек, шрок! Я бы сузил». Без твердой единой меры добра и зла – подпольный герой унижаем всеми, даже собственным слугой. Создается впечатление, что он сам напрашивается на унижение, да еще и наслаждается им. Вспомнить Настасью Филипповну из «Идиота». При этом геой-аналитик. «Я злой человек, я больной человек, непривлекательный я человек». Подполье – отрицание внешнего порядка мира, попытка пойти против мира. Религиозное сознание, которое не укоренено в религии, лишино почвы истинной церкви. Подпольно развивает философию вседозволенности и полного индивидуализма. «Чтоб всему сету провалиться, а мне чаю всегда пить». Укоренение человека в метафизическом зле. Была попытка выйти из этого состояния – случай с проституткой Лизой. Но он оказался неспособен к общению и после общения дал ей 100р. «За визит». Он не принял ее сострадания. Такой герой – своеобразное воплощение подпольности, у него даже имени нет. Перед ним стена – символ беспощадности судьбы, ограниченности и смертности человеческой природы, которая заслоняет от него Природы. Свободное хотение – воплощение жизни. Читать Буданову «Достоевский и Тургенев».

Великие романы:

- «Подросток» факультативно

- П и Н

- Бесы

- Идиот

- Братья Карамазовы

Бахтин… В. Иванов «Роман трагедия»

65 и 66 «Преступление и наказание».

Идеологический роман. Роман-трагедия. Полифонический роман.

Самое важное для Достоевского – воспроизведение идей. Столкновение сознаний – полифонический роман. Трагедия в том, что у ГГ была высокая романтическая составляющая в его идее.

Родион – связано с идеей возрождения. Несмотря на

Романович – раскалывает землю Романовых

Раскольников – указывает на душевный раскол. В дороманное время он был замечательно хорош собой.

Базовая работа Б.Н. Тихомиров. Лазарь, выйди вон!

Илья Бражников. Внутри и снаружи: истинный миропорядок в романе. Альманах Достоевского: мировая культура.

Роскольников привык жить в себе. Он боится выходить на улицу, опасаясь всякой улики. Связь внешнего и внутреннего. Мысли он вынашивал в коморке, похожей на гроб.

Два хронотопа романа: убить для себя и убить для других. Сначала убить для других. Сила сострадания в Раскольникове настолько запредельна, что она и выталкивает героя на совершение поступка. Гамлетовский вопрос: или отказаться от жизни совсем или…

Мотивы преступления Раскольникова. Писарев: здесь один мотив, он находился в состоянии крайней нищеты. Но помимо: избавить мир от противной старухи. «Я хотел сделать сотни, тысячи добрых дел!» - противоречивое сочетание мессианского начала с наполеоновским (Киркутин). Корякин: самообман Раскольникова. По его идее избранные личности имеют право на преступление. Попытка сказать новое слово. Мечта Раскольникова – дьявольский рассчет. Мы имеем дело с помраченным состоянием разума. Это состояние противоречит его натуре. По природе он порядочный человек – вспоминаем сны из детства. Котельников: в сильной натуре и идеи развиваются сильно. Романтический мотив рока. Вспомним само убийство, которое очень натуралистически показано. Ощущение, что он входит во вкус кровавой бойни. Эстетика безобразного. После убийства он входит в состояние отпадения от мира. Во время написания романа Достоевский читал «Разбойников» Шиллера. Он настолько ощущал его состояние, что чувствовал себя не вправе подать руку матери и сестре, хотя до конца романа был уверен, что идея математически верно выверена.

София (божественная премудрость). Соня считает себя великой грешницей – чувствует, что она переступила черту. Родион же отстаивает именно моральную свободу. Но именно ей дано переплавить Раскольникова. Она устремлена к жизни и утверждает ее смысл с неумолимой энергией. Она кроткая, но сильная натура. Ей дано переплавить страдание в веру.

Петербург в романе Достоевского. Петербург униженных и оскорбленных. Парадный Петербург почти не представлен, только рад Раскольников видит с моста Исаакиевский собор. Желтые, серые тона. Символика света способствует тому, что в нем развивается демоническая гордость. Но, с другой стороны, сострадание. Любовь к людям переживается как бремя, крест, от которого Р. пытается освободиться.

Уголовное, моральное, экзистенциальное. Три уровня преступлений. Первое – человека убил. Второе – принцип убил. Третье – преодоление своего человеческого естества.

Наказание преступника. Муки совести. Психологический отчет одного преступления.

Двойники Раскольникова. Сведригайлов, Лужин…

Лужин. Жених сестры Раскольникова. К счастью, этот брак не состоялся. Он считал, что нужно жениться на бедной девушке, чтобы она всю жизнь была ему благодарна. Если по природе Раскольников нравственный, то Лужин от природы безнравственен. Заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» он разворачивает как «пусть каждый любит сам себя». Лужин предпочитает рассчитывать с точки зрения выгоды.

Свидригайлов. Стоит на позиции попрания всех моральных норм. Он растлевает малолетних. Если у человека нет надличностных абсолютов, то единственным абсолютом для него является пол. Все же такой герой был способен на хорошие жесты, помогал семье Мармеладовых. Свидригайлов осознал свою недостаточность и добровольно ушел из жизни. Бегство в Америку в контексте – уход из жизни.

Библейские отражения. Чтение Соней притчи о воскрешении Лазаря. Некоторые пишут, что после преступления Раскольников уже живет в загробном мире. Но воскрешение пришло через любовь, через обращение к вере. Мотив апокалиптических снов Раскольникова. Он осознал, насколько губительна его теория в глобальном, планетарном масштабе – что она может привести к тотальному насилию. Соня так же нуждается в воскрешении, и ее тоже воскресила любовь, через страдания.

Мотивика страдания как ключевая в творчестве Достоевского. О диалоге Раскольникова и Порфирия (следователя). «Пострадайте! Вас, может, Бог на этом и ждал» - Порфирий очень шедр по отношению к человеку, убившему двух женщин. Пусть он несколько садист, но, по большому счету, он желает Раскольникову добра.

По Достоевскому Петербург – инфернальный город. Поэтому полное возрождение Раскольникова происходит только в Сибири.

«Идиот».

Достоевский ставил цель изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия. В известном письме сетовал на трудность замысла. Пекрасный есть идеал, но идеал не наш, не цивилизованной Европы еще далеко не выработался. Итог о личности Христа, судьбе его учения в миру. Единственное положительно прекрасное лицо – Христос. Еще дон Кихот, но он прекрасен, потому что смешон. Достоевский любит проверять идею в процессе жизни произведения. Можно ли преобразовать мир, исходя из высочайших побуждений. Уничтожить «Я», отдать его целиком всем и каждому – безраздельно и беззаветно. Князь Мышкин появляется на страницах романа как уже развившийся и совершеннй человек. Отправной принцип – собственно романтически, характер предстет как заданный естесивенной природой человека в смысле Руссо. Мышкин задает не одну загадку – он подается по принципу аномалии. Человек-универсум, которому свойственны лучшие человеческие качества, но, с другой стороны, образ идиота, чудака, юродиевого. Таким выглядит князь в глазах окружающих. Лев, но Мышкин – душевная гармония и болезнь. Припадки эпилепсии, которые приносят не только серхзнание, но и отупление. Мыш хтонична, то есть посланец потустороннего. Это бестиарное противоречие между львом и мышью предвещает возвышение и крах героя. У князя Мышкина четко маркированные черты героя-мечтателя. Замкнутость с расположенностью к людям, любовью к Человеку. Первое духовное рождение Мышкина в Швейцарии – в Петербург он является с опытом. Пафос миссии – восстановление рассеченного грехом человека. Но ему это е удается – несмотря на все его усилия.

Треугольник Мышкин – Настасья – Рогожин. У героев ощущение, что они уже где-то видели друг друга. Сюжет спасения Магдалины. Эмпирический и метафизический план. Князь Мышкин – обычный живой человек. «Что-то тяжелое во взгляде, умение играть в дурака». Но у него уникальные нравственные качества, это идеальный герой. Массивы, образующие… мотив радости жизни, любовное приятие жизни, радость любви, прощение через прощение. Судьба 3 ГГ выражает вселенским катастрофизмом, антологическим провалом. Частная судьба становится выражением сокровенных первооснов Бытия. В образе НФ ее семейная доминанта. В семье отца акценттированы неудачи. Беспорядок – это красота, жертва судьбы. НФ сравнивается с Клеопатрой. Красота, соединенная со страданием. Вокруг нее циничный торг. Л. Левина: князь Мышкин не говорит героине «иди, и впредь не греши», а наоборот: «Вы из такого Ада чистой вышли!» - он оправдывает героиню, вместо того чтобы наставить ее на путь спасения. НФ он любит всей силой любви сострадания, жалостью.

Рогожин своеобразный двойник Мышкина – но если в Мышкине дух, то Рогожин – плоть. У Мышкина принципиально снята телесность. По контрасту подчеркнуто скульптурное телосложение Рогожина.

Второй любовный треугольник – Мышкин – НФ – Аглая.

Мышкин говорит о себе: «Я не могу жениться, я нездоров». Хотя он начинает любить Аглаю как женщину, чувство сострадания к НФ все равно побеждает. Бегство и метания. У НФ наслаждение своей униженностью.

Рогожин – купец, любит НФ любовью собственника. Настолько запредельной, что он ее убивает. Мотив убийства… возможно, ревность… Мышкин провидит, что он ее убьет. Он невольно причастен к этой драме в силу невольного соперничества с Рогожиным.

Князю Мышкину дано сверхзнание. Автор дает герою свою болезнь. Он провидец, чутко видит каждого человека, но склонен акцинтировать любовные мотивы.

Сопоставьте Мышкина с чахоточным юношей, Ипполитом. Оба несут проклятье болезни. Ипполит бунтует. Над его жизнью нависает стена. Жить ему осталось не более месяца. Убить себя или уничтожить при этом еще с десяток человек. Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье. Ипполит не верит Богу – его бунт, попытка самоистребления. Неприятие правды князя. Под воздействием ужаса смерти он воспринимает природу как немого зверя, неумолимого.

Стена – символ беспощадности судьбы, ограниченности и смертности человека, которая закрывает красоту бытия.

Всем бросает вызов, а князю говорит «Я с человеком-солнцем прощусь».

Генерал Иволгин наиболее полно воплощает поэтику лжи. Поэтика правды у Мышкина. Иволгин – комический фантаст. Он лжет с упоением. Компенсация скучной жизни. Лишен сокрушения сердечного – не признает, что является причиной печального состояния своего семейства.

Миссия князя Мышкина и ее крушение. Мир одержим гордыней. В таком мире князь никого не мог спасти. Объективная логика производит свои коррективы. Сумасшествие – не развенчание идеала. В трагедии через гибель героя (сумасшествие) всегда утверждается его идеал. Пример князя доказывает вечную силу самопожертвования и сострадания. На лицо самоистощение.

«Тематическая композиция романа Идиот».

Лейтмотив – мир спасет красота. Утверждается красота духовная. Сострадание есть важнейший закон бытия человеческого. Ему сострадает Вера Лебедева – несостоявшийся роман. Коля Иволгин сострадает князю. Конечно, есть герои, которые сострадают болезни князя.

Касаткина. Достоевский – современное состояние изучения. Связывала символику картины в доме Рогожина с грядущим воскрешением.

Дерковский.

Роман идиот – современное состояние изучения.

«Бесы» 1872

Обозначим проблематику. В ноябре 1866 под Москвой руководителем «Тайная расправа» Нечаевым был убит слушатель петровской академии Иванов. Бежал, вернулся в Россию для организации восстания. Изначально это политический памфлет, направленный против нигилизма. Но роман перерос и превратился в мистерию. Вакханалией охвачен весь русский мир. У Пушкина бесы кружат вокруг, у Гоголя проникли в человека, у Достоевского – почти ни одного положительного персонажа. Только один человек в конце читает Евангелие.

Пер Верховенский в низшем плане бытия. Хотя он организует смуту, это мелкий бес, персонаж из трагикомического фарса. Его девиз – «все позволено» превращается для него в право на ложь. Нет ни Бога, ни бесмертия. Надо учредить всеобщее равенство. Выделилась дополнительная фигура – Щигалев. Похож на Собакевича. Система Шигалева – логическое продолжение идей Раскольникова. Все рабы – и в рабстве равны. Умалим желания, пустим неслыханный разврат, мы каждого гения потушим во младенчестве.

Ставрогина считают способным возглавить смуту. Богатая трагическая личность. Не реализовал своего высокого призвания. Личность, которая ничего не сотворила. Живой мертвец. Душа Ставрогина обретается во гробах. Вокруг него все вращается, как вокруг солнца… правда, солнца мертвого. Женщины вокруг Саврогина. Достоевский был сам увлечен этим персонажем. Хромоножка и та захвачена бесами. Идея культа матери-земли. Но она влюблена в черта. Но в итоге именно она и развеничивает Ставрогина. В нем нигилизм достигает пределов. Он «Ницшеанец». Трагедия русской интеллигенции, утратившей связь с родной землей. Для него невозможен поворот к добру.

Двойники.

Шатов и Кириллов. У Шатова идейного раздвоение превращается в личную трагедию. Мысль о народе богоносца. Шатов верит, что новое Пришествие будет в России, но при этом не верит в Бога. Идея эта придавила Шатова. Кириллову Ставрогин внушает противоположную идею – о Человекобоге. Раздвоение ума и сердца. Умом доходит до самоубийства, сердцем страстно любит жизнь. У него детский смех. Нужно убить ложь и обман, которые превратили Рай в дьявольский водевиль. Самый полный пункт своеволия – убить себя самому. Из мистических предпосылок делает атеистический вывод. Целая цепочка смертей.

---так, все, я запуталась---

Читать «Введение в литературоведение» Фарино ЕЖ.

Сараскина ЛИ «Бесы – роман предупреждения

Баржд К Повесть безвременных лет

Криницип Исповедь подпольного человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: