Список рекомендуемой литературы
Конкретно-историческая и философская проблематика
Список рекомендуемой литературы
В творчестве М.А. Булгакова
Судьба русской интеллигенции
План
1. Роман «Белая гвардия»:
— автобиографический, конкретно-исторический материал и проблема его пересоздания;
— эпиграфы, их связь с проблематикой романа;
— трагическое в романе, в судьбе его центральных героев;
— символическая природа образов: Дом и Город;
— сон в булгаковской поэтике;
— символика белого цвета и философский смысл романа Булгакова.
2. Пьеса «Дни Турбиных».
От драмы о метаниях русского доктора Алеши Турбина до пьесы о героическом полковнике, с четким тезисом в основе — «белому движению конец». Мотив трагедии белого движения.
3. Пьеса «Бег».
Тема «бега» от Дома, от самого себя. Трагедийное начало в пьесе, острота гротеска. Психологическая углубленность характеристик героев. Проблема выбора и чувство родины как важнейший критерий художественного содержания «Бега».
Смелянский А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре.— М., 1989.
Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы, библиография. Кн. 1.— Л., 1991.
Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова.— М., 1989.
Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова.— М., 1983.
Агеносов В.В. «Трижды романтический мастер»: Проза Михаила Булгакова // Агеносов В.В. и др. Литература народов России XIX — XX веков.—М., 1995.
Соколов Б. Три жизни М. Булгакова.— М., 1997.
Яблоков Е. Мотивы прозы Булгакова.— М., 1997.
романа А.П. Платонова «Чевенгур»
План
1. Универсальность творческой личности А. Платонова, своеобразие его мировоззрения. Драматизм судьбы писателя и его произведений.
2. «Чевенгур» как роман-антиутопия, предупреждающий об опасности «казарменного коммунизма». Символика названия романа.
3. Автобиографичность романа «Чевенгур». Увлечение А. Платонова «Философией общего дела» Н.Ф. Федорова. Судьба Саши Дванова, его поиски и утраты.
4. Трагическая концепция мира и комическое у А. Платонова. Саркастическое изображение практики общественных преобразований чевенгурских большевиков во имя абстрактной идеи счастливого будущего.
5. Образ ребенка в творчестве А. Платонова и финал романа «Чевенгур».
6. Проблема платоновского языка и стиля.
Малыгина Н. Эстетика А. Платонова.— Иркутск, 1985.
Полтавцева Н.Г. Философская проза Андрея Платонова.— Ростов-н/Д, 1981.
«Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 1.— М., 1993. Вып. 2.— М., 1995.
Фоменко Л.П. Человек в философской прозе А. Платонова.— Калинин, 1985.
Чалмаев В.А. Андрей Платонов (К сокровенному человеку).— М., 1989.
Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существование Об А. Платонове. Работы разных лет.— М., 1987.
Васильев В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества.— М., 1990.
Корниенко Н.В. История текста и биография А.П. Платонова (1926-1946) // Здесь и теперь.— М., 1993.— № 1.
Малыгина Н. Художественный мир А. Платонова.— М., 1995.
романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон»
План
1. Творческая история «Тихого Дона» — романа-эпопеи, раскрывающего историческую судьбу донского казачества на переломных этапах жизни всей нации и народа. Традиции русской реалистической прозы: видеть и изображать жизнь во всей её драматичности и противоречивости.
2. Своеобразие раскрытия темы народ и революция в «Тихом Доне». Первая мировая война и донское казачество. Казачество в годы революции и гражданской войны. Вешенское восстание и его основные причины. Катаклизмы истории и устойчивость традиций крестьянского труда и быта. Выражение мысли народной эпизодическими персонажами (Яков Подкова, старик Чумаков).
3. Образ Григория Мелехова. Труд, любовь, война в судьбе центрального героя «Тихого Дона». Поиски Мелеховым абсолютной нравственной правды. Мастерство психологического анализа в исследовании трагедии Мелехова. Дискуссии вокруг образа Григория Мелехова.
4. Женские образы в «Тихом Доне». Сила чувств, цельность характера Анисьи Астаховой. Драматическая судьба Натальи. Воплощение материнской любви и бескорыстия в образе Ильиничны.
5. Художественное мастерство М. Шолохова в романе «Тихий Дон». Особенности композиции. «Объективность», преобладание «изображения» и особая роль контекста и подтекста. Народная основа языка, стихия устного народного творчества. Пейзаж в романе.