Мая 2012

Братья Карамазовы. Ф.М. Достоевский

Итоговый роман Достоевского. В основе большинства его романов- иевангеиевские сюжеты. В «Братьях» это притча о земле. Зерно, павшее в землю – прошедшие через неверие и смерть от сомнений ворождаются верой и приносят много плода. Без разложения карамазовщины не высвободятся ее силы, не пойдут в рост.

Эмпирический план – это хроника одного случайного семейства

Метафизика – по принципу средневековой мистеии

В сюжетной системе – детективная оболочка истории развала семьи Карамазовых и любовного соперничества между отцом и сыном. Этот внешний сюжет пожчиняется внутреннему – в нем на разных полюсах Иван (отрицающий божий мир) и старик Засима (приемлющий его). Скотопригорьевск бестиарен, его не раз назыают «стадом». Семья Карамазовых становится моделью общих российских антиномий. С одной стороны эксплицируется разрушение патриархальных начал, духовный нигилизм. С другой- христианское подвижничество, соборность, братство во Христе.

«Кара» - «черная земля» - карамазовщина – душевный хаос, явление отражает деградацию русского барства.

Карамазовы – люди наделенные огромной силой, проявляющ у всех по-разному

У Федора Павловичаэто старческое сладострастие. Представляет собой отцов как тип, уходящий в прошлое. Безличная стихия жизни, земля и пол. Его земляная сила – черты фавна и сатира. Он выглядит отвратительно сладострастно.

У Ивана в интеллектуальном творчестве. Разум, логика. Его волнует оправданность не индивида а истории с точки зрения высших и конечных целей человечества. Бунт Ивана: он утверждает бессмыслицу Божьего мира, в котором существуют ничем не оправданные страдания детей. Укорененность зла в природе человека. «Я не Бога не принимаю, пойми ты это! – я мира божьего не могу согласиться принять». Будучи атеистом, он пишет … советует отцу обратиться к Засиму… мечется между верой и неверием. Сердце высшее, способное такой мукой мучиться. Легенда о «Великом инквизиторе» - в основе сюжета вымышленное пришествие Христа в средневековую Европу. (Ср. с «Великим инквизитором» Шиллера). По мнению «Вел Инк» Ивана Спаситель ошибся в людях – слишком многого от них требовал, они не осилили христианства. Христос верил в образ божий в человеке, а Инквизитор видит, что человек ищет того, кому бы передать свою свободу. В чем-то повторяет доводы Раскольникова и Шеголева. Ничтожные люди не справляются с даром свободы. Этот Инквизитор по-своему сострадает человечеству. Тунеманов – читать. Василий Розонов – огромная статья об этой легенде. Константин Мачульский – Гоголь, … Достоевский. По мнению Касаткина поцелуй Христа – всепрощение, которого хочет Иван.

У Дмитрия в бурных страстях. Он греховен, но способен принять на себя чужую вину. Ассоциируется с добрым молодцом, которого преследовало горе. Проблема нравственного религиозного возрождения. Личность неуемная, ни в чем не знающая мира, но при этом трепещущая русская душа. Дмитрий видит в своем падении этическую раздвоенность современного человека, который мечется между Мадонной и Садомом. Сон Дмитрия о плачущем ребенке – мысли об ответственности перед народом. Лапшин: Достоевский смущен тем, с какой легкостью в современном ему человеку просыпается троглодит. Дмитрий ощущает в себе эту первозданную дикость и грубость. Двойное унижение от зла в мире и зла в человеке. Для преодоления необходимо «соединиться с матушкой-землею» - мученический мотив. Дмитрий с Грушенькой – от любви чувственной к высоко духовным отношениям. Интуитивизм противостоит логике Ивана.

Алеша – вера.

Каждый из Карамазовых воплощает наиболее важные психологические типы русских людей. Они отражают и противостоят друг другу. Каждое из этих начал проходит испытание, проходит кризисные состояния.

Двойники Ивана Карамазова.

Великий Инквизитор

Смердяков, убивший отца. Четвертый брат, «из банной мокроты завелся». Круг разложения здесь замыкается – он рожден соблазненной женщиной. Ср. Шиллер… мавр Фиеста… Иван излагает идею вседозволенности, Смердяков подхватывает теорию и убивает отца. Ночное время считалось обителью недобрых сил, а Смердяков рождается ночью в бане. Мотив подмены чертом ребенка.

Черт. Спор с чертом – свидетельство борьбы в споре веры и неверия. Исповедь-провокация.

Старец Засима – главный идейный оппонент Ивана. Обеспокоен тем, что в мире угасает мысль братского единства. Мир рухнет тогда, когда люди повернут в полный эгоизм. Пытается преобразить людей, учит любить ближнего. Приемлит божий мир с восторгом и любовью, учит о восхождении души к Богу. Выделяется кротостью, неизбирательной любовью к Человеку. Противопоставлен монаху Хиропонту, который не смог освободиться… от гордыни? Прототипов Засимы много. Умер обычной смертью. Сказано очень натуралистически: «старец провонял». Главу «смерть старца» Достоевский считал одной из кульминационных. Касаткина: старец настолько любил Человека, что разделил с ним его участь. («Братья Карамазовы – современное состояние изучения»). Именно старцу Засиме дано понять богомученичество Ивана. Он опровергает Великого Инквизитора. Говорил о преображении светского общества в Единую Вселенскую Церковь.

Алеша – тип русского подвижника, правдоискателя. Старец посылает его в мир, как борца Христовой рати. Внутренняя аскеза, направленная на всеобщее спасение. Алеша так же признается в карамазовских страстях. Жест внутреннего сближения с миром. В жизни Алеши было немало искушений. При смерти старца испытывает страшное переживание. Божественное откровение: Алеша видит сон воскревшего старца Засиму, он приглашает его на пир в Царство Небесное, где председательствует Христос. Его путь – восхождение к Христу. Тема веры и чуда, которые сочетаютя мотивами любви и общности людей. Алеша просыпается вышедшим из состояния кризиса. Христово слово вошло в его жизнь. Алеша – сердцевина целого. Продолжаются интенции романа «Идиот» - читать Ветловскую: образ Алеши несет в себе черты житийного героя и обнаруживает черты Алексея, человека божия.

Вопросы к экзамену.

1. Ранняя драм Островского. Тут должно быть «Свои люди сочтемся» «Бедность и порок»

2. Конфликт в пьесе «Доходное место». См Журавлева Островский комедиограф

3. «Гроза» - драма или трагедия?

4. Смысл комедийной ситуации в «На всякого мудреца довольно красоты». См Белинкинс Анализ драматического произведения

5. Пьеса Островского Лес, таланты и поклонники, Без вины виноватый

6. «Бесприданица» как…

7. Типология Тургеневских романов Опянский классическая… показать, как меняется дискурс Тургенева. Выбрать для анализа пару романов

8. «Рудин» герой-максималист Маркович Тургенев и русский реалистический роман

9. Проблема счастья и долга в «Дворянское гнездо». Базаров как трагический герой. Лебедев (история русской литературы ред. Скатова) и Маркович – полемика. Прозоров (русская литература – 19 век)

10. Поэтика тургеневской повести. Обязательно повести о траг знач любви и таинственные повести (иногда темы пересекаются, Клара…). Песнь торжествующей любви. Ася. Вешние воды. Первая любовь?

11. Драма Обломова. Статьи Дружинина и Добролюбова.

12. Проблема народа и власти Салт-Щедрин «История одного города». Эйхенбаум.

13. Тема случайного семейства в «Господа Головлевы» (С-Щ). Покусаев «Господа головлевы» морально устарела, непохой фактический материал

14. Поэтика Щедринской сказки

15.

16. Открытия Достоевского в «Бедных людях». Бахтин. Открытие самосознание личности.

17. Проблематика романов Достоевского.

a. «П и Н» Тихомиров. «Лазарь, гряди вон». Три уровня преступления.

b. Идиот. «Роман Достоевского Идиот. Современное состояние изучения.

c. Бесы. Сараскина. Бесы – роман-предупреждение. Баржд. Повесть безвременных лет

d. Братья. Беллнак. Структура БК. Светловская поэтика романа БК.

18. Ранний Толстой специфика худ метода. Эйхенбаум.

19. Принцип контраста в «Война и мир». Бочаров. Война и мир. Кутузов – Наполеон.

20. Пути движущихся героев (Пьер – Андрей). Бочаров.

21. Наташа Ростова как худ центр. Сведлицкая проблема общения

22. Анна Каренина как трагическая героиня. Эйхенбаум. Лев Толстой в 70-е гг. Белинкинс.

23. Проблематика «Смерть Ивана Ильича». Введение в литературоведение Геже Фарино.

24. Воскресение как социальный идеологический роман. «Лев Толстой» взять на кафедре. Бахтин.

25. Чехов традиции анекдота в раннем Чехове. Сухих И.Н. Проблема поэтики Чехова. Несколько ранних рассказов. Хамелеон. Смерть чиновника.

26. Изображение человека в рассказах зрелого Чехова. Огромный вопрос.

27. Новаторство Чехова-драматурга. Скавтымов. Зингерманн. Театр Чехова. Полоцкая Вишневй сад

28. Конфликт в Вишневый сад

29. НоваторствоНекрасова-лирика. Н.Н.Скатов.

30. Специфика поэтических систем Тютчева и Фета в сопоставительном ключе. Скатов. Берковский (библиотека поэтов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: