double arrow

Жанр рассказа в творчестве В.М. Шукшина

Список рекомендуемой литературы

Повести В.Г. Распутина

Список рекомендуемой литературы

Творчество В.П. Астафьева

Литература справочного характера

Мемуарная литература

Воспоминания о серебря­ном веке.— М., 1993;

Дальние берега.— М., 1994.

Адамович Г.В. Одиночество и свобода // Знамя.— 1990.— № 3.

Аминадо Д. Поезд на третьем пути.— М., 1991.

Анненков И. Дневник моих встреч. Цикл трагедий.— М., 1993.

Берберова Н. Курсив мой (Автобиография).— М., 1996.

Варшавский В.С. Незамеченное поколение.— М., 1992.

Кодрянская Н. Алексей Ремизов.— Париж, 1959.

Любимов Л. На чужбине.—М., 1963.

Мейснер Д. Миражи и действительность: Записки эмигранта.— М., 1966.

Одоевцева И.В. На берегах Сены.— СПб., 1983.

Седых А. Далекие близкие: Литературные портреты.— М., 1995.

Степун Ф. Встречи. М.— СПб., 1995.

Шаховская З. В поисках Набокова. Отражения.— М., 1991.

Яновский В.С. Поля Елисейские. Книга памяти.— СПб., 1993.

Литературно-критические статьи общего характера

Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев.— М., 1991.

Литература русского зарубежья: 1920—1940.— М., 1993.

Михайлов О. Литература русского зарубежья.— М., 1995.

Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиг­рации.— М., 1994.

Русское литературное зарубежье. Сб. обзоров и материалов. Вып. 1.— М., 1991. Вып. 2.— М., 1993.

Литература русского зарубежья возвращается на родину. Выбороч­ный указатель публикаций. 1986—1990.— Вып.1.— Ч. I.— М., 1993.

Писатели русского зарубежья. 1918—1940: Справочник.— Ч.I. А-И.— М., 1993; Ч.II. К-С.— М., 1994.— Ч. III. Т-Я., М.,— 1995.

План

1. Роман «Царь-рыба»:

— жанровое своеобразие романа, роль авторского начала;

— проблематика, ощущение человеческой разобщенности, несоответствия конкретной исторической реальности исконным народным духовным ценностям, деформации в общественной жизни;

— система образов персонажей, отношение человека к природе как мерило его нравственности.

2. Повесть «Печальный детектив»:

— жанровая специфика повести, традиции Ф.М. Достоевского;

— «жестокий реализм» повествования, социально-нравственная и философская проблематика;

— духовные искания Леонида Сошнина;

— образ автора, соотношение художественного и публицистического начал.

Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов ХХ века.— Минск, 1998.

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: В 3-х кн — Кн. 2: Семидесятые годы (1968 —1986).— М., 2001.

Курбатов В.Я. Миг и вечность.— Красноярск, 1983.

Денщиков А.П. Виктор Астафьев.— М., 1992.

Яновский И.Н. Виктор Астафьев: Очерк творчества.— М., 1962.

План

1. Повесть «Прощание с Матерой»:

— современная общественная жизнь в свете национальных и общественных ценностей, сочетание остросоциальной и нравственно-философской проблематики;

— тема преемственности духовного наследия, столкновение традиции и цивилизации.

— антиномичность образной системы: «старинные старухи и старики» как носители национальных традиций — и безродные, беспамятные «обсевки» общества, образ Дарьи Пинигиной и ее соотнесенность с другими женскими персонажами повестей В. Распутина (Анна, Настена).

— своеобразие поэтики повести, соединение бытовых и символических деталей; трагический оптимизм.

1. Повесть «Пожар» как яркий пример неоклассической прозы и этапное произведение русской литературы 1980 годов:

— образ крестьянина-правдолюбца Ивана Егорова и его система ценностей.

— соединение реального и условно-метафорического в повести как характерная черта художественного мира В. Распутина.

Котенко Н.Н. Валентин Распутин: Очерк творчества.— М., 1988.

Семенова С.Г. Валентин Распутин.— М., 1987.

Тендитник Н.С. Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества.— Иркутск, 1987.

Лапченко А. Человек и земля в русской социально-философской прозе 1970-х годов.— Л., 1985.

Апухтина В.А. Современная советская проза: 1960-1970 годы.— М., 1984.

Ковский В.Е. Литературный процесс 1960 — 1970 годов.— М., 1983.

Золотусский И.П. В свете пожара.— М., 1989.

Панкеев И.А. Валентин Распутин.— М., 1990.

План

1. Циклизация как принцип композиции книг В. Шукшина: «Сельские жители», «Характеры», «Земляки», «Из детских лет Ивана Попова», сатирические циклы и т.д.

2. Создание многообразного народного национального характера в рассказах писателя. Утверждение права человека на индивидуальность и уважение («Чудик», «Жена мужа в Париж провожала», «Микроскоп» и др.).

3. Тема красоты человека и мира («Сапожки», «Даешь сердце», «Верую»).

4. Изображение трагедии нереализованных возможностей («Миль пардон, мадам», «Сураз») и ее сниженного варианта («Срезал», «Генерал Малафейкин».

5. Неприятие зла и бездуховности («Охота жить», «Танцующий Шива»).

6. Преобразование жанрово-стилевых форм («рассказ-судьба», «рассказ-характер», «рассказ-исповедь» — терминология Шукшина). Психологизм. Традиции и новаторство В. М. Шукшина — рассказчика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: