Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цели и задачи дисциплины.
Очная форма обучения
Распределение общего объема часов по видам учебной работы
курс | семестр | Аудиторные занятия | СРС | |||||||
всего | лекции | практические (семинарские) занятия | другие виды занятий | всего | курсовые работы | реферативные работы | индивидуальные занятия | другие виды СРС | ||
Общая трудоемкость дисциплины 60 ч.
Форма контроля: экзамен
История русской литературы ХХ века является составной частью общего курса истории русской литературы, который преподается на филологическом факультете ОмГУ. Данный период рассматривается как историко-культурная эпоха, имеющая свою специфику, эстетические и этические традиции.
В процессе изучения истории русской литературы ХХ века необходимо учитывать связь литературного процесса с социально-историческим развитием общества, учет имманентных закономерностей в развитии литературы (на уровне художественных систем – творческих методов, эстетических направлений и течений), характер взаимоотношений с русской литературой предшествующих десятилетий и мировой литературой. Формирование общей картины литературы второй половины включает в себя разнообразные жанрово-стилевые тенденции, эстетические закономерности. Кроме того, необходимо учитывать явления исторического и политического характера. В программе органично сочетается выявление общих тенденций развития русской литературы ХХ века и изучение творчества наиболее значимых писателей. Монографические разделы раскрывают этапы творчества писателя, особенности его художественного метода, философско-эстетических взглядов, жанрово-стилевой манеры.
Цели и задачи дисциплины состоят в том, чтобы сформировать у будущих специалистов представление об актуальных проблемах русской литературы ХХ в., показать эволюцию различных направлений и течений в литературе этого периода, осмыслить ведущие тенденции в литературе ХХ века, раскрыть сложные и драматичные судьбы писателей этого времени, обозначить преемственность литературных традиций, показать значение исторического опыта развития отечественной литературы ХХ в. Кроме того, в задачу данного курса входит формирование у студентов навыков профессионального литературоведческого анализа, специфики художественного творчества, что в конечном итоге должно активизировать научный поиск студентов.
Важное место при изучении данной дисциплины занимают практические занятия. Сочетание лекционных курсов с практическим позволяет активизировать процесс обучения, сделать его живым и динамичным. В ходе самостоятельной работы на практических занятиях студенты получают возможность конкретизировать лекционный и учебный материал, постигнуть как общие, так и частные закономерности литературного процесса, учатся анализировать текст, собирать библиографический материал, работать с критической литературой.
Формулируя основные требования к практическим занятиям, автор настоящего пособия исходит из того, что студенты должны, во-первых, тщательно изучать указанные в плане произведения; во-вторых, должны уметь работать с библиографией, научной и критической литературой; в-третьих, уметь сопоставлять различные точки зрения, проверяя их самостоятельными наблюдениями над художественным текстом. Навыки, полученные на практических занятиях, помогут становлению будущего учителя-словесника и журналиста.
«История русской литературы ХХ в.» как учебная дисциплина является «мостом» от пропедевтических к общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Она базируется на отечественной литературе ХIХ-первой половины ХХ вв, истории культуры, культурологии, имеет тесные связи с такими учебными дисциплинами как «История зарубежной литературы ХХ в.», «История России», «Эстетика», «Философия».