double arrow

Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Цели и задачи дисциплины.

Очная форма обучения

Распределение общего объема часов по видам учебной работы

курс семестр Аудиторные занятия СРС
всего лекции практические (семинарские) занятия другие виды занятий всего курсовые работы реферативные работы индивидуальные занятия другие виды СРС
       

Общая трудоемкость дисциплины 60 ч.

Форма контроля: экзамен

История русской литературы ХХ века является составной частью общего курса истории русской литературы, который преподается на филологическом факультете ОмГУ. Данный период рассматривается как историко-культурная эпоха, имеющая свою специфику, эстетические и этические традиции.

В процессе изучения истории русской литературы ХХ века необходимо учитывать связь литературного процесса с социально-историческим развитием общества, учет имманентных закономерностей в развитии литературы (на уровне художественных систем – творческих методов, эстетических направлений и течений), характер взаимоотношений с русской литературой предшествующих десятилетий и мировой литературой. Формирование общей картины литературы второй половины включает в себя разнообразные жанрово-стилевые тенденции, эстетические закономерности. Кроме того, необходимо учитывать явления исторического и политического характера. В программе органично сочетается выявление общих тенденций развития русской литературы ХХ века и изучение творчества наиболее значимых писателей. Монографические разделы раскрывают этапы творчества писателя, особенности его художественного метода, философско-эстетических взглядов, жанрово-стилевой манеры.

Цели и задачи дисциплины состоят в том, чтобы сформировать у будущих специалистов представление об актуальных проблемах русской литературы ХХ в., показать эволюцию различных направлений и течений в литературе этого периода, осмыслить ведущие тенденции в литературе ХХ века, раскрыть сложные и драматичные судьбы писателей этого времени, обозначить преемственность литературных традиций, показать значение исторического опыта развития отечественной литературы ХХ в. Кроме того, в задачу данного курса входит формирование у студентов навыков профессионального литературоведческого анализа, специфики художественного творчества, что в конечном итоге должно активизировать научный поиск студентов.

Важное место при изучении данной дисциплины занимают практические занятия. Сочетание лекционных курсов с практическим позволяет активизировать процесс обучения, сделать его живым и динамичным. В ходе самостоятельной работы на практических занятиях студенты получают возможность конкретизировать лекционный и учебный материал, постигнуть как общие, так и частные закономерности литературного процесса, учатся анализировать текст, собирать библиографический материал, работать с критической литературой.

Формулируя основные требования к практическим занятиям, автор настоящего пособия исходит из того, что студенты должны, во-первых, тщательно изучать указанные в плане произведения; во-вторых, должны уметь работать с библиографией, научной и критической литературой; в-третьих, уметь сопоставлять различные точки зрения, проверяя их самостоятельными наблюдениями над художественным текстом. Навыки, полученные на практических занятиях, помогут становлению будущего учителя-словесника и журналиста.

«История русской литературы ХХ в.» как учебная дисциплина является «мостом» от пропедевтических к общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Она базируется на отечественной литературе ХIХ-первой половины ХХ вв, истории культуры, культурологии, имеет тесные связи с такими учебными дисциплинами как «История зарубежной литературы ХХ в.», «История России», «Эстетика», «Философия».



Сейчас читают про: