Главное в споре не истина, а победа. Характеристики эпохи и культуры

Разделы философии софистов

Характеристики эпохи и культуры

Италийская. Возникла в греческих колониях Италии.

1) Философия Пифагорейского союза (Кротон).

2) Философия Элейской школы (Элея).

Критика Ионийской философии:

1) Материальный мир не прочен и не вечен, значит такого и основание (материя), на котором он существует.

2) Материальные свойства зависят от нематериальных характеристик.

Пифагорейский союз. Основатель Пифагор. Учение состоит из двух частей:

1. Акусмата – система правил жизни, которые призваны подготовить тело и душу для восприятия мудрости.

2. Математа – религиозно-философское учение о первоначале.

3. III-I вв. до н.э. Период заката (период эллинизма).

Античная философия периода расцвета (5-4 века до н.э.)

Греция одержала победу над персией. Греческие города-государства объединяются в 2 военно-политических союза: Аффинский(расцвет демократического государства), Пилопонесский (Спарта-олигархическое государство с вертикалью власти, гражадане имели только совещательный голос).

В эпоху демократии происходит расцвет публичной общественной жизни, расцвет риторики и софистики.

Философия софистов и Сократа(конец 5века до н.э.)

Софист -мудрец (с греч.).

Характеристики:

1. первые платные учителя мудрости

2. первые греческие просветители, критиковали обычаи, традиции предков («наш разум в каждом из нас и есть бог» не следует полагаться на авторитет, на традицию

3. мудрость-прежде всего личное благо, кто приуспел, кто живет не засчет семьи, своего происхождения, кто добился всего в жизни сам. Только его можно назвать воистину мудрым. Но научиться этому можно каждому. Софисты «демократизировали» мудрость.

4. Умение делать лучший для себя выбор, в любой ситуации так повернуть все, что бы одержать победу, получить выгоду.

Онтология-учение о мире.

Старшие софисты-Протагор,Горгий, Гиппий

Крзис физики: софисты выелили человека из мира природы(фюзис-мир природы, естественный природный, номос-разумный, социальный мир). Человеческая жизнь строится на других началах, чем природная. В природе есть вечные законы. Законы социальной жизни устанавливают сами люди.В их создании они руководствуются тем, что им выгодно. Людьми движут их личные интересы. Мир человека-не мир вещей, а мир ценностей. Ценности выражают отношение к вещам, окружающим человека. Оно зависит от точки зрения человека, от его мнения. Софисты не отрицают физическую реальность, материя есть, было бы глупо в этом сомневаться.Какова материя во многом определяется состояние человека(болезнь, состояние органов чувств, возраст, опыт, настроение).

Антропоцентризм -отнологический принцип, признающий в качестве субстанции мира человека.

Появление софистов и Сократа показывает переход философиии к человеку как к центру мира.

Субъективный идеализм -онтологическое направление, признающее в качестве субстанции человеческой жизни сознание человека.

Релятивизм -онтологический принцип, признающий относительность всего существующего, изменчивсть..

Гносеология -учение о познании и знании.

Софисты отрицают обективность познания, объективную истину. Каждое мнение-истина.

Главное-уметь ее доказать.

Софизм (уловка, головоломка-буквальный перевод)-гносиологический принцип, представляющий собой способ рассуждения, сознательно вводящий в заблуждение, допускающий противоречия.

Приемы: подменять начения понятий, (лучше потерять родину, чем жизнь, ведь теряя жизнь, мы вместе с ней теряем все, в том числе и родину). Абсолютно нарочито обсурдное утверждение, переход на личности, и т. д.

Истина это то, что полезно и выгодно каждому.

Агностицизм -отрицание познаваемости мира таким, каким он существует объективно и возможности иметь знание о нем.

Аксиология софистов.

Аксиология -филосовское учение о любых ценностях.

Все ценности относительны. Каждый в праве создавать личную систему ценостей.

Индивидуализм -аксиологический принцип, признающий или обосновывающий право человека на личную свободу, личные убеждения, ценности, образ жизни, мировоззрение.

Отрицает общезначимый критерий оценки человеческих поступков, основы человеческой жизни.

Аморализм -аксиологический принцип-отрицание общезначимости нравственных ценностей.

Уметь опреелить, к какой группе отнести гносиологические, аксиологические, онтологические определения.

Прочитать про философию сократа, про ввод в философию понятие диалектика.

Диалектика -искусство спора, искусство вести беседу, способ рассуждения, представляющий собой всестороннее обсуждение предмета с целью определения истины(тремин диалектики определяется в субъективном смысле. Субъективная диалектика-искусство рассуждать, вести беседы).

Различия Скората и софистов

Общее-антропоцентрим и субъективный идеализм.

Отличие-гносиология. Сократ признает познанаваемость мира, признает, что в мире людей есть общие ценности, именно они составляют основу человеческой души.

Критика софистов:

1. мудрости нельзя научить, можно только научиться самому, тем более за деньги. Это растлевает умы. «познай самого себя»

2. мудрость общее благо,, а не личное: она не может приносить одним выгоду, а другим вред.

3. Мудрость делает человека лучше, разивает в нем не эгоистические потребности и интересы, а способствует их преодолению, делает человека лучше

4. мудрость не может быть мнением, это знание, а оно общее для всех, имеет объективное содержание.

Приемы сократического диалога.

1. Ирония-тонкая насмешка, разрушающая ложные знания

2. Майевтика(помощь при родах)-рождение знания. Любое мнение ложно, а истинным может быть только знание, мнение у каждого свое, оно субъективно.

Истина -знание, выраженное с помозью понятий.

Метод рассуждения-индуктивная логика, рассуждение от частных примеров к общему теоретическому рассждению. Если познали содержимое нравственных понятий, то и выбор будем делать осознанно, со знанием дела.

У человека в мире 2 пути:

• если его мотивы только эгоистически

• действует по моральным мотивам, восстанавливает гармонию мироздания

Отличие морального мотива от других мотивов-он является общим благом, приносит пользу всем, бескорыстный мотив, сознательный внутренний свободный выбор.

Этизм -аксиологический принцип, признающий в качестве абсолютных ценностей человекческой жизни моральныее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: