Темы практических занятий

Раздел 15. Драматургия 1970-1990 гг.

Раздел 14. Поэзия 1970-1990 гг.

Раздел 13. Проза 1970-1990 гг.

Раздел 12. Творчество А.И.Солженицына

Раздел 11. «Возвращенная» литература.

Раздел 10. Творчество В.М.Шукшина

Раздел 9. Современная деревенская проза

Раздел 8. Современная военная проза

Раздел 7. Драматургия 1950-1960-х гг.

Раздел 6. Поэзия 1950-1960-х гг.

Раздел 5. «Военная» и «деревенская» проза 1950-1960-х гг.

Раздел 4. Проза середины 1950-х-начала 1960-х гг.

Раздел 3. Творчество М.М.Пришвина

Раздел 2. Новые явления в литературном процессе конца 1940-х - начала 1950-х гг.

Раздел 1. Жанровое и стилевое многообразие литературы периода Великой Отечественной войны

Содержание дисциплины.

Очная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины – 60 часов

Курс Семестр   Раздел дисциплины, содержание Всего Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа студента Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового)
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия
    Раздел 1. Жанровое и стилевое многообразие литературы периода Великой Отечественной войны
    Тема 1. Литература периода Великой Отечественной войны. Своеобразие прозы, поэзии, драматургии военных лет           собеседование
    Раздел 2. Новые явления в литературном процессе конца 1940-х - начала1950-х гг.
    Тема 2. Первое послевоенное десятилетие как историко-литературный период            
    Раздел 3. Творчество М.М.Пришвина
    Тема 3. Концепция человека и природы в творчестве М.М.Пришвина           доклады
    Раздел 4. Проза середины 1950-х-начала 1960-х гг.
    Тема 4. Проза середины 1950-х-начала 1960-х гг.           рефераты, коллоквиум
    Раздел 5. «Военная» и «деревенская» проза 1950-1960-х гг.
    Тема 5. «Военная» и «деревенская» проза как вершинные достижения литературы этого периода           собеседование
    Раздел 6. Поэзия 1950-1960-х гг.
    Тема 6. Лирическая поэзия 1950-1960-х гг.           доклады
    Тема 7. Пути развития поэмы 1950-1960-х гг.           доклады
    Раздел 7. Драматургия 1950-1960-х гг.
    Тема 8. Многообразие жанрово-стилевых исканий в драматургии 1950-1960-х гг           рефераты
    Раздел 8. Современная военная проза
    Тема 9. Новое о человеке на войне в литературе 1970-1990-х гг.           рефераты
    Раздел 9. Современная деревенская проза
    Тема 10. Пути развития современной деревенской прозы           коллоквиум
    Раздел 10. Творчество В.М.Шукшина
    Тема 11. Жизненный и творческий путь В.М.Шукшина.           коллоквиум
    Раздел 11. «Возвращенная» литература
    Тема 12. «Возвращенная литература” как историко-литературная проблема.           доклады
    Раздел 12. Творчество А.И.Солженицына
    Тема 13. Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына           рефераты
    Раздел 13. Проза 1970-1990-х гг.
    Тема 14. Новые тенденции в прозе 1970-1990-х гг.           доклады
    Раздел 14. Поэзия 1970-1990-х гг.  
    Тема 15 Художественно-стилевые искания в поэзии 1970-1990-х гг.           доклады
    Раздел 15 Драматургия 1970-1990-х гг.
    Тема 16 Художественно-стилевые искания в драматургии 1970-1990-х гг.           коллоквиум
    ИТОГО:            

Тема 1. Литература периода Великой Отечественной войны. Своеобразие прозы, поэзии, драматургии военных лет

Война и духовная жизнь общества. Жанровое и стилевое много­образие лирики военных лет. Развитие сатирических жанров. Стихи советских поэтов, погибших на войне. Песня в годы войны. Поэма военных лет.

Место и роль публицистики в период Великой Отечественной войны. Особенности и значение очерка военных лет. Тематическое и стилевое многообразие «малых» прозаических жанров. Повесть и роман в годы войны.

Драматургия военных лет.

Тема 2. Первое послевоенное десятилетие как историко-литературный период

Первое послевоенное десятилетие как историко-литературный период. Характеристика основных тенденций в литературе этого времени. Новый взгляд на войну в повестях В. Некрасова «В окопах Сталинграда», Э. Казакевича «Звезда» и «Двое в степи», В. Пановой «Спутники».

Попытки постижения противоречий социально-политического развития общества в очерках В. Овечкина, Г. Троепольского.

Романы Л. Леонова «Русский лес» и Б. Пастернака «Доктор Жи­ваго» и их роль в развитии русской литературы.

Лирика поэтов фронтового поколения (С. Орлов, М. Дудин, А. Недогонов, С. Наровчатов и др.). Развитие поэмы в послевоенное время.

Состояние и направление поисков в послевоенной драматургии (Б. Лавренев «За тех, кто в море», К. Симонов «Русский вопрос», Л. Леонов «Золотая карета»).

Тема 3. Концепция человека и природы в творчестве М.М.Пришвина

К истокам пришвинского творчества. Концепция человека и природы у М. Пришвина. Поиски писателем жизненной и творческой правды, глубина решения социально-нравственных и философских проблем в романе «Кащеева цепь» и повестях «Жень-шень» и «Фа­целия». Национально-патриотические и государственные идеи в по­вести «Корабельная чаща» и романе «Осударева дорога». Синтез со­циального и философского, жанровое своеобразие произведений. Дневниковые записи писателя, их философское и морально-этическое содержание. Художественное своеобразие рассказа-миниатюры. Философско-лирический стиль М. Пришвина.

Тема 4. Проза середины 1950-х-начала 1960-х гг.

Активизация литературной жизни в стране. «Оттепель» как вы­ражение надежд общества на очистительные перемены. Производст­венные и нравственные коллизии в романах В. Дудинцева «Не хле­бом единым», Г. Николаевой «Битва в пути», Д. Гранина «Иду на грозу».

Публицистическое заострение социальных, нравственно-психологических проблем в «Рычагах» А. Яшина, рассказах В. Тенд­рякова, повести С. Смирнова «Брестская крепость».

Реалистические традиции рассказах Ю. Казакова и Ю. Нагибина.

Появление «лирической прозы» как выражение особого интере­са к судьбе личности, к индивидуальному началу в народной жизни («Дневные звезды» О. Берггольц; «Капля росы» и «Владимирские проселки» В. Солоухина).

Прошлое в свете современности. Судьба человека в драматиче­ских испытаниях эпохи («Жестокость», «Испытательный срок» П. Нилина, «Хранитель древностей» Ю. Домбровского, «На Ирты­ше» С. Залыгина). Этапное значение рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

«Лирико-исповедальная» проза и характер молодого современ­ника в произведениях А. Кузнецова «Продолжение легенды», А. Гладилина «Хроника времен Виктора Подгурского», В. Аксенова «Звездный билет», «Коллеги».

Тема 5. «Военная» и «деревенская» проза как вершинные достижения литературы этого периода

Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны в прозе 50-60-х годов в произведениях К. Воробьева «Убиты под Москвой, В. Богомолова «Иван», М. Шолохова «Судьба человека», Г. Бакланова «Пядь земли», Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», «Последние залпы», В. Астафьева «Звездопад».

Реалистическое изображение быта войны, нравственных колли­зий военного времени. Концепция героического и новый тип героя. Традиции масштабно-исторического подхода к изображению войны в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые».

Нравственно-философское осмысление войны в романе В. Грос­смана «Жизнь и судьба».

«Деревенская» проза 50-60-х годов и споры о ней в критике. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» и его место в процессе художественного освоения народного быта. Русский национальный характер в повестях В. Белова «Привычное дело» и Б. Можаева «Из жизни Федора Кузькина».

Тетралогия Ф. Абрамова «Пряслины» как своеобразный итог це­лого периода в развитии «деревенской» прозы.

Тема 6. Лирическая поэзия 1950-1960-х гг.

Поэтический «взрыв» в литературе этого периода. Приметы об­новления и подъема в творчестве поэтов старшего поколения (позд­няя лирика Н. Заболоцкого и А. Твардовского, «Раздумье» Н. Асеева, «Синяя весна» В. Луговского, «Признание» А. Прокофьева, «Когда разгуляется» Б. Пастернака).

Социальные и художественные поиски молодых поэтов (Е. Ев­тушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Р. Казакова и др.) Споры о «громкой» и «тихой» поэзии.

Лирика Н. Рубцова, основные темы и мотивы творчества поэта; образы родины, русской природы и истории в стихах Н. Рубцова.

Природа и человек в поэзии О. Фокиной, А. Жигулина, В. Соко­лова, Г. Горбовского, А. Прасолова, Ст. Куняева, Н. Тряпкина.

Своеобразие философской лирики (Л. Мартынов, А. Тарковский, Е. Винокуров, В. Шефнер).

Авторская песня и ее место в развитии поэзии 50-60-х годов (Н. Матвеева. Б. Окуджава, А. Галич, Е. Клячкин, В. Высоцкий и др.).

Поэтический нео-авангард (Вс. Некрасов, Г. Сапгир, Г. Айги, В. Соснора, И. Холин).

Тема 7. Поэмы 1950-1960-х гг.

Книга поэм В. Луговского «Середина века». Социально-фило­софское осмысление эпохи, опыта истории, судеб народа. Образ ли­рического героя, особенности жанра и стиля. Лирический эпос А. Твардовского. Поэма «За далью - даль» как лирико-философская эпопея о современности и эпохе. Сатирическая поэма «Теркин на том свете». Поэма «По праву памяти» и ее место в современном литературном процессе. «Реквием» и «Поэма без героя» А. Ахматовой. Лирико-философское постижение трагических противоречий времени в этих произведениях. Проблематика и художественное своеобразие поэм об историческом прошлом и современности («Строгая любовь» Я. Смелякова, «Красное солнышко» и «Любава» Б. Ручьева, «Проданная Венера» и «Седьмое небо» В. Федорова, «Суд памяти» Е. Исаева, «Реквием» Р. Рождественского, «Мастера» А. Вознесен­ского, «Станция Зима» и «Братская ГЭС» Е. Евтушенко

Тема 8. Многообразие жанрово-стилевых поисков в драматургии 1950-1960-х гг.

Многообразие жанрово-стилевых исканий в драматургии 50—60-х годов. Развитие социально-психологической драмы. Пьесы А. Арбу­зова «Иркутская история»; В. Розова «В добрый час», «В поисках радости»; А. Володина «Пять вечеров», «Старшая сестра». Характе­ры молодых современников.

Переход от драмы открытых столкновений к драме выбора. Пье­сы А. Салынского «Барабанщица», «Мария»; А. Штейна «Океан», Л. Зорина «Варшавская мелодия».

Оригинальность художественных решений, многообразие жан­ровых и стилевых форм, усиление роли условных сценических прие­мов в драматургии этого периода.

Художественные открытия А. Вампилова. Традиционное и нова­торское в его драматургии. Воздействие творческого опыта Вампи­лова на искания в современной драме.

Тема 9. Новое о человеке на войне в литературе 1970-1990-х гг.

Углубле­ние антивоенной темы в «военной прозе» этого периода: «Навеки -девятнадцатилетние» Г. Бакланова, «А зори здесь тихие» Б. Василье­ва, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «Сашка» В. Кондратьева.

Идейно-художественное своеобразие партизанских повестей В. Быкова.

Сближение проблематики военной прозы с нравственно-фило­софскими поисками: «Живи и помни» В. Распутина, «Берег», «Вы­бор» и «Игра» Ю. Бондарева, «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова. Значение документа для развития военной прозы: «У войны - не женское лицо», «Цинковые мальчики» С. Алексиевич, «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина, «Я из огненной деревни» А. Адамовича, Я. Брыля, В. Колесника.

Развитие военной прозы в конце 80-х - начале 90-х годов: «Мой Сталинград» М. Алексеева, «Прокляты и убиты», «Так хочется жить» В. Астафьева, «Мой генерал» Г, Владимова, «Бермудский тре­угольник» Ю. Бондарева и др.. Афганская и чеченская войны на страницах современной прозы.

Тема 10. Судьба русской деревни в прозе 1970-1990-х гг.

Споры о деревенской прозе в критике и литературоведении. Ху­дожественная актуализация и абсолютизация народной родовой и естественной природы человека в повестях В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», Пожар»; В. Астафьева «Последний поклон»; рассказах В. Шукшина, «Ладе» В. Белова, романе С. Залы­гина «Комиссия».

Связь деревенской прозы с проблемой «человек и природа» (В. Астафьев «Царь-рыба», Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебе­дей», Ч. Айтматов «Белый пароход»). Обращение к трагическим событиям коллективизации в романах В. Белова «Кануны» и «Год великого перелома», Б. Можаева «Мужики и бабы» и «Изгой», С. Антонова «Овраги», М. Алексеева «Драчуны».

Современная проза о деревне: Б. Екимов «Пастушья звезда», «Пиночет»; А. Варламов «Дом в деревне»; В. Распутин «В ту же зем­лю», «Изба»; С. Антонов «Рой».

Тема 11. Жизненный и творческий путь В.М.Шукшина

Проблематика и художественное своеобразие рассказов В. Шук­шина. Проблема народа как центральная тема шукшинского творче­ства. Дискуссия вокруг творчества писателя. Концепция народного характера в киноповести «Калина красная». Романы В. Шукшина «Любавины» и «Я пришел дать вам волю». Новизна интерпретации исторических со­бытий и роли личности. Своеобразие шукшинской публицистики.

Тема 12. «Возвращенная литература и ее роль в современном литературном процессе»

Роль «возвращенной» литературы в формировании обществен­ного самосознания, нравственно-философских и национально-историчес-ких исканий общества по произведениям А. Рыбакова «Дети Арбата», А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», В. Ду-динцева «Белые одежды», Д. Гранина «Зубр», Ю. Трифонова «Ис­чезновение».

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведениях А. Солженицына «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», В. Шаламова «Колымские рассказы», А. Жигулина «Чер­ные камни», О. Волкова «Погружение во тьму», Г. Владимова «Вер­ный Руслан», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей».

Тема 13. Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына

Первые публикации Солженицына в советской периодике. Ше­стидесятые годы в творчестве писателя. Роман «В круге первом» (две основные редакции), повесть «Раковый корпус», пьесы, киносцена­рии. Истоки сталинизма в «опыте художественного исследования» «Архипелаг ГУЛАГ». Историческая концепция и философия истории писателя в эпопее «Красное колесо». Спор с Л. Толстым по вопросу о роли личности в истории. Автобиографическая проза писателя («Бо­дался теленок с дубом», «Угодило зернышко меж двух жерновов»). Публицистика А. Солженицына. Творчество Солженицына после возвращения в Россию.

Тема 14. Новые тенденции в прозе 1970-1990-х гг.

Проблемно-тематическая дифференциация эпических жанров. Становление и движение различных литературных течений в прозе 70-80-х годов. Споры об «антимещанской литературе» и «бытовой прозе». Художественное освоение быта современного человека в про­изведениях Т. Толстой, Л. Петрушевской, Вик. Ерофеева, Ю. Трифо­нова, Г. Семенова.

Поколение «сорокалетних» в прозе этого периода; В. Маканин, А. Ким, Р. Киреев, В. Личутин, А. Курчаткин, С. Есин, В. Крупин. Социально-исторические истоки прозы «сорокалетних», проблемно-стилевые искания. Дискуссии в критике об этой литературной гене­рации, об «амбивалентном герое».

Проблематика и художественное своеобразие современной «фи­лософской» прозы (Ч. Айтматов «Буранный полустанок», «Плаха». А. Битов «Пушкинский дом», В. Орлов «Аптекарь»).

Рождение русского постмодернизма. Постмодернистская проза А. Битова, С. Соколова, Т. Толстой, В. Пьецуха, Вик. Ерофеева, Е. Пелевина, В. Сорокина.

Творчество Вен. Ерофеева.

Тема 15. Жанрово-стилевые искания в поэзии 1970-1990-х гг.

Поэтические дискуссии 70-80-х годов. Роль и место мастеров старшего поколения в поэтическом процессе (А. Твардовский, Я. Смеляков, Л. Мартынов, А. Тарковский и др.).

Художественно-стилевые искания в лирике поэтов фронтового поколения (М. Дудин, Б. Слуцкий, С. Орлов, Ю. Друнина, А. Межиров и др.).

Проблематика и художественное своеобразие творчества поэтов послевоенного поколения (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рож­дественский).

Творчество поэтов «тихой лирики» (С. Куняев, Ю. Кузнецов, А. Жигулин, Вл. Соколов, А. Прасолов, А. Передреев).

Неоакмеизм в современной поэзии (А. Тарковский, М. Петро­вых, Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О. Чухонцев).

Творческие поиски молодых поэтов, представителей современ­ного постмодернизма, их художественные обретения и потери (И. Жданов, Д. Пригов, А. Еременко, А. Парщиков, Ю. Арабов, Т. Кибиров и др.).

Пути развития современной рок-поэзии (А. Башлачев, В. Цой, Б. Гребенщиков и др.).

Публикации из литературного наследия А. Ахматовой. О, Ман­дельштама, Ю. Домбровского, В. Шаламова, О. Берггольц, Б. Слуц­кого. Их влияние на развитие современной поэзии.

Поэзия И. Бродского.

Поэма на современном этапе. Многообразие художественных поисков: взаимодействие в современных поэмах документальности и лиризма, философско-обобщающего и пародийно-сатирического на­чал. Новые аспекты в решении гуманистических, нравственных и эстетических проблем (С. Наровчатов «Василий Буслаев», Д. Самой­лов «Снегопад», В. Соколов «Сюжет», Ю. Кузнецов «Дом», Р. Рож­дественский «Двести десять шагов», А. Вознесенский «Ров», Е. Ев­тушенко «Фуку», В. Федоров «Женитьба Дон-Жуана», А. Преловский «Вековая дорога»).

Тема 16. Новые тенденции в драматургии 1970-1990-х гг. (1 час.)

Усложнение авторской позиции, поиск новых конфликтных си­туаций в литературе этого периода. Коллизии любви и быта в пьесе М. Рощина «Валентин и Валентина»; драматизм взаимоотношения «отцов» и «детей» в пьесах А. Арбузова «Жестокие игры», В. Розова «Гнездо глухаря» и «Кабанчик», А. Дударева «Порог». Развитие «производственной драмы». Исследование нравственной стороны общественно значимых производственных проблем в пьесах А. Гель­мана «Премия», И. Дворецкого «Человек со стороны», Г. Бокарева «Сталевары». Расширение жанровой палитры, осложнение производ­ственных конфликтов конфликтами психологическими. Кризис «производственной драмы» к концу 80-х годов.

Развитие публицистической драмы. Ее роль в оперативной по­становке актуальных социально-нравственных проблем: А. Мишарин «Серебряная свадьба», В. Дозорцев «Последний посетитель», Р. Солнцев «Статья», М. Шатров «Диктатура совести», «Брестский мир», «Дальше, дальше, дальше...».

Пути развития современной комедиогарфии (комедии Л. Зорина, С. Михалкова, Г. Горина и др.

Драматургия «новой волны» (пьесы Л. Петрушевской. А. Гали­на, В. Арро, Н. Садур и др.) Сегодняшнее восприятие драматургии «новой волны» как попытки изнутри осветить застойные явления в жизни общества.

Драматургия Н. Коляды.


ЗАНЯТИЕ № 1

ПОЭМА А.ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН». ЕЕ ЖАНРОВЫЕ

И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Задание.

1. Подготовить реферативное сообщение о жанрово-композиционном своеобразии поэмы военных лет.

2. Подготовиться к ответу о творческом пути А. Твардовского.

3. Выучить наизусть любой отрывок из поэмы.

План.

1. Жанрово-композиционное своеобразие поэмы военных лет «Киров с нами», О.Берггольц «Февральский дневник», В.Инбер «Пулковский меридиан», М.Алигер «Зоя», П.Антокольский «Сын»).

2. Творческая история поэмы А.Твардовского «Василий Теркин».

3. Жанровое своеобразие поэмы. Особенности композиции.

4. Образ Теркина в поэме. Проследить, как автор соотносит поведение и переживание героя с ходом войны.

5. Образ автора и его функция в поэме.

6. Художественное мастерство А.Твардовского (народность поэмы, роль фольклорных традиций, юмор в произведении). Особенности поэтической лексики и фразеологии.

ЛИТЕРАТУРА.

Художественные тексты.

Твардовский А. Василий Теркин.

Основная.

1. Твардовский А. Как был написан «Василий Теркин» (ответ читателям). // Твардовский А. Собр. Соч.: В 6т. М., 1980. Т.5. С. 101-143.

2. «Василий Теркин» - народная эпопея. Воронеж, 1981.

3. Любарева Е.П. Эпос А.Твардовского. М., 1982. (Гл.2 «Ради жизни на земле»).

4. Кондратович А. Александр Твардовский. 2-е изд. М., 1985. (Гл. «Теркин и его автор»).

5. Гришунин А.Л. «Василий Теркин» Александра Твардовского. М., 1987.

Дополнительная.

1. Рощин П.Ф. Поэма А.Твардовского «Василий Теркин»: Пособие для учителя. 2-е изд.М., 1959.

2. Котов М.С. В мастерской стиха Твардовского. Саратов, 1963.

3. Макаров А. Александр Твардовский и его книга про бойца // Макаров А. Идущим вослед. М., 1969.

4. Турков А. Александр Твардовский. М., 1970.

5. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика, стиль поэтика. 2-е изд. М., 1975.

6. Дементьев В. Александр Твардовский. М., 1976.

7. Македонов А. Творческий путь Твардовского. Дома и дороги. М., 1981.

8. Воспоминания об А.Твардовском. М., 1982.

ЗАНЯТИЕ № 2

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО А.ПЛАТОНОВА

(на материале военной прозы писателя).

Задание.

1. Прочитать 3-4 рассказа писателя военных лет. Сделать выписки в рабочую тетрадь в соответствии с пунктами плана и перечнем критической литературы.

2. Уточнить, опираясь на работы литературоведов, понятие «стиля» литера турного произведения.

План.

1 Творческая биография Андрея Платонова (общая характеристика).

2. Философская концепция человека и мира в творчестве писателя (на примере известных вам произведений).

3. Как строятся сюжеты анализируемых произведений? В чем их своеобразие?

4. Какие художественные приемы использует писатель, создавая тот или иной человеческий характер? Определите особенности платоновского стиля, сделайте в тетради выписки наиболее оригинальных фраз и словосочетаний.

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты.

Платонов А. Одухотворенные люди, Мать(Взыскание погибших),

Неодушевленный враг, Афродита, Девушка Роза, Возвращение.

Основная.

1.Полтавцева Н. Философия прозы Андрея Платонова. Ростов-на-Дону, 1981.

2.Васильев В. Андрей Платонов. М., 1982.

3.Акимов В. Солдат начинается с думы об отечестве… // А.Платонов. Одухотворенные люди. М., 1986.

4. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. М., 1987.

5. Чалмаев В. Андрей Платонов. М., 1989.

6. Страна философов Андрея Платонова. Сб. М., 1999

Дополнительная.

1. Залыгин С. Сказки реалиства и реализм сказочника // Вопросы литературы, 1971, № 7.

2. Евтушенко Е. Судьба Платонова // Советская культура, 1988, 20 авг.

3. Семенова С. Преодоление трагедии. М., 1989. (Гл. «В усилии к будущему времени…» Философия Андрея Платонова).

4. Карасев Л. Знаки покинутого детства («постоянное» у А.Платонова) // Вопросы философии, 1990, № 2.

5. Варламов А. Платонов и Шукшин. Геополитические оси русской литературы // Москва, 1988, № 2.

ЗАНЯТИЕ № 3

ПОЗДНЯЯ ЛИРИКА Н.ЗАБОЛОЦКОГО.

Задание.

1. Общая характеристика творческой эволюции Н.Заболоцкого.

2. Выучить наизусть одно стихотворение Н.Заболоцкого из цикла «Последняя любовь» и сделать его письменный анализ

План.

1. Особенности ранней лирики Н.Заболоцкого. Заболоцкий и «обэриуты».

2.Основные темы и мотивы поздней лирики Н.Заболоцкого. В чем вы находите связь и различие между ранней лирикой Заболоцкого и его поздним творчеством?

3.Охарактеризуйте образ лирического героя поэта: его духовный мир, его переживания.

4.Проанализируйте особенности поэтики Заболоцкого: на какие художественные традиции опирается поэт, особенности его поэтического языка, стиховой формы.

ЛИТЕРАТУРА.

Художественные тексты.

Заболоцкий Н.: Столбцы; цикл «Последняя любовь»; Некрасивая

девочка; Старая актриса; О красоте человеческих лиц; Не позволяй душе лениться; Уступи мне, скворец, уголок.

Основная.

1. Македонов А. Николай Заболоцкий. Л., 1968.

2. Ростовцева И. Николай Заболоцкий. М., 1976.

3. Турков А. Николай Заболоцкий. М., 1981.

4. Герасимова А. ОБЭРИУ (проблема смешного) // Вопросы литературы, 1988, № 4.

Дополнительная.

1.Альфонсов В. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.-Л., 1966.

2. Воспоминания о Н.Заболоцком. 2-е изд. М., 1984.

ЗАНЯТИЕ № 4

НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР РОМАНА Б.ПАСТЕРНАКА

«ДОКТОР ЖИВАГО».

Задание.

1. Познакомиться с различными критическими оценками романа и определить свое отношение к ним.

2. Выучить наизусть одно стихотворение их цикла «Стихотворения Юрия Живаго» и сделать в тетради его письменный анализ.

План.

1. Путь писателя к роману «Доктор Живаго» и его творческая история.

2. Образ Юрия Живаго.

а) проследить основные этапы становления личности героя;

б) показать на конкретных примерах из текста, как соотносится судьба героя с историческими событиями, какую позицию занимает он в споре о гуманизме и жестокости, о нравственности выбора, об искусстве.

3.Женские образы в романе. Обратите внимание на основные этапы в развитии характера Лары.

4. Исторические судьбы России в художественном сознании героев романа. (Обратите внимание на историко-философские суждения Веденяпина, Гордона и других героев об идее свободной личности, об идее жизни как жертве. Отношение героев к России, к народу, к революции и войне).

5. Художественное совершенство романа.

а) какова сюжетная и композиционная роль «Стихотворений Юрия Живаго».

б) в чем состоит своеобразие жанра и композиции романа;

в) роль евангельских мотивов и образов в романе;

г) особенности психологической характеристики героев в романе «Доктор Живаго».

ЛИТЕРАТУРА

Художественный текст.

Пастернак Б. «Доктор Живаго».

Основная

1. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир, 1988 № 1.

2. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир, 1988, № 6.

3. Обсуждаем роман Б.Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы, 1988 № 9.

4. «Доктор Живаго» вчера и сегодня // Лит. Газета, 1988, 15 июня.

5. Пискунова С., Пискунов В. Вседневное наше бессмертье // Литературное обозрение, 1988, № 8.

6. Горелов П.Г. Размышления над романом // За алтари и очаги. М., 1989.

7. С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака: Сб. материалов и статей. М., 1990.

8. Смирнов Игорь П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1996.

Дополнительная

1. Иванова Н. Смерть и воскресение Юрия Живаго // Юность, 1988, № 5.

2. Кузичева А. Диагноз «Доктора Живаго» // Книжное обозрение, 1988, 24 июня.

3. Колобаева Л. От временного к вечному // Вопросы литературы, 1988, № 3.

4. Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. М., 1989.

5. Переписка Бориса Пастернака М., 1990.

6. К 100-летию со дня рождения Б.Л.Пастернака // Вопросы литературы, 1990, № 2.

7. 7. Овчинников Н.Ф. Б.Л.Пастернак: поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии, 1990, № 4.

8. «А за мною шум погони…». Борис Пастернак и власть. Документы 1956-1972. М., 2001.

ЗАНЯТИЕ № 5

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ А. СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА».

Задание

1.Подготовить реферативное со общение на тему: «Основные этапы жизни и творчества А.Солженицына».

2.Познакомиться с различными критическими оценками рассказа и определить свое отношение к ним.

3. Выписать в рабочую тетрадь наиболее характерные слова и речевые обороты, отражающие особенности стиля писателя.

План

1. Творческая история рассказа и полемика вокруг него.

2. Лагерь, его устройство и предназначение. Социальная иерархия лагерной жизни и ее законы.

3. Образ главного героя, его прошлое и настоящее.

4. В чем заключается новизна концепции личности, предложенной литературе Солженицыным.

5. Проанализируйте систему персонажей в рассказе Солженицына. Покажите, в сопоставлении с какими образами выявляется характер Ивана Денисовича.

6.Особенности языка писателя.

7.Рассмотрите рассказ А.Солженицына в контексте литературы о сталинских лагерях (А.Жигулин «Черные камни», В.Шаламов «Колымские рассказы», Е.Гинзбург «Крутой маршрут» и др.) В чем отличие рассказа Солженицына от других произведений на эту тему?

ЛИТЕРАТУРА

Художественный текст.

Солженицын А. Один день Ивана Денисовича.

Основная

1. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир, 1964, № 1.

2. Винокур Т.Г. С новым годом, пятьдесят вторым // Вопросы литературы, 1991, № 11-12.

3. Лакшин В. Пути журнальные. Из литературной полемики 60-х годов. М., 1990.

4. Паламарчук П.Г. Александр Солженицын. Путеводитель. М., 1991.

5. Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

6. Муромский В.П. Из истории литературной полемики вокруг повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Литература в школе, 1994, № 3

Дополнительная

1. Решетовская П.Е. Александр Солженицын и читающая Россия. М., 1990.

2. Шаламов В. Из литературного наследия // Знамя, 1990, № 7.

3. Лакшин В. «Новый мир» во времена Хрущева. Дневник и попутное (1953-1964). М., 1991.

4. Спиваковский П.Е. Феномен А.И.Солженицына: новый взгляд. М., 1991.

ЗАНЯТИЕ № 6

ЛИРИКА «ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ»: АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ (Б.АХМАДУЛИНА, Р.РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Е.ЕВТУШЕНКО, Б.ОКУДЖАВА, А.ВОЗНЕСЕНСКИЙ)

Задание

1. Выбрать для конкретного анализа творчество одного из поэтов.

2. Составить тезисный план анализа и сделать общий вывод о характерных особенностях лирики поэта, пользуясь пунктами плана.

3. Выучить наизусть одно стихотворение любого поэта и сделать его письменный анализ.

План

1. Краткая характеристика жизненного и творческого пути поэта.

2. Какие общественные процессы отразились в лирике поэта?

3. Выделить круг основных тем и мотивов, характерных для творчества данного поэта.

4. Образ лирического героя, его духовный мир.

5. Искусство слова, ритма, рифмики.

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Лирика Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского, Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Окуджавы 60-х годов.

Основная

1. Зайцев В. Современная советская поэзия. М., 1969.

2. Михайлов А. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней. М., 1973.

3. Гусев В. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы шестидесятых годов. М., 1974.

4. Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. О лирической поэзии 60-х годов. М, 1975.

5. И были наши помыслы чисты… Об одной встрече спустя тридцать лет // Огонек, 1987, № 9.

Литературу по творчеству конкретных поэтов подобрать самостоятельно.

ЗАНЯТИЕ № 7

ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ В ПОВЕСТЯХ Ю.ТРИФОНОВА.

Задание

1.Прочитать две повести Ю.Трифонова по выбору.

2. Подготовить реферативное сообщение на тему: «Основные этапы жизни и творчества Ю.Трифонова».

3. На основе анализа одной из повестей сделать вывод о своеобразии конфликта и особенностях поэтики произведения. Приведите для примера цитаты из текста.

План

1.Основные этапы жизни и творчества Ю.Трифонова.

2.Быт и бытие в повестях Ю.Трифонова. Как решает писатель проблему столкновения материальных и духовных ценностей?

3.Герои Ю.Трифонова и варианты нравственных программ и норм. Бытовое и социально-психологическое значение ситуации обмена в повестях Ю.Трифонова.

4.Авторское отношение к позиции героев.

5.Мастерство сюжетосложения, «ключевое слово» как одна из особенностей повествования. Своеобразие психологизма писателя

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты.

Обмен, Предварительные итоги, Долгое прощание, Другая жизнь.

Основная

1.Панкин Б. По кругу или по спирали // Дружба народов, 1977, № 5.

2. Теракопян Л. Городские повести Ю.Трифонова // Трифонов Ю. Другая жизнь. М., 1979.

3. Велембовская И. Симпатии и антипатии Ю.Трифонова // Новый мир, 1980, № 9.

4. Иванова Н. Проза Ю.Трифонова. М., 1984.

5. Турков А. Вечный огонь. М., 1984.

Дополнительная

1. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской литературе. М., 1977.

2. Сахаров В. Обновляющийся мир: Заметки о текущей литературе. М., 1980.

3. Текевелян Д. День забот. Размышления о городской прозе 60-70-х годов. М., 1982.

4. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

5. Трифонов Ю. Как слово наше отзовется. М., 1985.

ЗАНЯТИЕ № 8.

СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПОЗДНИХ РАССКАЗАХ В.М.ШУКШИНА.

Задание.

1.Подготовить сообщение на тему: «Споры о «деревенской прозе» в критике и литературоведении.

2. Повторить по «Введению в литературоведение» материало художественном конфликте и его типах.

3. Прочитать 4-5 рассказов позднего Шукшина. Проследить на материале выбранных произведений своеобразие конфликта и способах его художественной реализации.

План

1. На каких сторонах быта и духовного мира героев сосредоточено внимание автора?

2.Обратите внимание на поиски смысла жизни шукшинскими героями, на то, как решает писатель проблему жизни и смерти.

3.Шукшинское решение «проклятых» русских вопросов «кто виноват?» и «что делать?».

а) каким образом развивается основной конфликт в рассказах Шукшина?

б) как сами герои осмысливают противоречие своего бытия?

в) в чем своеобразие выражения авторской позиции в осмыслении драматизма жизни своих героев?

4.Способы художественной реализации конфликта в рассказах Шукшина.

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Шукшин В. Горе; На кладбище; Как зайка летал на воздушных шариках; Обида; Жена мужа в Париж провожала; Боря; Сураз; Жил человек; Танцующий Шива; Ночью в бойлерной, Микроскоп; Миль пардон, мадам; Алеша Бесконвойный; Верую.

Основная

1.Белая Г. Антимиры Василия Шукшина // Литературное обозрение, 1977, № 5.

2. Горн В. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, 1981.

3. Апухтина В. Проза Шукшина. М., 1981.

4. Панкин Б. Василий Шукшин и его «чудики» // Панкин Б. Строгая литература. М., 1982.

5.Коробов В. Василий Шукшин. М., 1984.

6. Черносвитов Е. Пройти по краю: Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти, бессмертии. М., 1989.

7.Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М.Шукшина. Барнаул, 1992.

8.Творчество В.М.Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.

9. Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. М., 1999

Дополнительная

1. Кузнецов Ф. Судьбы деревни в прозе и критике. М., 1975.

2. Лобанов М. Уроки «деревенской прозы» // Лобанов М. Внутреннее и внешнее. М., 1975.

3. Протченко В. Современая «деревенская проза» в литературной критике // Русская литература, 1977, № 2.

4. Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы; Чалмаев В «Воздушная воздвиглась арка…» // Вопросы литературы, 1985, № 6.

ЗАНЯТИЕ № 9.

ТЕАТР АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА

Задание

1.Прочитать пьесу А.Вампилова «Утиная охота».

2.Повторить материал о драме и ее жанровых формах.

3.Сделать общий вывод о своеобразии театра А.Вампилова.

План.

1.Творческая биография А.Вампилова (общая характеристика).

2.Проблемы и герои пьесы А.Вампилова.

а) Жестокость бесчеловечности, равнодушия, столкновение добра и зла.

б) Социальные и нравственно-психологические причины изломанности человеческой жизни.

3.Особенности конфликта, сюжета и композиции пьесы, роль символики.

4.Сценические интерпретации пьесы.

ЛИТЕРАТУРА

Художественный текст.

Вампилов А. «Утиная охота».

Основная.

1.Рудницкий К. По ту сторону вымысла: Заметки о драматургии А.Вампилова // Вопросы литературы, 1976, № 10.

2.Смелков Ю. Зигзаги судьбы Зилова («Утиная охота»: как ставят? как ставить?) // Литературное обозрение, 1979, № 1.

3.Кронин М. Самый правдивый театр. О поэтике А.Вампилова // Литературная учеба, 1979, № 1.

4.Тендитник Н. Александр Вампилов. Новосибирск, 1979.

5.Толстых В. Среди своих чужой // Литературная учеба, 1981, № 5.

6.Сушков Б. А.Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. М., 1989.

7.Гущанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. Л., 1990.

Дополнительная.

1.Демидов А. Заметки о драматургии А.Вампилова // Театр, 1974, № 3.

2.Шайтанов И. Четыре варианты одной проблемы // Сибирские огни, 1974, № 7.

3.Сахаров Вс. Театр А.Вампилова // Наш современник, 1976, № 3.

4.Гущанская Е. Драматургия А.Вампилова // Звезда, 1981, № 12.

5.Сергеев М. Театр А.Вампилова // Литература Сибири. История и современность. Новосибирск, 1984.

6.Стрельцова Е. «Ситуация порога» в пьесах А.Вампилова // Байкал, 1984, № 1.

7.Стрельцова Е. Ружье или телефон?: О символике пьесы «Утиная охота» А.Вампилова // Русская речь, 1988, № 4.

8.Распутин В. Где ты, душа жива? // Литература в школе, 1992, № 2.

ЗАНЯТИЕ № 10

ПОЭМА А.АХМАТОВОЙ «РЕКВИЕМ».

Задание.

1.Подготовить реферативное сообщение на тему: «Споры о «возвращенной» литературе в критике и литературоведении».

2.Выделить в поэме А.Ахматовой исторические, фольклорные и библейские образы и охарактеризовать их.

3.Выучить наизусть любой отрывок из поэмы.

План.

1.«Возвращенная» литература (общая характеристика).

2.История создания и публикации поэмы А.Ахматовой «Реквием».

3.Образ лирической героини поэмы.

4.Художественное своеобразие поэмы (роль символики, особенности стиха поэмы).

ЛИТЕРАТУРА.

Художественный текст.

Ахматова А. «Реквием».

Основная.

1.Иванова Н. Отцы и дети эпохи // Вопросы литературы, 1987, № 11.

2.Роднянская И. Возвращенные поэты // Позиция. М., 1988.

3.Абелюк Е.С. Читательский комментарий: Замысел и воплощение // Литература в школе, 1989, № 3.

4.Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. М., 1989.

5.Виленкин В. В сто первом зеркале. М., 1990.

Дополнительная.

1.Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

2.Павловский А.И. Анна Ахматова. Очерк творчества. Л., 1982.

3.Встречи с прошлым. Вып. 3. М., 1987.

4.Скатов Н. «Я – голос ваш…»; Кушнер А. Поэтическое восприятие мира // Литературная газета, 1989, 21 июля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: