Текущего промежуточного и итогового контроля

Требования к уровню освоения программы и формы

Предусмотренные программой курса контрольные работы, доклады, сообщения, экзаменационные вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение, способствуют формированию навыков сбора, обработки, интерпретации информации, в том числе и с использованием современных информационных технологий (электронные библиотеки, электронные версии журналов, базы данных).

Изучение русской литературы ХХ в., как никакой другой предмет, способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности. Сам предмет изучения способствует формированию нравственности, социальной ответственности, толерантности. Прослеживаемая в ходе изучения связь современной русской литературы с мировой, с театром, живописью, музыкой, философией, религией способствует расширению общекультурных компетенций обучающихся.

Изучение данной дисциплины предполагает изучение отечественной литературы в ее историческом развитии и современном состоянии. Он требует понимания закономерностей литературного процесса, знания основных этапов развития российской словесности. В ходе освоения этого курса происходит закрепление представлений об основных литературоведческих категориях, привлекаются сведения о ведущих отечественных и зарубежных литературоведческих направлениях, обозначаются актуальные вопросы современной науки о литературе.

Курс истории русской литературы предполагает развитие и закрепление навыков владения основными методами филологического анализа. Лекции и, в особенности, практические занятия направлены на формирование умения раскрыть своеобразие художественных текстов и творчества писателя с использованием системы основных понятий и терминов литературоведения. Система практических занятий построена таким образом, что позволяет отработать основные приемы и методы анализа и интерпретации текстов различной эстетической природы.

Необходимость освоения большого и разнообразного литературного материала предопределяет существенную долю самостоятельной работы студентов: умение пользоваться научной, справочной, методической литературой, владение навыками библиографического разыскания, знание основных библиографических источников и поисковых систем.

Написание контрольных работ способствует формированию навыков разработки актуальной филологической темы, реферирования научной литературы, владения терминологическим аппаратом современной филологической науки, навыками библиографического описания, методами и приемами письменной коммуникации, создания разных типов и видов текстов (контрольная работа может представлять собой реферат научных источников, самостоятельный анализ художественного текста, рецензию на современное произведение отечественной литературы).

Программа должна быть освоена на уровне глубоких, устойчивых знаний, способных послужить основой для формирования профессионального исторического мировоззрения, креативного мышления студентов.

В процессе изучения курса предусматривается несколько форм контроля, обеспечивающих мониторинг усвоения знаний: написание докладов, рефератов, письменных работ по анализу разных точек зрения на одну и ту же проблему; аудиторное тестирование; итоговый экзамен.

Программа должна быть освоена на уровне глубоких, устойчивых знаний, способных послужить основой для формирования профессионального исторического мировоззрения, креативного мышления студентов.

В процессе изучения курса предусматривается несколько форм контроля, обеспечивающих мониторинг усвоения знаний: написание докладов, рефератов, письменных работ по анализу разных точек зрения на одну и ту же проблему; аудиторное тестирование; итоговый экзамен


Требования к экзамену:

· знание текста (из обязательного списка); из лирики- знание наизусть 2-3-х стихотворений каждого поэта (из обязательного списка), а также основных фактов биографии и периодов творчества писателя (поэта);

· умение аргументированно и логически последовательно раскрыть смысл сформулированных в билете вопросов;

· владение навыками анализа художественного текста, знание и понимание основных литературоведческих терминов и категорий.

· Наличие конспектов литературно-критических статей по творчеству каждого писателя, включенного в программу курса.

Оценка «отлично» ставится, если

· студент прочитал большинство произведений из обязательного списка;

· рассказал наизусть программные стихотворения, а также продемонстрировал знание основных фактов биографии и периодов творчества писателя /поэта;

· умеет аргументированно и логически последовательно раскрыть смысл сформулированных в билете вопросов;

· владеет навыками анализа художественного текста, знает и понимает основные литературоведческие термины и категории.

· имеются конспекты лекций и рекомендованных к изучению литературно-критических.

Оценка «хорошо» ставится, если

· студент прочитал не все произведения;

· рассказал наизусть программные стихотворения из обязательного списка, но допускал неточности в ответе на вопросы по биографии и периодам творчества писателя /поэта;

· имеются не все конспекты лекций и литературно-критических статей.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил около половины от общего объема всех заданий.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения, непонимание сущности поставленного вопроса, при этом выполнено менее 50% всех заданий семестрового обучения.

Кроме того, при оценке знаний студентов в ходе промежуточной и итоговой аттестации учитываются:

· посещаемость аудиторных занятий.

· активное участие в семинарских, практических занятиях.

· оценки, полученные студентами за выполнение практических работ, докладов, рефератов и т.д.

· результаты текущего тестирования.

· эффективная самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов с литературными и интернет-ресурсами.


Список художественной литературы для обязательного чтения

1. Лирика военных лет К.Симонова, А.Суркова, М.Исаковского, А.Твардовского, О.Берггольц, Н.Тихонова, А.Прокофьева (2 автора по выбору).

2. Поэзия периода войны Н.Майорова, М.Джалиля, П.Когана, М.Кульчицкого, Г.Суворова (1 автор по выбору).

3. Лебедев-Кумач В. Священная война, Сурков А. В землянке, Ошанин Л. Дороги, Фатьянов А. Соловьи, Исаковский М. В лесу прифронтовом, Чуркин А. Вечер на рейде (1 произведение по выбору).

4. Тихонов Н. Киров с нами, Инбер В. Пулковский мередиан, Прокофьев А. Россия, Антокольский П. Сын, Алигер М. Зоя, Берггольц О. Февральский дневник (1 произведение по выбору).

5. Толстой А. Что мы защищаем?, Москве угрожает враг; Леонов Л. Неизвестному американскому другу (1 произведение по выбору).

6. Шолохов М. На Дону, Военнопленные; Фадеев А. Ленинград в дни блокады; Тихонов Н. Ленинградский год; Симонов К. Июль-декабрь; Вишневский Вс. Октябрь на Балтике; Лидов П. Таня; Кожевников В. Рождение воина; Соболев Л. Дорогами побед (1 произведение по выбору).

7. Соболев Л. Морская душа; Толстой А. Русский характер; Твордовский А. Родина и чужбина; Шолохов М. Наука ненависти; Кожевников В. Март-апрель; Тихонов Н. Ленинградские рассказы (1 произведение по выбору).

8. Платонов А. Одухотворенные люди, Неодушевленный враг, Мать, Девушка Роза, Возвращение.

9. Бек А. Волокаламское шоссе; Симонов К. Дни и ночи; Березко Г. Командир дивизии; Гроссман В. Народ бессмертен; Василевская В. Радуга; Горбатов Б. Непокореннные; Шолохов М. Они сражались за родину; Леонов Л. Взятие Великошумска; Фадеев А. Молодая гвардия (2 произведения по выбору).

10. Леонов Л. Нашествие; Симонов К. Русские люди; Корнейчук А. Фронт; Шварц Е. Дракон (1 произведение по выбору).

11. Некрасов В. В окопах Сталинграда.

12. Казакевич Э. Звезда, Двое в степи; Панова В. Спутники; Полевой Б. Повесть о настоящем человеке; Алексеев М. Солдаты; Гроссман В. За правое дело.

13. Леонов Л. Русский лес, Золотая карета.

14. Овечкин В. Районные будни;

15. Лирика поэтов Фронтового поколения: С.Орлов, М.Дудин, Ю.Друнина, С.Наровчатов, А.Межиров, А. Твардовский, М.Луконин, Е.Винокуров (2 автора по выбору).

16. Прокофьев А. Возвращение, Сад; Дудин М. Вчера была война; Твардовский А. Дом у дороги. (1 произведение по выбору).

17. Пришвин М. Кащеева цепь, Жень-шень, Фацелия, Корабельная чаща, Осударева дорога.

18. Николаева Г. Битва в пути; Дудинцев В. Не хлебом единым.

19. Яшин А. Рычаги; Тендряков В. Ухабы; Нагибин Ю. Далекое и близкое, Чистые пруды; Казаков Ю. Проклятый Север, Голубое и зеленое (1 произведение по выбору).

20. Нилин П. Жестокость, Испытательный срок; Домбровский Ю. Хранитель древностей; Залыгин С. На Иртыше (1 произведение по выбору).

21. Берггольц О. Дневные звезды; Солоухин В. Владимирские проселки, Капля росы (1 произведение по выбору).

22. Кузнецов А. Продолжение легенды; Аксенов В. Звездный билет, Коллеги; Битов А. Одна страна, Путешествие в страну детства (1 произведение по выбору).

23. Заболоцкий Н. Некрасивая девочка, Старая актриса, О красоте человеческих лиц, Уступи мне, скворец, уголок, цикл «Последняя любовь».

24. Пастернак Б. Доктор Живаго, Стихи из сборников «На ранних поездах», «Когда разгуляется».

25. Ахматова А. Поэма без героя, Реквием, Стихи из сборников «Нечет», «Бег времени».

26. Симонов К. Живые и мертвые.

27. Гроссман В. Жизнь и судьба.

28. Ананьев А. Танки идут ромбом; Бакланов Г. Пядь земли; Воробьев К. Убиты под Москвой; Богомолов В. Иван; Бондарев Ю. Батальоны просят огня, Последние залпы; Окуджава Б. Будь здоров, школяр; Шолохов М. Судьба человека; (2 автора по выбору).

29. Алексеев М. Хлеб – имя существительное; Белов В. Привычное дело; Крутилин С. Липяги; Можаев Б. Из жизни Федора Кузькина; Проскурин П. Горькие травы; Яшин А. Вологодская свадьба (2 произведения по выбору).

30. Абрамов Ф. Пряслины.

31. Катаев В. Святой колодец; Паустовский К. Повесть о жизни; Шкловский В. Жили-были; Эренбург И. Люди, годы, жизнь.

32. Трифонов Ю. Обмен, Долгое прощание, Предварительные итоги, Другая жизнь.

33. Лирика 60-х годов А.Вознесенского, Р.Рождественского, Е.Евтушенко, Р.Казаковой, Б.Ахмадулиной (1 автор по выбору); В.Соколова, Г.Горбовского, А.Прасолова, Ст. Куняева, О.Фокиной, Н.Тряпкина, А.Жигулина, Н.Старшинова (1 автор по выбору); Л.Мартынова, А.Тарковского, Е.Винокурова, А.Кушнера, В.Сосноры (1 автор по выбору); Б.Окуджавы, Н.Матвеевой, В.Высоцкого, Ю.Кима, Ю.Визбора (1 автор по выбору).

34. Твардовский А. Василий Теркин, Теркин на том свете, За далью – даль, По праву паияти, Стихи последних лет.

35. Рубцов Н. Лирика.

36. Вознесенский А. Мастера; Евтушенко Е. Станция Зима, Братская ГЭС; Исаев Е. Суд памяти; Луговской В. Середина века; Луконин М. Признание в любви; Рождественский Р. Реквием; Ручьев Б. Красное солнышко, Любава; Смеляков Я. Строгая любовь; Федоров В. Проданная Венера (2 автора по выбору).

37. Алешин С. Все остается людям; Арбузов А. Иркутская история; Володин А. Фабричная девчонка, Старшая сестра; Лаврентьев В. Человек и глобус; Розов В. В добрый час, В поисках радости; Салынский А. Барабанщица, Мария; Штейн А. Океан (2 автора по выбору).

38. Вампилов А. Прощание в июне, Старший сын, Утиная охота, Прошлым летом в Чулимске (2 произведения по выбору).

39. Астафьев В. Пастух и пастушка; Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние; Богомолов В. В августе сорок четвертого (Момент истины); Васильев Б. А зори здесь тихие; Кондратьев В. Сашка; Носов В. Усвятские шлемоносцы; Распутин В. Живи и помни (2 произведения по выбору).

40. Быков В. Сотников, Волчья стая, Обелиск, Знак беды, Карьер, В тумане (2 произведения по выбору).

41. Адамович А. Хатынская повесть; Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга; Алексиевич С. У войны – не женское лицо, Цинковые мальчики (1 произведение по выбору).

42. Алексеев М. Драчуны, Алексеев С. Рой, Астафьев В. Последний поклон; Белов В. Лад; Залыгин С. Комиссия; Личутин В. Крылатая Серафима; Носов Е. И уплывают пароходы, и остаются поезда; Проскурин П. Судьба; Распутин В. Прощание с Матерой, Пожар (2 автора по выбору).

43. Айтматов Ч. Белый пароход; Астафьев В. Царь-рыба; Васильев Б. Не стреляйте в белых лебедей; Троепольский Г. Белый Бим Черное ухо (1 произведения по выбору).

44. Акулов И. Касьян Остудный; Антонов С. Овраги; Белов В. Кануны, Год великого перелома; Можаев Б. Мужики и бабы (1 произведение по выбору).

45. Шукшин В. Рассказы, Калина красная, Я пришел дать вам волю.

46. Владимов Г. Верный Руслан; Волков О. Погружение во тьму; Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей; Жигулин А. Черные камни; Федоров Е. Илиада Жени Васяева; Шаламов В. Колымские рассказы (1 произведение по выбору).

47. Амлинский В. Оправдан будет каждый час; Гранин Д. Зубр; Дудинцев В. Белые одежды; Нагибин Ю. Встань и иди; Приставкин А. Ночевала тучка золотая; Рыбаков А. Дети Арбата; Трифонов Ю. Исчезновение (2 произведения по выбору).

48. Солженицын А. Один день Ивана Денисовича, Матренин двор, Архипелаг ГУЛАГ, В круге первом (или Раковый корпус), Красное колесо (один из узлов), Бодался теленок с дубом, Публицистика, Абрикосовое варенье (или любой другой рассказ последних лет).

49. Есин С. Имитатор; Ерофеев Вик. Рассказы; Ким А. Лотос, Белка; Киреев Р. Мальчик из чернильницы, Посещение; Крупин В. Живая вода; Курчаткин А. Гамлет из поселка Уш; Маканин В. Ключарев и Алимушкин, Предтеча, Где сходилось небо с холмами, Антилидер; Петрушевская Л. Рассказы; Семенов Г. Дней череда, Сладок твой мед; Толстая Т. Рассказы (2 автора по выбору).

50. Ерофеев Вен. Москва-Петушки.

51. Айтматов Ч. И дольше века длится день, Плаха; Битов А. Пушкинский дом; Леонов Л. Пирамида; Орлов В. Альтист Данилов (1 произведение по выбору).

52. Балашов Дм. Марфа-посадница (или любой другой роман); Лебедев В. Обреченная воля; Лощиц Ю. Дмитрий Донской; Михайлов О. Суворов; Окуджава Б. Свидание с Бонопартом; Чивилихин В. Память (1 произведение повыбору).

53. Лирика 70-80-х годов М.Дудина, С.Орлова, Д.Самойлова, А.Межирова, К.Ваншенкина, Ю.Друниной, Е.Винокурова (1 автор по выбору); Б.Ахмадулиной, Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, О.Чухонцева, А.Кушнера, Ю.Кузнецова (1 автор по выбору); И.Жданова, А.Парщикова, Д.Пригова, А.Еременко, Н.Искренко, Ю.Арабова (1 автор по выбору).

54. Вознесенский А. Вечное мясо, Ров; Евтушенко Е. Мама и нейтронная бомба, Под кожей статуи Свободы, Фуку; Кузнецов Ю. Дом; Наровчатов С. Василий Буслаев; Преловский А. Вековая дорога; Самойлов Д. Снегопад; Соколов В. Сюжет; Федоров В. Женитьба Дон-Жуана (1 произведение по выбору).

55. Поэзия русского зарубежья (И.Елагин, Н.Коржавин, И.Бродский, Ю.Кублановский) (1 автор по выбору).

56. Дворецкий И. Человек со стороны; Гельман А. Премия, Бокарев Г. Сталевары; Мишарин А. Равняется четырем Франциям; Черных В. День приезда, день отъезда (1 пьеса по выбору);

Розов В. Гнездо глухаря, Кабанчик; Арбузов А. Жестокие игры; Дударев А. Порог; Гельман А.Скамейка, Наедине со всеми; Дворецкий И. Веранда в лесу; Арро В. Смотрите, кто пришел; Радзинский Э. Спортивные сцены 81 года (1 пьеса по выбору).

Петрушевская Л. Три девушки в голубом, Чинзано; Славкин В. Взрослая дочь молодого человека; Казанцев А. Старый дом; Галин А. Ретро, Восточная трибуна (1 пьеса по выбору).

Шатров М. Так победим, Брестский мир, Дальше, дальше, дальше (1 пьеса по выбору).

Произведения, выделенные жирным шрифтом, обязательны для чтения.


Вопросы для подготовки к экзамену по всему курсу

1. Жанровое и стилевое многообразие лирики военных лет.

2. Драматургия на современном этапе (на примере 2-3-х произведений)

3. Особенности поэмы военных лет. Жанровые и художественные особенности поэмы А.Твардовского «Василий Теркин». Место и значение поэмы в литературе о войне.

4. Творческий путь А.Солженицына

5. Проза периода Великой Отечественной войны (публицистика военных лет. Тематическое и стилевое многообразие рассказа в годы войны. Повесть и роман военного времени).

6. Проблематика и художественное своеобразие поэм А. Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя». Поздняя лирика А.Ахматовой.

7. Драматургия военных лет (на примере одного произведения)

8. Пути развития поэмы 50-60-х г.г. (на примере 1-2-х произведений)

9. Проблематика и поэтика военной прозы А.Платонова.

10. Проблемы и герои пьес А.Вампилова. Особенности конфликта, сюжета и композиции произведений (на примере двух пьес).

11. Творческий путь М.Пришвина

12. Поэзия на современном этапе (общая характеристика)

13. Лирическая проза. Закономерности ее появления и художественные особенности (на примере 1 произведения)

14. «Возвращенная литература» и ее место в современной русской культуре (на примере 2-х произведений)

15. Творческий путь В.Шукшина.

16. Поздняя лирика Н. Заболоцкого (основные темы и мотивы).

17. Деревенская проза 50-60-х годов и споры о ней в критике. Рассказ Солженицына «Матренин двор» и его место в художественном освоении народного быта. Русский национальный характер в произведениях С.Крутилина «Липяги», Б.Можаева «Из жизни Федора Кузькина», А.Яшина «Угощаю рябиной», «Вологодская свадьба», П.Проскурина «Горькие травы» (на примере 1-го произведения).

18. Поэзия Н.Рубцова. Основные темы и мотивы творчества поэта.

19. Нравственно-философский мир романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

20. Идейно-художественное своеобразие военной прозы 50-60-х гг. (на примере 2 авторов)

21. Особенности литературного процесса 50-60-х гг. Постановка острых общественных проблем в «Районных буднях» В.Овечкина и «Рычагах» А.Яшина. Производственные и нравственные коллизии в романах В.Дудинцева «Не хлебом единым», Г.Николаевой «Битва в пути», Д.Гранина «Иду на грозу» (на примере 1 произведения»).

22. Новое о человеке на войне в литературе 70-90-х годов.

23. Многообразие жанрово-стилевых исканий в поэзии 50-60-х гг. Социальные и художественные поиски поэтов-«шестидесятников» (на примере творчества одного поэта»).

24. Современная деревенская проза (на примере 2-3-х произведений)

25. Своеобразие драматургии 50-60-х гг. Анализ конфликта и система характеров в пьесах В.Розова, А.Арбузова и др. (на примере 1 произведения).

26. Человек и время в «московских повестях» Ю.Трифонова

27. Общая характеристика драматургии военных лет (анализ одной пьесы по выбору).

28. Роман Л.Леонова «Русский лес» и его роль в развитии послевоенной прозы.

29. Идейно-художественное своеобразие «партизанских повестей» В.Быкова.

30. Традиции масштабно-исторического подхода к изображению войны в трилогии К.Симонова «Живые и мертвые» (на примере 1 романа).

31. Тетралогия Ф.Абрамова «Пряслины» как своеобразный итог в развитии деревенской прозы (на примере 1 романа).

32. Творческий путь Л.Леонова.

33. Своеобразие современной постмодернистской прозы. (на примере 1-2-х произведений).

34. Повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда» и ее место в литературе о войне.

35. Судьба человека в драматических испытаниях эпохи в произведениях П.Нилина «Жестокость» и «Испытательный срок», «Хранитель древностей» Ю.Домбровского, «На Иртыше» С.Залыгина (на примере 1 произведения). Этапное значение рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

36. Проблематика и художественное своеобразие рассказов Ю.Казакова.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: