double arrow

Методические рекомендации преподавателю


Дополнительная литература.

ЭБС Университетская библиотека онлайн

Основная литература.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Минералов Ю. История русской литературы. 90-е годы ХХ века. - М., 2002 (17 экз.).

http://www.biblioclub.ru/55843_Istoriya_russkoi_literatury_90_e_gody_XX_veka_Uchebnoe_posobie_dlya_studentov_vysshikh_uchebnykh_zavedenii_.html

2. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997 (19 экз)

3. Русская литература XX века [Текст] : Учеб. пособие для вузов: В 2 т. / Под ред. Л. П. Кременцова. - (Высшее образование). Т. 2 : 1940 - 1990-е годы / [А. Ф. Авдеева, Л. Ф. Алексеева, О. В. Быстрова и др.], 2003. - 456, [1] с. (38)

4. История русской литературы XX века : учеб. пособие для вузов : в 4 кн. / под ред. Л. Ф. Алексеевой. - М., 2005 (10 экз.)

5. Лейдерман, Наум Лазаревич (рос. литературовед, критик ; 1939-) Современная русская литература, 1950-1990-е годы [Текст] : Учеб. пособие для вузов: В 2 т. - (Высшее образование). Т. 1 : 1953-1968, 2003. - 412, [1] с. (55)

6. Лейдерман, Наум Лазаревич (рос. литературовед, критик ; 1939-) Современная русская литература, 1950-1990-е годы [Текст] : Учеб. пособие для вузов: В 2 т. Т. 2 : 1968-1990, 2003. - 684, [1] с. (55)

7. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период) : - М. , 2001 (46 экз.)

8. Русская проза конца XX века [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 - Рус. яз. и лит. / [д-р филол. наук, проф. В. В. Агеносов и др.] ; под ред. д-ра филол. наук, проф. Т. М. Колядич (рук. авт. коллектива), 2005. - 420, [2] с. (10)

9. Буслакова, Татьяна Павловна. Современная русская литература: тенденции последнего десятилетия [Текст] : учеб. пособие [для студентов филол. фак. вузов] / Т. П. Буслакова, 2008. - 126, [2] с. (10)

10. Громова М. И. Русская драматургия конца ХХ - начала XXI века. Учеб. Пособие 4-е изд. - М.: Флинта, 2009.

ЭБС Университетская библиотека онлайн

http://www.biblioclub.ru/94673_Russkaya_dramaturgiya_kontsa_KhKh___nachala_XXI_veka_Ucheb_posobie.html

11. Русские поэты ХХ века. Учебное пособие М.: Флинта, 2009

ЭБС Университетская библиотека онлайн

http://www.biblioclub.ru/57964_Russkie_poety_KhKh_veka_Uchebnoe_posobie.html

1. Васильев И. Русский поэтический авангард ХХ века. - Екатеринбург, 1999.

2. Жидков В. Театр и время: От Октября до Перестройки. - М., 1991.

3. Зайцев В. Современная русская поэзия в литературоведении последних лет. - М., 1998.

4. Звягина М. Авторские жанровые формы в русской прозе конца ХХ века. - Астрахань, 2001.

5. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.

6. Ильин И. Постмодернизм. Постструктурализм. Деконструктивизм. - М., 1997.

7. Канунникова И. Русская драматургия ХХ века. - М., 2003.

8. Мережинская А. Художественная парадигма переходной культурной эпохи. Русская проза 80-90-х годов ХХ века. – Киев, 2001Агеев А. На улице и в храме // Знамя. – 1990. - № 10.

9. Недзвецкий В. Русская деревенская проза. - М., 2002.

10. Немзер А. Замечательное десятилетие // Новый мир. – 2000. - № 1.

11. Огнев А. Традиции, война и судьба России. – Тверь, 2004.

12. Проблемы эволюции русской литературы ХХ века. - М., 1995.

13. Роднянская И. Литературное семилетие. 1987-1994. - М., 1995.

14. Русский роман ХХ века. Духовный мир и поэтика жанра. – Саратов, 2001.

15. Скоропанова И. Поэзия в годы гласности. - Минск, 1993.

16. Современная проза глазами прозаиков // Вопросы литературы. – 1996. - № 1.

17. Современная русская драматургия. Тенденции развития. - М., 1998.

18. Феномен ХХ столетия в литературе и культуре. - СПб., 2000.

19. Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры. - М., 1994.

20. Шкловский Е. Ускользающая реальность. Взгляд на журнальную прозу 90-х годов // Литературное обозрение. – 1991. - № 2.

21. Явчуновский Я. Драма на новом рубеже. - Саратов, 1989.


Курс «История русской литературы ХХ века» является одним из историко-литературных дисциплин, изучаемых в высших школах.

Курс представляет собой отраслевую научную и учебную дисциплину, методологическая база которой строится на «Введении в литературоведение», «Истории русской литературы», современной отечественной истории, «Истории мировой культуры», «Культурологи». Преподавателю следует владеть основами этих знаний, чтобы иметь возможность строить занятия с учетом междисциплинарных связей. Для расширения познавательных возможностей необходимо приветствовать попытки студентов соединять исторические и культурологические знания при освоении данного предмета.

Основные рекомендации преподавателю, работающему с данной программой сводятся к следующему.

Преподаватель должен четко формулировать задачи, которые предстоит научиться решать студентам после изучения соответствующего материала. Важно создать в аудитории атмосферу доброжелательности, использовать эффективные дидактические приемы, которые способствуют формированию у обучаемых желание делать самостоятельные выводы и обобщения, обмениваться мнениями. Творчески подходить к выбору активных методов и средств обучения, таких как коллоквиумы, дискуссии. Полезно предлагать студентам реконструировать события современной литературы, провести сравнительный анализ исторических и литературных событий.

Необходимо учитывать индивидуальные интеллектуальные способности студентов, обучать так, чтобы они осознавали важность приобретаемых знаний по дисциплине. Сообщать не только актуальные, но и опережающие знания, новые исторические парадигмы. Активно приобщать и всячески стимулировать студентов за проявление самостоятельности, желание заниматься исследовательской деятельностью.

Особое внимание следует уделять использованию новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, современных мультимедийных средств на учебных занятиях. Существенно повысят качество обучения электронные интерактивные обучающие пакеты с набором заданий для самоконтроля, которые могут использоваться как на аудиторных занятиях, так и при дистанционном обучении, существенно повысят качество обучения.

Важно использовать воспитательный потенциал дисциплины. Идеологию занятий надо строить так, чтобы они способствовали трансляции социокультурного опыта, социализации личности студента, формировали профессиональные ценности и профессиональное мировоззрение.


Сейчас читают про: