Каждый человек стремится к знанию.
С другой стороны, познать он может весьма мало. Человек всегда будет стремиться все познать.
У человека обладающего знанием возникает мнение, что он многое познал (мудрец), в отличие от их есть люди, которые пользователь
Принцип: чем больше человек знает, тем больше он не знает.
Признаться в своей интеллектуальной несостоятельности – мудрец. Он стремится к познанию, но понимает, что все познать не может.
Софисты считали что знания можно продать. Сократ говорил что мудрец преклоняется перед знанием.
ü Ввел диалектику.
Считал что путь к истине – диалог с другим человеком (он будет уточнять истины). Помощь другого человека в раскрытии истины. (путем наводящих вопросов) искусство беседы, в результате которой человек путем наводящих вопросов приводи к истине другого человека – Маевтика – метод сократа.
Сократ: «главная причина безнравственных поступков – нравственное невежество»
Задача общества: помочь осознать человеку, что он творит несправедливость.
|
|
Наиболее известный ученик Сократа – Платон(434-354)=Аристокл.
Был победителем олимпийских игр. «Платос» – «широкий».
Свидетелем казни Сората.
Платон: «Апология Сократа» – 3 выступления, которые С. Произвел на суде. Впоследствии ещё 40 произведений в жанре диалога.
«Пир», «Государство»
Сократ не написал ни одной книги, знания от Платона. + Ксенофонт б лагодаря им сохранились речи Сократа.
ü Платон создал первое высшее учебное заведение – академию. Там учился Аристотель.
ü Разработал проект идеального государства (поехал к Дионисию – сиракузскому тирану – и предложил ему свой план. Д хотел продать его в рабство, но его спасли друзья.)
ü Первый кому удалось создать разработанную философскую систему.
Онтология (учение о бытии) – основа философской системы.
Два мира:
1. мир вещей
2. мир идей (эйдос)
В каком мире мы живём? Где справедливость?
Мир в котором мы жвем, и мир справедливости – эйдосов.
Эйдосы – прообразы вещей, Эталоны, по которым создаются вещи.
Мир в котором мы живем – множественен, а эйдосов – един.
В основе существования каждой вещи лежит эйдос.
Знакомство с вещью – путем чувственного восприятия, но что такое вещь – ни один орган нам не говорит. Сказать что такое вещь – назвать вещь.
Есть эйдосы человека, книги.
После смерти Сократа появилось несколько школ:
1. Киренская (киренаики) Аристип
2. Киники Антисфен, Доген
3. Академическая школа Платон
Платон: каждый человек представлен 2мя началами:
1. Материальное (тело) - конечное
2. Душа – существует еще до вселения в тело – бесконечное. Они изначально разные – одни легче, другие тяжелее. Знания об идеально
Принцип врожденного знания: человек обладает предзнанием об идеальном мире.
Процесс познания – процесс припоминания – анамнезис.